Понятие «картины мира». Архаическая картина мира
Понятие «картины мира» (культурной картины мира) не является точным, строго определенным. «Картина мира» (world-view) – концепция, сформулированная американским антропологом Р.Редфилдом.
«Картина мира» - это взгляд человека на мир, по этой причине нельзя сказать, что этот взгляд объективен. Картина (образ) мира - это, прежде всего, ментальное образование, в нем можно выделить наиболее значимые, жизненно важные представления, составляющие ядро, вокруг которого выстраивается все остальное.
Известный ученый К.Гирц, впоследствии развивавший эту идею, считал, что «картина мира» – это представление объективной реальности в субъективных формах.
Уточним: картина мира - это совокупность представлений какой-либо социальной общности (народа, сословия и пр.) о мироздании, природе, человеке и обществе.
Именно картина мира определяет своеобразие восприятия и интерпретации человеком любых событий. Понять культуру того или иного народа, значит «взглянуть» на мир его глазами. К жизненно важным представлениям относят восприятие пространства и времени, т. к. с ними связаны представления о строении Вселенной, о жизни и смерти.
Представления о времени и пространстве исследователи относят к универсальным, конституирующим пластам человеческой культуры.
Сначала рассмотрим проблему времени.
Августин Блаженный писал, что он знает, что такое время до тех пор, пока его об этом не спрашивают. Действительно, понятие времени трудно определяемо. . Например, К.Гирц описывает календарь, которым пользуются туземцы о. Бали (он называется пермутационным). Определить число того или иного дня, используя этот календарь невозможно. У балийцев существует иное восприятие времени, чем у нас.
Прежде всего, отметим, что существуют три типа представлений о времени.
Первое - это время, постоянно существующее в природе, время природного цикла, которое представляет собой вечный круговорот природы «от зимы - к лету». Интересно, что русское слово "время" происходит от слова "веремя", которое означало "вертеть, вращать" (отсюда – "веретено"). Значит, время первоначально представлялось русичам как вращающееся, повторяющееся.
Второе - это время историческое. Сейчас чаще всего, когда идет речь о времени, мы устойчиво связываем его с историей. Историческое время представляет собой однонаправленный процесс с единой точкой отсчета, к примеру, от Рождества Христова, который делится на прошлое - настоящее – будущее.
Историческое время оценивает все события как единичные и неповторяемые.
И третий тип представлений о времени - это психологическое время, время индивида, которое связано с чисто субъективным переживанием времени отдельным человеком. Это время может идти вперед и возвращаться назад в мечтах и воспоминаниях.
В архаических культурах время воспринималось как природной круговой цикл. Это восприятие людьми времени переносилось ими с природы на жизнь и отдельного человека и общества в целом.
Итак, время идет по кругу, и также по кругу идет человеческая жизнь, а значит, смерти как таковой нет. «Умерший» вновь родится, и каждая новая жизнь есть только точное повторение, копирование прошлой жизни. В Древнем Египте существовал обычай: умершего на заходе солнца клали в лодку и пускали вниз по Нилу, считая, что человек плывет на Восток, назад к своему рождению. В каждом родившемся человеке повторялся предок.
Исследователь культурных кодов М.К.Петров определил архаическую культуру как личностно-именной тип, хотя о личности в строгом смысле слова говорить нельзя. В каждом племени был золотой фонд взрослых охотничьих имен, устойчивых во времени и ограниченных по числу набора.
Введенный в Имя индивид полностью растворялся в нем, принимая на себя судьбу Имени, повторяя навыки, ориентиры, установки, подвиги этого Имени. Таким образом, человек представлялся как временно исполняющий обязанности Имени. Поскольку носить взрослое «охотничье» Имя не по силам ни ребенку, ни старцу, человек в архаической культуре имел по крайней мере три последовательно сменявших друг друга имени.
Вот как выглядел обряд посвящения в Имя: "Когда Дьюни исполнилось тринадцать лет, Огион, проделав долгий путь, снова пришел в деревню, после чего состоялась церемония Посвящения. Ведьма взяла у мальчика имя, которым его нарекла в младенчестве мать. Лишенный имени, обнаженный мальчик вступил в холодный источник реки. Он шел в ледяной воде, стуча зубами от холода но, как и положено, держался прямо и ни разу не убыстрил шага. На берегу его ждал Огион. Когда он вышел на берег, маг сжал его локоть и тихо назвал его настоящее имя – Гед" [5, с. 86].
В обряде инициации - посвящении в Имя, происходит переход от детского состояния во взрослое, меняется социальный статус индивида, ему присваивают новую социальную роль, вводя в обязанности Имени. Взрослые охотничьи имена тщательно оберегаются от чужаков. Назвать человека по имени - значит коснуться самого существа человека.
Таким образом, повторение жизни «по кругу» и копирование обязанности Имени не способствовало приращению знаний, появлению в обществе новаций. За отклонение от установленного Именем сценария человек нес наказание.
Рассмотрим архаическое представление о пространстве и его роль в архаической картине мира.
Необходимо различать понимание пространства как географической категории (научной) и восприятие пространства через призму «картины мира».
Отличие состоит в том, что культурное пространство насыщается знаками (семиотизируется). Оно перестает быть нейтральным, а наполняется значениями и смыслом, приобретает ценность. В нем выделяются центр и периферия, правое и левое, лучшее и худшее (места в кинотеатре). В архаической картине мира важным становится представление о центре как о центре мира («пуп земли»).
Знаковыми становятся стороны света, например, в китайском искусстве фэнь-шуй или шаманских ритуалах. Возникает представление о пространстве власти - это почти всегда место на возвышении. Культурно значимым становится и движение в пространстве. В ритуалах, связанных с плодородием, «правильным» считается движение по солнцу («посолонь»), на всех погребальных обрядах движение всегда направлено наоборот, против движения солнца.
Современное научное восприятие пространства называют ньютоновским. Оно характеризуется тем, что однородно и именно с этим связана возможность его измерения. Архаическое мышление представляло пространство неодинаковым, неоднородным. Пространство делилось на сакральное (священное) и на профанное (обыденное), на чистое и нечистое.
Архаическое восприятие пространства воспроизводится в книгах К.Кастанеды.
«Дон Хуан сказал, чтобы я сравнил свои теперешние ощущения с теми, которые я испытывал, лежа на том, другом месте, и тут я впервые вспомнил, что не могу объяснить моего ночного страха. Тогда, как бы подзуживая, он стал просить меня пересесть на то место, и я понял, что по какой-то необъяснимой причине боюсь его, я отказался, и Дон Хуан сказал, что нужно быть дураком, чтобы не заметить разницы. Я спросил, имеет ли каждое из этих двух мест название, и Дон Хуан ответил, что хорошее место называется sitio, а плохое – "враг". Эти две точки, объяснил он, очень важны для здоровья человека. Даже если человек просто посидит на своем месте, это придаст ему особую силу, но "враг" ослабляет человека настолько, что тот может умереть. Дон Хуан сказал, что на свете есть много подобных мест, и лучший способ найти их - это выявить их цвет» [4, с. 262].
Именно с оформлением пространства связывали древние процесс творения мира как такового. Мир, по их мнению, разворачивается из хаотичного пространства путем его упорядочивания, а именно отделением Земли от Неба, вод от суши и т.д. и создается мир, на место хаоса приходит Космос-порядок.
Таким образом, само представление о пространстве в архаической культуре генетически связано с творением мира. В архаической культуре создаются символы возникновения мира: мировое дерево, мировая гора, мировое яйцо, с их появлением и структурируется Вселенная.
Эти символы психоаналитик К. Юнг назвал архетипическими, т. е. такими, которые существуют в бессознательных глубинах психики каждого человека с незапамятных времен.
Архетипы в картине мира существуют как архетипические образы, т. е. как представления о чем-либо, зафиксированные в знаке.
Первоначально возникают на уровне коллективного бессознательного как психологические схемы - реакции на какую-либо внешнюю ситуацию. Между архетипом и архетипическим образом пролегает необъяснимый путь преобразования первого во второе.
Наиболее распространенными в картине мира архаики считают архетипические образы, связанные с творением мира. Это образ «мирового дерева/древа», (Рис.2), « мировой горы» (Рис.3 ) и «мирового яйца».
Не случайно в любой культуре существует очень уважительное отношение к дереву. Нанесение вреда дереву всегда оценивается отрицательно.
Одна из главных ментальных установок древних людей состояла в идее поддержания порядка в мире и боязни его разрушения. Этот порядок поддерживался ритуалом. Проведение ритуалаесть магический способ этот порядок поддерживать.
К архетипу «мирового дерева» восходит своими корнями существующий до сих пор праздник Нового Года. В этом ритуале воедино сплетаются представления о циклическом времени, о сакральном пространстве и об обновлении того и другого.
Итак, время шло по кругу, приближался момент старения, умирания мира, и древние, совершая ритуал творения мира, считали, что они действительно каждый раз создают мир заново, возвращаясь в первовремена и первопространство. По этому М.Элиаде называл архаическое мировосприятие «вечным возвращением».
Процесс творения мира в архаической культуре был связан с сакральным (священной)местом пространства, где и вырастает мировое дерево. В разных культурах мировым деревом становится то ясень, то дуб, то береза. По мере удаления от дерева пространство теряет свою сакральность, становится профанным.
Созданный мир не един, он разделяется на три мира по вертикали. Первый - небесный мир, где обитают солнце и луна, знаками этого мира являются круг, протуберанцы, серп луны.
Второй - земной мир, мир обитания людей и животных, и рисунки животных служили его символами.
Третий мир - хтонический, мир магической силы и ушедших предков, мир духов. Символами этого мира чаще всего были змеи, драконы, черепахи, то есть то, что связано с водой. Место, где эти три мира связывались воедино, и фиксировало мировое древо. Крона дерева - небесный мир, ствол - земной, корни - хтонический. Так, в германо-скандинавской мифологии на вершине мирового дерева Иггдрасиля сидит мудрый орел, корни гложет дракон и змеи, на среднем уровне четыре оленя щиплют листья Иггдрасиля [10. С. 189] (Рис.4).
Необходимо также отметить, что для древних наиболее важным в сакральном значении был мир хтонический - мир предков и магической силы. Именно к этому миру были обращены взоры людей. Считалось, что по мировому дереву можно попасть и в небесный, и в хтонический миры. Стилизацией этого дерева являлась шаманская палка, непременный атрибут шаманского камлания. С хтоническим миром связан также и ритуал инициации (посвящения в Имя).
Кроме того, мировое дерево структурировало мир и по горизонтали. Ветви дерева делили его на четыре стороны света, поэтому символами горизонтального упорядочивания стало изображение квадрата или прямоугольника. Все вместе три мира по вертикали и четыре стороны по горизонтали, дали культуре священное число семь как символ творения мира.
Таким образом, мировое дерево являлось универсальным символом оформления пространства и создания Космоса.
И последнее замечание в отношении сакрального и профанного пространства. Подобное деление сохранилось и в средневековой культуре. В христианстве местом творения мира признавался Иерусалим, к нему стекались паломники как к сакральному пространству с целью очищения. Четкое деление пространства на чистое и нечистое сохранялось и в Московской Руси. С чистым пространством связывали поиски Беловодья, града Китежа, Никанского царства.
Архаическая картина мира имела в своем арсенале различные верования. Одним из самых древних верований был анимизм. Anima- по латыни означает "душа". Архаический человек верил в существование души отдельно от телесной оболочки. Душа может покидать тело и путешествовать в иные миры. Сны, галлюцинации - это и есть путешествия души. Душа, дух предков может вселяться в любые вещи, предметы, существующие в мире, - в камень, дерево, растения и т.д. Амулеты, обереги выполняли охранительную функцию: доброго духа от злых духов.
Мир предстает перед нами полностью одушевленным. Живыми считались вода, воздух, ветер, дождь.
Итак, архаическая картина мира в ядре имела представления:
о сакральном времени и пространстве, связанные с «мировым древом»;
о вечном круговороте жизни;
о трехчастном строении Вселенной;
о полностью одушевленном окружающем мире.