Развитие университетов в XIX и XX веках
Первым в мире политехническим университетом считается Будапештский университет экономики и технологии в Венгрии, основанный в 1782 году императором Иосифом II, который первоначально носил название Institutum Geometrico-Hydrotechnicum (Институт геометрии и гидротехники).
К XIX в. сформировались две основных модели университета: немецкая и французская, хотя одновременно развивались и другие, например, российская и британская. Немецкая модель основана на идеях Вильгельма Гумбольдта, который, следуя либеральной модели Фридриха Шлейермахера, убедил прусского короля основать в Берлине университет нового образца, который открылся в 1810 году. Основная цель Гумбольдта состояла в демонстрации процесса получения нового знания и обучения студентов «принимать во внимание фундаментальные законы науки в процессе своего мышления». Обучение происходило, главным образом, в виде семинаров и лабораторных работ.
В конце XX— начале XXI наметилось несколько мировых тенденций.
Во-первых, процесс глобализации. На Европейском континенте символом данного процесса стал Маастрихский договор, вступивший в законную силу с 1 ноября 1993 года и закрепивший экономическое и политическое объединение 27 европейских государств. Образование Европейского союза было сопряжено с рядом мер: унификация валюты, создание общего рынка, обеспечивающего свободу перемещения товаров и услуг, а также гарантии свободы передвижения граждан посредством отмены пограничного контроля в пределах Шенгенской зоны. Экономическая интеграция обуславливает необходимость межкультурного взаимодействия.
Во-вторых, мощное развитие всемирной информационно — коммуникативной среды, смещение приоритетов в системе производства, особую значимость приобретают интеллектуальные ресурсы, и как следствие повышение роли образования, прежде всего высшего.
Европейское сообщество нацелено на создание европейского пространства высшего образования (ЕПВО). Основой сотрудничества становятся общие культурные ценности: философские принципы (принцип равенства и свободы); либеральная идеология; признание и реализация прав и свобод человека, в том числе права на образование для всех, предполагающее равенство возможностей. Особенности европейского образования обусловлены историческими традициями, сложившимся демократическим режимом, нацеленным на человеческую личность. Европейскую культуру можно назвать индивидуалистичной, направленной на личное стремление к успеху. Она опирается на нравственно самостоятельную личность, рационализм, технологический утилитаризм, экспансионистский дух западного менталитета. Основополагающие принципы были законодательно закреплены в ст. 127—128 Договора Европейского сообщества от 25 марта 1957 года и Хартии социальных прав, принятой Советом Европы в 1989 году, а именно: общие ориентиры в области занятости, свобода передвижения, «устранение препятствий, возникающих в результате непризнания дипломов или эквивалентов свидетельств о профессиональной квалификации», свобода образовательных учреждений и предоставления образовательных услуг. В основе интеграции европейских систем образования лежит специальный принцип «единство в многообразии». Он состоит в том, что создавая единую стандартизированную систему высшего образования необходимо учитывать национальные и культурные особенности каждой отдельно взятой страны. Это идея впервые зародилась в 1998 году, когда была подписана Сорбонская декларация. Позднее в 1999 году идеи формирования единой европейской системы высшего образования были подтверждены в Болонской Декларации.
Рассмотрим основные элементы Болонской декларации:
· принятие системы эквивалентных легко сравнимых степеней;
· переход национальных систем на двухуровневые программы и квалификации высшего образования (бакалавр-магистр);
· использование системы кредитов;
· поощрение мобильности студентов и преподавателей;
· создание основы для сотрудничества в повышении качества образования, формирование конкурентной среды;
После принятия Парижского (2001 г.) и Берлинского (2003 г.) коммюнике к основным элементы присоединись следующие положения:
· непрерывное образование, которое позволяет, преодолевая одну ступень образования переходить на следующий уровень;
· концепция общественного контроля за образовательным процессом, повышение роли студенчества;
· рост престижа европейского образования;
· слияние образовательного и научного пространств;
· выявилась необходимость создания национальных органов, регулирующих процесс перехода на новый уровень образования;
Расширение и уточнение целей, задач, методов Болонского процесса происходило на различных встречах стран — участниц: конференция министров в Бергене (2005 г.), Лондонское коммюнике (2007 г.), конференция в Лёвене (2009 г.), конференции в Будапеште и Вене (2010). Девятая конференция министров образования Европейского пространства высшего образования и Четвертый Болонский политический форум прошли в Ереване 14-15 мая 2015 г. На конференции были представлены основные результаты деятельности в области обеспечения качества, использования ECTS-кредитов, систем квалификация, признания предшествующего обучения, которые были заложены в Рабочем плане BFUG на 2012-2015 годы.
Участниками Болонского процесса являются 49 стран (2015 год) и Европейская комиссия. Все страны — члены Европейского союза и Восточного партнерства задействованы в процессе. Монако и Сан-Марино — единственные члены Совета Европы, не участвующие в процессе.
Система сравнимых степеней предполагает трёхуровневую систему высшего образования:
Первый уровень – бакалавриат (степень "бакалавр")
Второй уровень – магистратура (степень "магистр")
Третий уровень – докторантура (степень "доктор философии")
В Европе доминируют две модели системы высшего образования:
бакалавриат + магистратура + докторантура: 3 года обучения + 2 года обучения + 3 года обучения;
бакалавриат + магистратура + докторантура: 4 года обучения + 1 год обучения + 3 года обучения.
Вывод: Достоинства Болонского процесса: расширение доступа к высшему образованию, дальнейшее повышение качества и привлекательности европейского высшего образования, расширение мобильности студентов и преподавателей, а также обеспечение успешного трудоустройства выпускников вузов за счет того, что все академические степени и другие квалификации должны быть ориентированы на рынок труда. Присоединение России к Болонскому процессу дает новый импульс модернизации высшего профессионального образования, открывает дополнительные возможности для участия российских вузов в проектах, финансируемых Европейской комиссией, а студентам и преподавателям высших учебных заведений - в академических обменах с университетами европейских стран.