В этом контексте обратимся к теме интеграции и этапов психотерапии, а также к сопутствующим данной теме вопросам.

Порядок размещения разделов в настоящей книге и в этой главе, конечно же, не является обязательным для реальной психологической работы. Более того, работа с агрессией не может быть завершающим этапом во взаимоотношениях психолога и клиента. Мы знаем, что обычно агрессия актуализируется в «сердцевине» психотерапии (конечно, существует вариант психотерапии, как правило, краткосрочной, без явной проработки агрессии) и прорабатывается к ее завершению. Завершающим же этапом любой психотерапии является интеграция личности клиента (и адаптация его во внешнем мире). В силу этого при завершении психотерапии показаны:

а) упражнения на доверие, которые вполне можно использовать в порядке повторения;

б) рисование в круге – мандалотерапия. При использовании мандалотерапии необходимо простым карандашом нарисовать круг на белом листе бумаги формата А4 и предложить клиенту рисовать там все, что приходит в голову; рисовать следует красочными мелками или яркими фломастерами максимально разнообразных оттенков; рисовать нужно до того момента, когда клиент будет полностью удовлетворен рисунком (можно рисовать несколько рисунков; в группе возможно совместное рисование в круге). Вообще, рисование в круге может быть завершающим этапом любого сеанса психотерапии. «Окончательный» рисунок в идеале должен быть максимально центрированным, симметричным, равновесным и ярким;

в) вербальные упражнения, направленные на обсуждение, обмен опытом, выражение позитивных эмоций.

Вообщедостаточной степенью условности можно выделить следующие этапы психологической работы психолога с клиентом (любого ее вида, причем в случае краткосрочной работы эти этапы разворачиваются в свернутом или «сверхсвернутом» виде): а) установление раппорта; б) заключение контракта и сбор информации; в) установление «первоначального раппорта клиента с собой»: начальная работа с чувствами и убеждениями, «подстройка» психолога к клиенту и выведение клиента к подавленной «противоположности»; г) осознание и (или) переживание конфликта, препятствующего достижению целостности, «темная ночь души», катарсис (высвобождение чувств, «параноидальных» и «депрессивных»); д) проработка негативных чувств на основе укрепления позитивного «ядра я», трансформация или удаление негативных убеждений, внутренняя трансформация (на самом деле, конечно же, внутренняя трансформация происходит с самого начала психотерапии), объединение противоположностей; е) «включение» воли и принятие своих внутренних сил (начинается примерно с этапа «г»); появление новой и более адаптивной, чем раньше, структуры психической реальности; закрепление «нового человека» (формирование новой целостной структуры); ж) интеграция и завершение «официальной» психотерапии.

Как раз на этапах «г» и «д» происходит активная актуализация и, соответственно, проработка защитных механизмов, особенно в контексте переноса и контрпереноса. Кстати сказать, в процессе проработки защитных механизмов уместно использование наработок когнитивной психологии, позволяющих «высветить» паттерны злокачественно иррационального мышления.

Что происходит в процессе психологической работы? В процессе психотерапии «происходит», прежде всего, взаимоотношение психолога и клиента, причем осуществляется оно на разных уровнях специфического единства, которое можно называть матрицей «психолог–клиент» (идея построения такой матрицы принадлежит Д.Ю. Соколову)[71]. На первый взгляд она очень проста. Рассмотрим же ее.

Матрица «психолог-клиент»:

Сознание психолога (СП) Сознание клиента (СК)
Бессознательное психолога (БП) Бессознательное клиента (БК)

В этой матрице происходят множество явлений: перенос (наслаивание на психолога образов из раннего детства клиента) и контрперенос (ответная реакция психолога, которая может быть «отягощена» его личными проблемами), сопереживание(эти процессы протекают на следующих «горизонталях», «диагоналях» и «вертикалях»): БК – БП (СП), БП – БК (СК), БП-СП, БК - СК), «официальные жалобы» клиента (СК – СП), настоящий запрос клиента(БК – СП), конфронтацияи прояснение (СП – СК), интерпретации психолога (СП – СК и БК), работа с символами, предлагаемыми психологом (СП – БК) и клиентом (БК – СП) и т.д. Можно вновь сказать, что между элементами матрицы существуют много-многозначные связи.

Всякое сознательное действие одного участника коммуникации отзывается сразу, как минимум, в трех точках (причем следует помнить, что сознание и бессознательное «принадлежат» одному и тому же субъекту и одновременно являются автономными «участниками» взаимодействия).

И если психолог не в ладах с самим собой, не интегрирован, не проработал свои проблемы и не обладает профессиональными знаниями и умениями, то он не сможет работать с клиентом, ибо бессознательное последнего заразит бессознательное психолога и не даст сознанию терапевта эффективно работать (не говоря о том, что бессознательное непрофессионала отлично может заразить его же сознание, а сознание – подавить бессознательное и затем проделать то же самое с бессознательным (сознанием) клиента и т.д. и т.п.).

В связи с вышеизложенным естественно возникает вопрос: какими же качествами должен обладать практический психолог?

Личностные качества (необходимое условие): а) интерес к людям, б) реалистичность, в) терпимость (причем не как таковая, а ради чего-то или кого-то), г) ответственность, д) креативность, е) открытость, ё) умение выносит одиночество, ж) аутентичность, з) самообладание, к) способность к юмору, л) умение полноценно радоваться.

Профессиональные качества (достаточное условие):

а) эмпатичность высокого уровня (т.е. эмпатия плюс способность выносить связанную с ней боль);

б) способность к свободно плавающему вниманию. Следует отметить, что способность к свободно плавающему вниманию – это важнейшая характеристика практического психолога-профессионала. При «свободно плавающем внимании» психолог одновременно находится как во всех узловых точках матрицы «психолог-клиент», так и в центре этой матрицы. Способность к свободно плавающему вниманию – это способность быть и в клиенте, и в себе, и над обоими. Это – совмещение мышления и эмоций, ощущений и интуиции, внутреннего и внешнего, сознания и бессознательного, субъекта и Другого;

в) развитость аналитическо-синтетической функции (т.е. способность к профессиональному анализу ситуации, к рефлексии, к взгляду на себя со стороны плюс умение видеть целостную картину происходящего в рамках психокоррекционного процесса);

г) способность к проработке собственных защитных механизмов;

д) способность к психической самозащите;

е) владение методологией, методами и методиками психологии;

ё) безоценочность в одних случаях и способность дать оценку в других.

Существуют ли такие психологи? Конечно, нет. Но стремиться к совершенству можно и нужно.

Глава 7

МОДАЛЬНОСТЬ ПОВЕДЕНИЯ,

ИЛИ «НЕМНОГО ОБ НЛП»

С одной стороны, автор не является сторонником чисто бихевиористского, то есть поведенческого подхода. А с другой стороны, фактически любая практическая работа в сфере психологии предполагает отработку полученных результатов в «реальном мире», другими словами, – поведенческое закрепление результата.

В приведенном выше случае с девушкой, которая сумела надеть алый бант, четко видна поведенческая компонента психотерапевтической работы (когда психолог и ее подопечная пошли на Тверскую улицу «опрашивать мужиков»).

На мой взгляд, бихевиористский подход очень четко проявляется в случае правильного применения так называемого НЛП (нейролингвистического программирования).

По поводу НЛП ведется множество споров, как в плане эффективности данного метода, так и в контексте нравственной оправданности его применения.

На самом деле, как таковое, НЛП является достаточно простой и работающей технологией, которая может быть примерена и для добросовестного решения проблем, и для манипуляции человека человеком (тот же «пикап»).

Мы здесь, естественно, сконцентрируемся на добросовестном использовании НЛП. В позитивном плане оно представляет собой не более чем использование на практике школьного курса биологии и активно применялось еще советскими психологами и психотерапевтами.

Ответ на вопрос о сути нейролингвистического программирования дает уже его название.

«Программирование» – это формирование нужных нам психофизиологических установок восприятия мира и поведения.

«Нейро» – осуществление данного процесса на уровне первой сигнальной системы по Павлову.

«Лингвистическое» – осуществление данного процесса на уровне второй сигнальной системы по Павлову.

У каждого из нас существуют множество «программ», которые определяют наши состояния и наше поведение на автоматическом уровне, причем зачастую вопреки сознательным усилиям.

Сколько раз многие люди говорили себе: «я должен вести себя так-то и так-то», и определеннаявнутренняя готовность к такому поведению у них присутствовала, а в решающий момент «на автомате» вели себя совсем иначе именно в силу привычки. Скажем, спортсмен говорит себе: «я не должен мандражировать», а мандражирует; служащий говорит: «не буду робеть перед начальством», а в решающий момент робеет; мать говорит: «не буду кричать на дочь, даже если она получит двойку», а кричит.

Понятно, что для решения этих проблем, так сказать, в стратегическом плане (например, обшей подготовленности, в том числе психологической, спортсмена, компетентности и решительности служащего, общей силы и зрелости «я» матери и системы ее взаимоотношений с дочерью) необходима достаточно долгая глубинная работа. Однако в любом случае полезно знать общую технологию воздействия на неосознанные психофизиологические системы организма, а также алгоритмы саморегуляции.

Ведь, по сути, что такое программа? Это – некая установка, готовность к действию на основе предыдущего опыта, как писал советский психолог Д.Н. Узнадзе. А опыт-то бывает разный! Но случается так, и довольно часто, что за основу поведения и самоощущения принимаются негативный опыт, негативные программы, негативные установки.

Скажем, пришел ко мне однажды боксер. Его тренер говорил, что этот спортсмен готов к победам. Он не боится драться, обладает хорошей техникой, физически вынослив, держит удар, в общем, готов побеждать, но проигрывает. Я спросил у боксера, что, по его мнению, мешает ему выигрывать. Он сказал: «Я боюсь позора, и меня как будто «замораживает»».

Понятно, что при стратегической работе с его личностью мы бы «потянули» за этот страх, очевидно идущий из детства, для того, чтобы обратиться в режиме «здесь и теперь» к жизнеощущению его детского «я». Но у нас стояла другая задача, задача правильного использования уже имеющихся ресурсов. Вот это НЛП позволяет делать качественно.

Перед тем, как рассказать о том, как именно мы работали с боксером, рассмотрим некоторые теоретические положения.

Дело в том, что проблемы нередко возникают из-за «зацикливания» на некотором опыте, в то время как возможности другого, положительного опыта, не учитываются.

Значит, необходимо изменить ситуацию и заменить негативный опыт (негативную программу) на позитивный опыт (позитивную программу).

Для этого надо для начала сделать соответствующее положительное воспоминание (опыт) живым, актуальным.

Чтобы достичь этой цели, нужно знать следующую закономерность: при одновременной актуализации всех трех базовых систем восприятия мира (зрительной, слуховой и сенсорной) человек впадает в транс, при котором психика становится особенно восприимчивой и готовой к изменениям.

Соответственно, для актуализации позитивного опыта (позитивной программы) следует сосредоточиться на соответствующем ресурсном воспоминании, делая это во всех трех ведущих системах восприятия.

«Сосредоточитесь на том, что Вы видите в этот момент, что Вы слышите, что Вы ощущаете в своем теле», – говорит психотерапевт. Такое «спиральное» обращение к опыту, доступ к которому мы хотим получить, следует дополнять «калибровкой». Калибровка – это максимально подробное описание реальности опыта. Скажем, для зрительной системы речь идет о выделении таких параметров зрительных образов, как яркость, четкость, контрастность, удаленность, цветность. Это придает образам осязаемую реальность. В рамках актуализации слуховой системы необходимо уточнять степень громкости, высоты, звонкости, тембра и ритма звуков, а при описании ощущений в фокусе внимания находятся их температурные и кинестетические параметры, а также приятность/неприятность, отсутствие/наличие давления и движения, вкус, запах и т.д.

Если попросить человека «по спирали» видеть, слышать, ощущать, ресурсное воспоминание в режиме «здесь и теперь», калибруя восприятие и используя феномен синестезии (взаимоналожение систем восприятия, когда мы можем представлять себе, скажем, «теплый цвет» или «сладкие звуки»), то он погружается в нужный ему опыт до такой степени, что этот опыт становится столь же реальным, как и реальность во внешнем мире.

В этом контексте обратимся к теме интеграции и этапов психотерапии, а также к сопутствующим данной теме вопросам. - student2.ru

Синестезия

Тогда наступает момент создать «якорь» или «ключ доступа». Якорь – «это некий стимул. Стимул, который вызывает и удерживает на какое-то время определённое субъективное состояние человека. Якоря бывают разные. Например, все якоря в НЛП можно условно разделить на: слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные и зрительные – визуальные. Не стоит, конечно, забывать и комплексные якоря, в которых задействовано сразу несколько чувств»[72].

«Якорями в НЛП называют условные рефлексы. Про них вы учили в школе – академик Павлов, его опыты с собаками. Только Павлов получал условные рефлексы методом положительного подкрепления. … Якоря же образуются немного по-другому – когда стимул и реакция совпадают по времени»[73].

Якорем или ключом доступа (мне больше нравится слово «ключ», и мы будем использовать его) может быть внешнее воздействие (вспомним ту же несчастную собаку Павлова или улыбку любимого человека), а может и внутреннее: некий зрительный образ, ощущение, вызываемое, скажем, сжатием ладони, или произнесенное про себя слово…

В момент максимально реалистичного, «живого» переживания позитивного опыта необходимо создать тот или иной (лучше – комплексный) внутренний ключ доступа к этому состоянию, максимально на нем сконцентрировавшись, а затем вернуться в «общую» реальность и воспроизвести «ключ».

Опишем технику «Ресурсное воспоминание» в контексте преодоления влияния негативного опыта подробнее, использовав как основу текст с сайта No-stress.ru:

«1. Подумайте о какой-то негативной ситуации, где вы боялись чего-то, тревожились или испытывали беспокойство.

2. Подумайте, в каком состоянии вы хотели бы находиться в тот момент, или какое качество вам бы очень пригодилось в той негативной ситуации (уверенность, решительность, настойчивость, храбрость, творческий настрой и т. д.). Выберите из этого ряда такое качество, при обладании которым вы с честью вышли бы победителем из трудной ситуации.

3. Когда вы подобрали для себя нужные ресурсы, обеспечьте себе безопасное пространство, тот есть место, где Вам хорошо и удобно, и где Вы можете побыть наедине со своим собственным миром.

4. Оказавшись в этом месте, сконцентрируйтесь на себе, на ощущениях в своем теле, на своем дыхании, на биении сердца, на кончиках пальцев рук и ног, а также корнях волос.

5. Затем обратитесь к своему прошлому опыту и из множества реальных ситуаций выберите такой эпизод вашей жизни, в котором вы проявляли нужное качество. Постарайтесь выбрать такие воспоминания, которые бы отличались наибольшей ясностью и интенсивностью. (Если вам кажется, что вы не испытывали в своей жизни подобного состояния или не обладали необходимым качеством, можете представить своего знакомого или героя кинофильма, обладающего подобным качеством, и мысленно поставить себя на его место).

6. Произведите «включение» всех трех модусов восприятия: зрительного и слухового, а также ощущений (включая запахи и вкус). Также используйте калибровку, то есть концентрацию на событии, в котором Вы находитесь по различным «регистрам» (напомню, для зрения – это яркость, цветность, четкость, контрастность; для слуха – громкость, высота, удаленность, тембр, ритм; для ощущений – тонус, приятность, температура и т. д.).

7. Когда Вы почувствуете, что полностью находитесь в ситуации, где вы обладаете нужными ресурсами, начинайте подбор «якорей» (ключей), которые будут запускать ресурсные состояния по Вашему желанию. Часто используется телесный якорь. Например, вы можете крепко взять себя за запястье левой руки или большой палец, или особым образом переплести пальцы, или прикоснуться к мочке уха – важно только, чтобы этот «якорь» не являлся для вас привычным жестом. Подходят и другие (зрительные, слуховые) виды якорей, – важно, чтобы ключ подходил именно Вам.

8. Выполняя это упражнение, постарайтесь как можно более подробно восстановить окружающую обстановку, увидеть мысленным взором людей, которые тогда были возле Вас, услышать звуки и голоса, звучавшие тогда, и испытать чувства, связанные с той ситуацией. Так как Вы проявили в той ситуации качества, достойные уважения, то насладитесь воспоминанием подольше, не спешите возвращаться в настоящее. Создавайте ключ, когда воспоминания подойдут к своему пику. И Вы вновь, как и тогда, получите доступ к нужным ресурсам (ощутите уверенность, или смелость, или спокойствие...). Ключ должен быть актуализирован перед самой высокой точкой переживаний в течение нескольких секунд.

9. Вернитесь из своих воспоминаний к реальности. Теперь проверьте, как работает ключ-якорь: посмотрите, насколько четко к вам приходит искомое чувство, насколько оно выражено. Если сила его воздействия Вас не удовлетворяет, вновь вернитесь в прошлое – в ту же самую ситуацию или другую – и снова почувствуйте или переживите нужное Вам состояние. Чем большее количество раз Вы будете сочетать ключ и искомые ощущения, тем прочнее они свяжутся в Вашем сознании, и тем надежнее этот якорь будет их вызывать в будущем.

10. Теперь вновь вернитесь к первоначальной ситуации, которая вызывала у вас неприятные чувства (страха, неуверенности, тревоги и пр.) Подумайте, что служило предшественником неприятных чувств? Какие сигналы вызывали у Вас страх? Может быть, это дверь приемной Вашего непосредственного начальника, может быть – вид экзаменационных билетов на столе, может – голос человека, которого вы стесняетесь... Теперь представьте мысленно, как начинает развертываться неприятная ситуация, и когда она дойдет до этого критического момента, используйте заготовленный ключ (например, возьмите себя за запястье). Почувствуйте, как резко изменится Ваше состояние, насколько лучше начнете Вы себя чувствовать! Повторите это несколько раз, чтобы закрепить в подсознании. Теперь сигнал, который ранее вводил Вас в стрессовое состояние, будет придавать вам смелость и уверенность в себе»[74].

Теперь вернемся к описанию работы с боксером, который проигрывал из-за страха перед позором.

Я спросил его, была ли у него в жизни когда-либо ситуация, в которой он соревновался, но не испытывал страха перед позором. «Да, – ответил он, моментально оживившись, – такая ситуация была, когда я занимался боевым каратэ, и меня поставили на вольный бой с человеком на 20 килограммов тяжелее меня и на 12 сантиметров выше». «Что ты чувствовал в этот момент?» – задал я уточняющий вопрос. Ответ был: «Боевой азарт!». Тогда я предложил молодому человеку вернуться в момент той схватки, заново пережить пиковую эмоцию боевого азарта и создать ключ доступа к ней. Таким ключом стало микродвижение сжатого кулака и произносимое про себя слово «Победа!».

Похожим образом мы отработали его состояние во время подготовки к бою в раздевалке, во время движения к рингу и во время концентрации перед боем в углу ринга. Ключ доступа к «боевому азарту» в данном алгоритме использовался непосредственно в момент начала боя.

Результаты работы были таковы: а) с субъективной точки зрения мой подопечный сказал, что совершенно по-иному стал себя чувствовать и перед боем, и во время боя (испытывая спокойствие перед боем и боевое возбуждение в процессе схватки); б) с объективной точки зрения он впервые в жизни выиграл турнир, одержав убедительные победы над соперниками, которым ранее проигрывал.

В дальнейшем мне удалось поработать с представителями различных видов спорта, включая боксеров, и вместе с ними добиться успеха, применяя все те же техники НЛП.

Приведем еще две техники подобного рода:

«Контраст» (эта техника, напомню, применялась в случае с девушкой, которая вспомнила о нападении маньяка). Здесь используется знание о том, что позитивное начало в человеке при прочих равных сильнее негативного. Клиенту предлагается сначала представить себе (с калибровкой, можно с ассоциацией и диссоциацией) картинку, изображающую негативную ситуацию, а затем на время отодвинуть негативную картинку в сторону и представить себе противоположную первой позитивную картинку. Затем идет постепенное «усиление» позитивной картинки и «ослабление» негативной. Последняя, в конечном счете, «стирается», а первая становится стереоэкраном, в который и перемещается клиент. Затем создается ключ доступа и т.д.

«Сформированный результат». Используя эту технику, мы предлагаем клиенту представить себе «Линию времени», на которой пунктиром в будущем обозначено событие, которое зависит от клиента, и к которому он стремится. Затем, как и при технике «Ресурсное воспоминание», клиент возвращается в какое-то очень успешное (и близкое по «профилю» к первому) событие в прошлом (года за 2-3 до настоящего момента), затем в другое успешное событие (ближе к сегодняшнему времени), затем в еще одно, и так до настоящего момента, а затем, через несколько «будущих» событий, к главному событию. При вхождении в первое событие создается «ключ доступа», который затем усиливается. В результате бессознательное «я» человека получает уверенность в благополучном завершении ситуации, и эта уверенность направляет его, позволяет добиться цели.

Еще раз подчеркнем, что задача НЛП и поведенческого подхода, в целом, – оптимизировать возможности своей личности, раскрыть свой потенциал (а не изменить личность как таковую).

Здесь находится весьма серьезное ограничение НЛП и аналогичных ему технологий: попытка ряда «энэлперов» выдать свой метод за панацею представляет собой либо манипуляцию, либо навязываемую иллюзию.

А вот если у человека уже есть внутренний ресурс, то поведенческий подход может помочь этим ресурсом воспользоваться.

Глава-бонус

Наши рекомендации