Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Трудоемкость самостоятельной работы обучающихся по дисциплине «Культурология» составляет 30 часов по очной форме обучения, 62 часа – по заочной форме обучения.
Предусматриваются следующие виды самостоятельной работы:
- подготовка к семинарам и практическим занятиям;
- подготовка основных и дополнительных творческих заданий (доклады, коллективные творческие работы);
- выполнение заданий для самопроверки (тесты, контрольно-проверочные вопросы).
Основу для самостоятельной работы над учебным материалом составляют конспекты лекций. В тексте лекций следует выделять ключевые понятия, имена и даты, на которые необходимо обратить первостепенное внимание. Для удобства обучающихся этот материал отмечен в конспектах лекций курсивом или полужирным шрифтом. Качественному усвоению лекционного материала призваны способствовать структурно-логические схемы, наглядно отражающие разделы религиоведения, структуру и функции религии и т.д. Наряду со схемами в
Изучив содержание лекции, следует переходить к работе с литературой. Библиографические списки по всем темам включают в себя основную и дополнительную литературу. Начинать работу с литературой необходимо с основных учебных изданий (учебников и учебных пособий), где содержится систематическое изложение главных структурных компонентов изучаемого материала. Что же касается дополнительной литературы, то обращение к ней помогает осветить те или иные содержательные детали каждой темы, конкретизировать уже сформированную общую картину изучаемых явлений и процессов. Функцию подачи дополнительного материала выполняет также глоссарий, в котором представлены ключевые понятия и термины из курса.
При работе с литературой рекомендуется конспектирование основных положений. Большое внимание при самостоятельной подготовке к занятию должно уделяться уяснению сущности и запоминанию основных определений, классификаций и принципов, встречающихся при изложении материала. Важным подспорьем в этом служит уверенное владение базовыми знаниями по истории Отечества и обществознанию, полученными в средней школе.
Одним из видов самостоятельной работы курсантов и слушателей является подготовка доклада по заданной либо согласованной с преподавателем теме. В процессе подготовки доклада необходимо:
1) выбрать тему и освоить соответствующий материал в учебной литературе с тем, чтобы получить общее представление об избранной теме,
2) ознакомиться с научной литературой, публикациями в периодических изданиях и электронными ресурсами по данной теме (для подготовки доклада необходимо использовать не менее пяти источников информации),
3) составить план, который будет включать в себя введение, основную часть, заключение и список использованной литературы,
4) подготовить текст доклада. Во введении нужно обосновать актуальность избранной темы, в основной части осветить ее ключевые содержательные аспекты, а в заключении сформулировать выводы по изложенному материалу.
Доклад не является обязательным видом самостоятельной работы и пишется по желанию обучающегося. От преподавателя требуется контролировать ход подготовки докладов и оказывать обучающимся посильную помощь на всех этапах работы: при выборе тем, в процессе сбора материала и написания текста. Для этого перед каждым семинарским занятием необходимо проведение консультаций с докладчиками.
Важным элементом самостоятельной работы является выполнение заданий для самопроверки, к числу которых относятся тесты. Более подробная информация, касающаяся докладов и тестирования, приводится в разделе 7 настоящей рабочей программы.
Вопросы для самостоятельного изучения
Заочная форма обучения
№ раздела (темы) | Название разделов (тем) | Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение | Кол-во часов |
1. | Культурология в системе гуманитарного знания | Культурология и смежные науки. | |
Наука как феномен культуры. | |||
Методы культурологических исследований. | |||
Функции культурологии. | |||
Роль культурологии в профессиональной подготовке юриста. | |||
2. | Теория культуры | Проблемы культуры в «философии жизни». | |
Концепция культуры Фрейда. | |||
Идеалистическая концепция культуры Гегеля. | |||
Культура организации. | |||
Культура и общество. | |||
Культура и личность. Инкультурация и социализация. | |||
Функции культуры. | |||
Типология культурных образований по этнической (национальной) принадлежности. | |||
Типология культурных образований по религиозной принадлежности. Христианский тип культуры. | |||
Типология культурных образований по профессиональной принадлежности. Профессиональная культура юриста. | |||
Типология культурных образований по уровню их функционирования: доминирующая культура, субкультура и контркультура. Криминальные культурные образования. | |||
Проблемы инкультурной социодинамики. | |||
Проблемы межкультурной социодинамики. | |||
Формы и способы распространения культуры (культурная экспансия, культурные заимствования, культурная диффузия). | |||
Право как феномен культуры. Структура правовой культуры. | |||
Профессиональная правовая этика. | |||
Типология культурных образований по этнической (национальной) принадлежности. | |||
Типология культурных образований по религиозной принадлежности. Христианский тип культуры. | |||
Типология культурных образований по профессиональной принадлежности. Профессиональная культура юриста. | |||
Типология культурных образований по уровню их функционирования: доминирующая культура, субкультура и контркультура. Криминальные культурные образования. | |||
Проблемы инкультурной социодинамики. | |||
Проблемы межкультурной социодинамики. | |||
Формы и способы распространения культуры (культурная экспансия, культурные заимствования, культурная диффузия). | |||
Право как феномен культуры. Структура правовой культуры. | |||
Профессиональная правовая этика. | |||
3. | История мировой культуры | Русский культурный архетип и факторы его формирования. | |
Культурологичсекие идеи славянофилов. | |||
Культурологические идеи западников. | |||
Развитие культуры в советский период. | |||
Культура постсоветского периода. | |||
Социокультурная характеристика первобытного общества. | |||
Характерные черты античной культуры. | |||
Культура западноевропейского средневековья. | |||
Модерн. | |||
Социокультурная характеристика первобытного общества. | |||
Характерные черты античной культуры. | |||
Культура западноевропейского средневековья. | |||
Модерн. | |||
Социодинамика отечественной культуры. | |||
4. | Культура современного общества | Место современной России в мировой цивилизации. | |
Проблема культурных ценностей в современном информационном обществе. | |||
Культура и глобальные проблемы современности. | |||
Культура управления: понятие, сущность, взаимосвязь с общей культурой. | |||
Тенденция культурной универсализации в мировом современном процессе. | |||
Культура и глобальные проблемы современности. | |||
Культура управления: понятие, сущность, взаимосвязь с общей культурой. | |||
Тенденция культурной универсализации в мировом современном процессе. | |||
5. | Этнокультурные и конфессиональные особенности народов России | Ресурсное, информационное, научно-методическое и аналитическое обеспечение федеральной целевой программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы) с изменениями на 13 марта 2014 года» по реализации научно-исследовательских разработок, направленных на объективную оценку и анализ социокультурных процессов в РФ. | |
Современное состояние и проблемы и проблемы укрепления единства российской нации, гармонизация межэтнических отношений и этнокультурного развития народов в Российской Федерации. | |||
Проблемы противодействия этнополитическому и религиозно-политическому экстремизму. | |||
Россия как полиэтническое государство. | |||
Цели и задачи государственной национальной политики. | |||
Итого: |