Образец стилистического анализа текста
Текст.
(1) В связи с вопросом о предмете стилистики выдвигается вопрос об особом стилистическом уровне. (2) При этом обычно говорят об уровне разнообразных стилистических приемов. (3) Однако стилистические приемы создаются и употребляются в речи, в тексте в процессе функционирования. (4) Назначение их самое разное в зависимости от коммуникативных задач. (5) Они могут твориться заново, строиться по известным моделям и, наконец, использоваться в готовом виде. (6) В структурном отношении они могут быть лексико-семантическими, словообразовательными, фразеологическими, грамматическими (в том числе синтаксическими), а также собственно текстовыми сущностями (выходящими за предел предложения), например композиционными. (7) Это говорит о том, что особого языкового уровня (в общепринятом речеведческом смысле) они не образуют, так как составляют неравновеликие и качественно разнородные, то есть принадлежащие к разным языковым ярусам, единицы и явления. (8) (В языке нет уровня, состоящего из каких-то особых, самостоятельных стилистических единиц или приемов.) (9) Правда, все эти средства объединяются единой функцией в речи – направленностью на эффективность высказывания. (10) Таким образом, и стилистика приемов «прорезает» разные уровни языковой системы, а потому и не составляет особого уровня языка. (11) Кроме того, эта стилистика приемов представляет собой аспект употребления языка, узус, то есть опять-таки «особый угол зрения», и, соответственно, относится к функционированию языка.
АНАЛИЗ ТЕКСТА
1. ТЕМА | Стилистика (раздел языкознания) |
2. СФЕРА ОБЩЕНИЯ или ФОРМА ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ | Наука |
3. ЦЕЛЬ ОБЩЕНИЯ | Высказать мнение по вопросу о стилистическом уровне текста (сравните с целью текстов научного стиля: доказать истинность выдвинутой гипотезы об объективной картине окружающего мира, в данном случае – о языке как объективном явлении) |
4. ФУНКЦИЯ ОБЩЕНИЯ | Информативная (информировать о строении языковой системы в стилистическом аспекте), воздействующая на логику читателя (слушателя) при доказательстве правоты выдвинутой точки зрения |
5. СИТУАЦИЯ ОБЩЕНИЯ | 1 – много (соответствует книжному стилю) |
6. ФОРМА РЕЧИ | Письменная монологическая (соответствует книжному стилю) |
7. ТИП РЕЧИ | Рассуждение: контртезис (2); тезис (10); аргументы: первый аргумент (3), (4), (5); второй аргумент (6), (7); третий аргумент (11) |
8. ПОДСТИЛЬ | Собственно научный, так как выдвигается гипотеза, приводятся доказательства |
9. ЖАНР | Научная статья (фрагмент): научная статья – так как представлен спорный в научном плане вопрос (1), (2), (3), дана одна из точек зрения на выявленную проблему – об особом стилистическом уровне (10), приводятся доказательства (4) – (11); фрагмент – так как незначительный объем текста. Примечание: после предложения (2) – контртезиса – предполагается скрытый тезис (об этом говорит употребление союза «однако»); далее идут доказательства; собственно тезис открыто проявляется в предложении (10) |
10. ЭКСТРАЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ | Точность. В тексте названа конкретная тема научного исследования – стилистический уровень; используется однозначная лексика (см. термины), нет образных средств, допускающих иное толкование. Логичность. Текст построен в виде доказательства научной точки зрения (см. тип речи; «скрепы» частей текста: однако, таким образом, то есть). Отвлеченность. Тема текста – «стилистический уровень языка». Понятие «стилистический уровень», как и понятие «язык», означает не конкретное, а отвлеченное явление. Обобщенность. В тексте дается представление о функционировании языка вообще, а не об отдельном конкретном высказывании. Экспрессия. Отсутствует в тексте, нет воздействия на чувства, нет экспрессивно-оценочной лексики, экспрессивного синтаксиса. Образность. В тексте отсутствует, нет образных средств различных уровней, воздействующих на воображение читателей. Вывод: цель, функции, экстралингвистические факторы указывают на принадлежность к научному стилю, собственно научному подстилю |
11. ЯЗЫКОВЫЕ ПРИЗНАКИ ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ СЛОВООБРАЗОВАНИЕ МОРФОЛОГИЯ СИНТАКСИС | 1. Основу текста составляет книжная лексика, в том числе основная группа – стилистически окрашенная терминологическая лексика. Использован метод количественного анализа. Произвольно выбраны предложения (6) – (8) из 47 слов (кроме служебных) – 8 слов общекнижных, 8 слов научного стиля, 19 терминов; итого – 35 стилистически маркированных слов. 2. Текст насыщен терминами из области лингвистики: ярус языка, языковая единица, языковедческий, лексико-семантический, словообразовательный, фразеологический, грамматический, коммуникативные задачи, стилистические приемы, текстовые, композиционные, языковой уровень, узус и др. 3. Отвлеченная лексика. Текст насыщен отвлеченной лексикой: язык, ярус, уровень, система, функции, аспект, явление, модель, прием и др. 4. Интернациональная лексика: узус, аспект (см. также ниже словообразование). 5. Слова многозначные (уровень, ярус, язык) используются как лингвистические термины. Образность данных слов стершаяся, не имеющая воздействия на актуализацию образного мышления читателей (слушателей). 6. Экспрессивная, оценочная лексика отсутствует. Примечание: отсутствуют слова-символы – графические метафоры, так как в данной научной теме они неуместны; использовано образное выражение «стилистика прорезает разные уровни языковой системы». С помощью этой метафоры (скрытого сравнения) автор доступно и понятно передает свое представление о функционировании стилистических приемов в системе языка. Использование лишь единичного образного средства является важным фактором для определения стиля (см. экстралингвистические факторы – безопасность). 1. Интернациональные морфемы: корни стил (стилистика), лекс (лексика), сем (семантический), грамм (грамматический), синтакс (синтаксический, узус (узус), текст (текстовый), модель (модель), коммуникат (коммуникативный), аспект (аспект), фразеолог (фразеологический), функцио (функционирование). 2. Суффиксы отвлеченных (абстрактных) существительных: ств, ость, ений (отношение, явление, высказывание, средство, употребление, функционирование). 3. Сложные слова: лексико-семантический, словообразовательный, фразеологический, языковедческий. 1. Частотность существительных (отсутствие динамики текста). Методом количественного анализа (взяты произвольно предложения (1) – (3)) выявлены следующие данные: на 23 знаменательных слова приходятся 10 существительных (это более 1/3 части слов), что соответствует тексту научного стиля с повышенной частотностью употребления имен существительных. Употребление существительных, обозначающих множество в форме ед.ч. (в обобщенном значении). Например, приемы употребляются в тексте. 2. Глаголы несовершенного вида настоящего времени в значении постоянного вневременного действия (что обусловлено отвлеченно-обобщенным характером речи): вопрос выдвигается, приемы создаются и употребляются, не образуют уровня, составляют единицы и явления, средства объединяются, стилистика «прорезает», представляет собой, относится. 3. Преобладание глагольных форм 3-го лица (обобщенность): выдвигается, говорят, создаются, употребляются, могут быть, не образуют, объединяются, «прорезает», представляет собой, относится. 4. Связочная функция глаголов (десемантизация, так как проявляется аналитический строй речи): могут твориться, строиться, использоваться, могут быть…, представлять собой… 5. Десемантизация глаголов (обобщенно-отвлеченная семантика): см. примеры выше, п. 4. 6. Используются причастия: сущности, выходящие за пределы предложения; нет уровня, состоящего из…; принадлежащие разным ярусам языка. 7. Частотны относительные прилагательные (обозначающие постоянные признаки, субстантивация текста): в структурном отношении; стилистический уровень; коммуникативных задач; лексико-семантические приемы, фразеологические, словообразовательные, грамматические, синтаксические, текстовые сущности; языковедческий смысл. 8. Качественные прилагательные обозначают относительно устойчивые признаки, что сближает их с прилагательными относительными: неравновеликий, разнородный, самостоятельные единицы, особые единицы, разные ярусы. 9. Наречия качественные, места, времени и других групп малочастотны, так как текст лишен динамики, а следовательно, глаголов активного действия. Используются такие наречия, как: обычно, заново, качественно с ослабленным значением качества. 10. Используются сложные производные предлоги: в связи с… 1. Сложные и осложненные синтаксические конструкции: однородные, обособленные, уточняющие, вставные конструкции: (3), (5) – (11). 2. Прямой порядок слов, объективное Ремо-тематическое членение: (1) – (11). 3. Специфический «монтаж» текста (строгая логичность изложения), скрепы между предложениями, абзацами, частями текста: при этом (2); однако (3); это говорит о том, что (7); правда (9); а потому (10); кроме того (11). 4. Связь слов с помощью повторяющихся существительных и местоимений (указательных, личных) стилистические приемы – их – они – все эти средства (2) – (8); стилистика приемов – эта стилистика приемов (10) – (11). 5. Вводные слова и словосочетания, оформляющие высказывания: кроме того, таким образом, правда. 6. Вставные пояснительные инструкции: (6), (7), (8). 7. Отсутствует экспрессивный синтаксис. ВЫВОД: ярко представлены стилистически окрашенные (научный стиль) языковые средства всех уровней языка. |