Дополните определениями по данной теме из словаря или энциклопедии
В этом задании следует самостоятельно выбрать вопросы (не менее 3-4) , которые следует освятить в теме. Чтобы не запутаться - смотрите в 1части разделСодержание дисциплины, структурированное по темам (разделам)1.
1.
2.
3.
1. Насколько динамичны такие культурные элементы как общение, информация? Выскажите свое мнение по поводу высказывания:"Природа не наделила человека способностью устанавливать эмоциональные контакты, обмениваться информацией без помощи знаков, звуков, письма, и для общения человек создал различные средства культурной коммуникации. Информация может передаваться вербальными (словесными) способами, невербальными (мимика, жесты, позы, дистанция общения, информация, которая передается через материальные предметы, например с помощью одежды, особенно форменной) и паравербальными (темп речи, интонации, громкость, артикуляция, высота голоса и т.п.).Для общения с другими людьми человек использует естественные и искусственные языки и коды и др."
2. Покажите логическую взаимосвязь функций. Какие функции культуры для вас являются более важными? Можно добавить еще определенное количество функций, объясните почему.
Подготовка к семинару по теме 4
1. Формы (модели) динамики.
2. Цикличность культуры.
3. Типы динамики культуры.
4. Примеры динамики культурных процессов.
Тема 5.
Архаичная культура
В этом разделе темы следует самостоятельно представить, запомнить 5-6 определений. Дополните термины своими примерами.
Пользуйтесь словарем или энциклопедией!
Египетская бюрократия
Социальное положение и материальное благополучие египтянина зависело от того, какую ступеньку в служебной иерархии он занимал. Доступ к службе был облегчен для знати, хотя не был закрыт для других сословий. Он зависел от уровня образования, поэтому счастливчики, попавшие в правительственную придворную школу, могли дослужиться до высших постов и завещать свой статус детям. Последние автоматически вступали в ряды аристократии, но служебную карьеру должны были начинать снизу— с должности обыкновенного писца.
Несмотря на множество должностей, точного разграничения функций не существовало. Отсюда споры и вражда между отдельными ведомствами. Характерная черта египетской бюрократии — широкое совместительство и параллельное существование системы должностей и системы чинов. Управление провинциями лежало на номархах, совмещавших судебную власть и сбор податей. Они назывались «начальниками поручений». Во главе чиновной знати стоял визирь, соединявший судебную, административную и полицейскую власть. Его именовали «начальником всего государства» либо «созерцающим тайны неба». На него возлагались обязанности издавать законы, повышать в чинах, устанавливать пограничные камни, улаживать конфликты между чиновниками. В его ведении находились государственный архив и шесть судебных палат.
Важным вельможей был также хранитель печати, или казначей. Его титул — «заведующий всем, что есть и чего нет». Под его началом состояли смотрители «двух житниц», рядовые писцы, «начальник царских угодий», заведующие царскими виноградниками, министр общественных работ (начальник работ), военный и морской министры. Кроме них были коменданты крепостей, начальники караванов, главы замков, округов и деревень, начальники жрецов.
Представители знати носили титул «стоящий над людьми», обозначавший принадлежность к высшему сословию. Верхушка знати — князья — имели кроме того придворные титулы: «царский знакомый», «друг», «единственный друг». Венец карьеры чиновника — получение сана «имахи» — подданного царя. Он имел право еще при жизни строить себе гробницу. Обычным вознаграждением для верных подданных были саркофаг из казенных каменоломен, жертвенная доска, фасад гробницы для заупокойного культа, участок земли. За особые заслуги жаловались целые города. В своих посмертных автобиографиях, начертанных на стенах гробниц, вельможи обязательно перечисляли как свои заслуги, так и царские милости. В сохранившейся автобиографии вельможи Птамепсеса говорится, что он был воспитан во дворце вместе с царевичами, женился на старшей царевне, сделался верховным жрецом в Мемфисе и настолько возвысился, что «его величество позволил ему целовать свои ноги и не позволил ему целовать пол».
Чиновникам — гражданским и духовным — могли быть пожалованы особые привилегии — освобождение от повинностей (переноска тяжестей, выполнение поручений), кормления скота, полевых работ, постоя курьеров. За это они должны были не только ревностно выполнять свои обязанности, но и следить за благополучием своих подданных. В автобиографиях номархи гордились не только тем, что их любит фараон, но и тем, что отечески заботились о жителях вверенных им городов. В знак благодарности подданные называли своих детей именами любимых правителей.
Номархи с удовольствием повествовали о добрых делах. Один из них, по имени Амени, уверял: «Не было дочери бедняка, которую бы я обидел, не было вдовы, которую бы я утеснил..., не было голодного в мое время». Забота о подданных не оставалась незамеченной фараоном. Он щедро награждал чиновников, помня о том, что сильная центральная власть, патерналистский стиль управления препятствовали развитию центробежных сил и сепаратистских устремлений.
Повышение в должности сопровождалось не только дополнительными привилегиями (лично чиновнику и его подданным), но и эмоциональным подъемом, высокой мотивацией. Вельможа Сиренповет возвысился до того, что стал «вторым из двух и третьим из трех на этой земле». «Я сильно кланялся, пока горло не лишилось дыхания. Я ликовал, когда меня подняли до неба,... плясал подобно планетам. Мой город ликовал, мои войска ликовали, ...старики вместе с детьми были в радости».
О времени и о нас!!!!
Подаренное время:
- все приятное
(остаются славные воспоминания, которые питают долгие годы)
Обновляющее время:
- когда открыты ярким позитивным переживаниям
- влюбленность, любовь
- ощущение связи с Миром, Божественным, со Вселенной
- творческий полет, вдохновение
(обладает омолаживающим и обновляющим действием для разума, сердца, тела и души)
Доброе время:
- труд, приносящий радость и удовольствие, приятную усталость
- полезные дела
- поиски и открытия
- путешествия
- важное общение
- обучение
- самопознание
Потерянное время:
- ожидания чего-либо
- нетерпение, суета
- обида, недовольства
- сомнения
- печаль, уныние
- смакование разочарований
- нытье
- ворчание, брюзжание
Убитое время:
- конфликты
- ссоры и дрязги
- бесплодное выяснение отношений
- безделье, маята
- дела, приносящие вред
Похищенное время:
- разговоры с никчемными людьми
- болтовня
- сплетни
- выслушивание жалоб на жизнь
Пожертвованное время:
- дела без радости и удовольствия
- вынужденность, "потому что надо", дела по необходимости
- долг
Задание. Выбрать к показу на занятие 2-3- вопроса.Возможно, вы создадите кино или презентацию по вопросам:
1.Социокультурная роль родовой общины.
2.Роль и значение языка (речи) в процессе генезиса культуры.
3. Ранние формы религиозных верований - анимизм, фетишизм, тотемизм, магия.
4.Ритуал, культ.
5.Мифотворчество и его значение.
6.Первобытное искусство.
7.Синкретизм первобытной культуры.
8.Элементы архаики в современной культуре.