Культурная идентичность

Термин «идентичный» (от лат. Identicus) означает «тождественный»,

«одинаковый». Одна из глубинных потребностей человека - стремление к

уподоблению, поиск объекта поклонения. Индивид, заброшенный в мир таинственных

вещей и явлений, просто не в состоянии самостоятельно осознать назначение и смысл

окружающего бытия. Он нуждается в системе ориентаций, которая дала бы ему

возможность отождествить себя с неким признанным образцом. Вот почему

огромную роль в культурологии играет проблема культурной идентичности.

Культурная идентификация – самоощущение человека внутри конкретной

культуры. Расовые, этнические, религиозные и иные формы дискриминации в

конечном счете коренятся в эволюционной потребности индивида в определенных

формах групповой идентификации. Группы, которые сумели добиться какой-то

сплоченности, возможно, выжили лучше, чем те, которые не сумели ее добиться. Все

общества обладают некой «психосферой» (О. Тоффлер), которая охватывает их идеи,

начиная от общности и идентичности. Таким образом, идеи «принадлежности» или

«общности» и акт идентификации с другими оказывается фундаментом всех

человеческих систем.

Индивидуальная и групповая культурная идентичность менялась в

соответствии с историческими преобразованиями. Например, в течение десяти тысяч

лет господства на планете сельского хозяйства индивиды чрезвычайно прочно

идентифицировались с семьей, кланом, деревней или другими группировками,

которые захватывали индивида уже при появлении на свет. Индивид рождался уже как

член семьи и расовой группы. Религия задавалась ему родителями и местным

сообществом. Таким образом, базисные индивидуальные и групповые культурные

привязанности определялись уже при рождении. Групповая идентичность обычно

оставалась постоянной на протяжении всей жизни человека.

В Новое время потребность в культурной идентификации сохранилась, но ее

индивидуальная и групповая природа заметно изменилась. Появились национальные и

классовые формы идентификации. Стали ослабевать семейные формы культурной

идентификации: например, забота о престарелых была снята с детей и возложена на

государство.

В нынешнюю эпоху характер культурной идентификации также меняется.

Расовые, этнические и религиозные подгруппы в каждом обществе сегментизируются

на меньшие, более разнообразные мини-группы. Различия, которые раньше считались

незначительными, приобретают культурное и политическое значение.

Не случайно мы становимся свидетелями агрессивной самоорганизации со

стороны таких групп, как престарелые, страдающие физическими недостатками, гомосексуалисты, ветераны войны, которые считают, что массовое общество

несправедливо обходится с ними. Возникают новые идентификационные группы, и

этот бурный социальный процесс получает решающее ускорение благодаря

демассированным средствам информации: специально адресованных публикаций,

кабельного телевидения, спутниковой связи, интернета и т.п.

Кроме того, в настоящее время индивид всё менее связан контекстом своего

рождения и обладает большим выбором в самоопределении. Заметно ускоряются

отныне и темпы социальных и культурных изменений, так что формы идентификации

становятся всё более кратковременными. Новые формы самоотождествления

накладываются на прежние, возможно, более глубоко укорененные слои расовой и

этнической идентичности.

Этническая идентификация индивида предполагает его связь с историческим

прошлым данной группы и акцентирует идею «корней». Этнос, миросозерцание

этнической группы вырабатывается с помощью символов общего прошлого – мифов,

легенд, святынь, эмблем. Этническое сознание особенности, «непохожести» на

других в большей степени определяется самими представителями данного этноса.

Национальная идентичность, основанная на исторической национальности,

национальных идеях, является движущей силой народа по его продвижению к

вершинам цивилизации. Однако ценность национальная, как и все ценности, может

извращаться и претендовать на верховное и абсолютное значение. Тогда национализм,

эгоцентрический и ненавистнический ко всем национальностям, кроме своей,

стремится подчинить себе все ценности. В связи с этой ситуацией возникают

вопросы: Насколько сейчас возможна национальная идентификация и каковы её

границы? Что является альтернативой современному национализму?

Современная демократия ориентируется на растворение социокультурных

групп в обезличенном «массовом» обществе, не на индивидуальную и групповую

идентичность людей, но на общество как многоединство. Эта концепция исходит из

принципа единства человеческой природы в живом многообразии её конкретных

проявлений. Принцип соблюдения человеческого достоинства людей различных

культурных ориентаций и убеждений – вот краеугольный камень современного

демократического, плюралистического и правового общежития.

Наши рекомендации