Научная картина мира и ее роль в современной науке. Философский, общенаучный и частнонаучный аспекты научной картины мира

ФИЛОС.СЛОВАРЬ:

  НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА ( НКМ) — целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях природы, возникающая в результате обобщения и синтеза основных естественно-научных понятий и принципов.   — Мировоззренческая и методологическая база НКМ— материалистическая диалектика. — Различают: —— 1) общенаучную НКМ, —— 2) картины мира наук, близких по предмету исследования (**«региональная НКМ»), —— 3) картины мира отдельных наук — физическая, астрономическая, биологическая, **информационная, др.), —Первые картины мира — античная философия (натурфилософ-ские КМ) — Собственно НКМ: с началом естествознания (16-17вв.), — Роль лидирующей области познания в формировании НКМ — роль физической НКМ.   Структура НКМ — два главных компонента: — 1) концептуальный (понятийный): —— 1.1) философские категории (материя, движение, пространство, время, развитие, др.) и философские принципы (материальное единство мира, всеобщая связь, др.), —— 1.2) общенаучные понятия и законы (законы сохранения, др.), —— 1.3) фундаментальные понятия отдельных наук (поле, вещество, энергия, Вселенная, биологический вид, др.). — 2) чувственно-образный — совокупность наглядных представлений о природе, например, планетарная модель атома, образ Метагалактики в виде расширяющейся сферы, представление о спине электрона как вращающемся волчке, др.   Отличие НКМ от донаучных и ненаучных (напр.: религиозной) КМ — НКМ строится на основе определенной фундаментальной научной теории, или нескольких теорий. — Физическая КМ 17-19 вв. строилась на базе классической механики, — Современная физическая КМ — на базе квантовой механики, специальной и общей теории относительности. — Сами фундаментальные теории находят в соответствующей НКМ средства своей интерпретации: НКМ — общенаучный фон анализа теории.   НКМ — форма систематизации научных знаний, отличная от теории: — НКМ отражает объект, отвлекаясь от процесса получения знания о нем. — Теория содержит в себе логические средства систематизации знаний и проверки их истинности ( в частности, средства экспериментальной проверки). — НКМ играет эвристическую роль в процессе построения фундаментальных научных теорий.   НКМ — действенный способ формирования мировоззрения — научного: — НКМ — звено между мировоззрением и научными теориями.   НКМ постоянно развивается — по мере протекания научных революций (***разной размерности — от отдельных областей до науки в целом) в НКМ происходят качественные преобразования, вплоть до смены старой НКМ на некоторую новую НКМ (классической механической на современную квантово-релятивистскую).  

УШАКОВ (Дополнение к ФИЛОС.СЛОВАРЮ):

    — НКМ — это всегда какая-то интерпретация суммы научных знаний характерных для определенного исторического периода. — НКМ строится совместными усилиями философов и ученых. — НКМ включает элементы додумывания и экстраполяциирезультатов науки на еще неизведанное. — НКМ включает в себя интерполяцию — т.е сглаживание различных теоретических неувязок, спорных момент ов, конфликтов. — НКМ результат, но и концептуальная среда, поддерживающая дальнейшее научное продвижение. — НКМ предлагает ученому философские принципы, которые войдут в ядро его научно-исследовательской программы. — НКМ — достаточно стойкое, даже консервативное образование, остающееся относительно стабильным на фоне конкурирующих быстро вытесняющих друг друга теорий. — НКМ является посредником между различными научными областями, а также между наукой и другими частями социальной системы, ее социально-культурного контекста. — НКМ служит двусторонним каналом между философией и науками (**конкретными).    

26. Научная культура: этика науки, ценности науки, познавательные и утилитарные смысловые ориентиры в развитии науки.

НА ОСНОВЕ ФИЛОС,СЛОВАРЯ:

  НАУЧНАЯ КУЛЬТУРА (культура от лат.: возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) — специфический способ организации и развития научной познавательной деятельности человека, представленный в духовных, или идеальных (научное знание) и материальных (установки, технологии) результатах, в системе научных познавательных норм и учреждений, в научных познаватель-ных ценностях, в совокупности научных познавательных отношений людей к природе, между собой и к самим себе как субъектам научного познания.   — В понятии «научная культура» фиксируется как общее отличие научной деятельности от других форм культуры, так и качественное своеобразие исторически конкретных форм научной деятельности на различных этапах развития науки с момента ее появления, в рамках определенных , этнических и национальных, а также межнациональных, межгосударственных общностей (например, научная культура Нового времени, научная культура современной Западной Европы, России и т.п.). — Научная культура характеризует также особенности поведения, сознания и деятельности людей как субъектов научного познания в самой науке, в конкретных сферах общественной жизни. — В научной культуре может фиксироваться способ деятельности отдельного индивидуального субъекта научного познания (личная научная культура ученого), группы ученых (например, познавательная культура коллектива некоторого исследовательского центра, лаборатории, сообщества того или иного уровня и размерности — культура сообщества ученых-биологов), всего сообщества ученых в целом.   Можно говорить о различном понимании научной культуры по мере развития науки, что связано с особенностями общих принципов, ценностей науки на том или ином историческом этапе, а также с тем, какой тип рациональности господствует на том или ином этапе. — Классический научный тип рациональности, — Неклассический тип научной рациональности, — Постнеклассический тип научной рациональности.  

УШАКОВ:

  Типы научной рациональности: Классический тип научной рациональности и его особенности: — 1) прямой онтологизм— нпосредственное отнесение знаний к самой реальности, — 2) монотеоретизм — должна быть единственная теория, адекватная реальности, — 3) объективизм — предельная десубъективированность знаний, устранение всего субъективного из теории.   Неклассический тип научной рациональности и его признаки: — выходит на первый план в начале ХХ века; — 1) методологизм — знание во многом является коррелятом метода — знания и реальность соотносятся непрямым, более сложным образом, — 2) политеоретизм — существование нескольких альтернативных теорий, — 3) неустранимость субъекта — необходимость субъективной составляющей науки (методологические средства, возможности субъекта, **активность субъекта в плане выбора средств и целей исследования) — научные знания могут непосредственно относиться не к объекту, а неким субъектно-объектным образованиям, например, идеализированному объекту.   Черты постнеклассической научной рациональности: — 1) признание ограниченности научных знаний и сверхсложности реальности — мы обладаем лишь грубыми теоретическими моделями объекта, — 2) необходимость учета ценностных параметров исследуемого объекта — особенно в отношении объектов исследования, связанных с планетой Земля.   Средства, применяемые в рамках того или иного типа научной рациональности, могут быть общими, переноситься, совмещаться и т.п.   ЭТИКА НАУКИ — система представлений, отражающих содержание и значение этической составляющей науки (**??). — Этика науки: —— особая дисциплина, изучающая этические нормы, которые используются (*?) а науке, анализирует конкретные коллизии нравственного характера, возникающие в науке. —— учитывает социокультурный контекст науки, —— является совместным поиском разумных решений в связи с наукой, в котором принимают участие и ученые, и общественность.   Основной вопрос этики науки —проблема соотношения научного познания и ценностного мышления (*).   Тезис о ценностной (=этической) нейтральности науки: — безразличность науки к ценностям, — ценности касаются внешних факторов науки, — восходит к Юму: из суждений о фактах не следуют какие-либо суждения о должном. — может выражаться в виде тезиса об инструментальном смысле науки — наука занимается только средствами, а вопросы о целях и смысле относятся к религии, философии, этике и т.п. Аргументы против тезиса о нейтральности: —— 1) История науки говорит об изначальной связи науки с нравственными принципами — Наука сама есть следствием появления нравственно самостоятельных личностей с высокоразвитым самосознанием (Л.М.Косарева). —— 2) Существуют контексты, в которых тесно переплетаются нормативные и описательные утверждения (С.Кэвелл и др.). —— 3) Сама наука насыщена ценностными установками — когнитивные регулятивы, задающие тип рациональности. —— 4) Ученый не есть абстрактный субъект, освобожденный от общечеловеческих обязанностей гражданского и нравственного характера. —— 5) Точка зрения нравственной нейтральности сама по себе морально неприемлема. —— 6) Невозможность изолирования инструментального подхода от рассмотрения целей и ценностей — особенно в отношении научной деятельности в целом — Сам принцип инструментализма носит ценностный характер: вполне оправдано, что, разрабатывая средства, не стоит задумываться о целях. —— 7) Разум един в отношении науки и этики — необходимо совмещать обсуждение познавательных вопросов и их этического контекста.   Деонтологические требования к деятельности ученого: — Деонтология науки — теория морального поведения ученого. — Требования: —— 1) повышенное стремление к точности, скрупулезности, аккуратности, —— 2) сочетание строгого отношения (требование 1)) и известной терпимости к мнениям других ученых, —— 3) способность отделять идеи от личностей — умение без обиды выдерживать и принимать критику в свой адрес, уважительно и только конструктивно критиковать других. —— 4) точное цитирование источников, указание на тех, кто оказал влияние на свою позицию, освещение источников по данной теме вне зависимости от личных симпатий. —— 5) научная честность — запрет на присвоение чужого, запрет на манипулирование данными, запрет на недостоверный материал, запрет на имитацию экспериментальной деятельности, запрет на публикацию только положительных результатов своих исследований.   Основные темы этического обсуждения научно-технической деятельности. 1. Цели науки. — недопустимость в качестве непосредственных целей создания новых видов вооружения, средств направленного воздействия на человека (психотропные препараты, излучение и т.п.), массивного изменения окружающей среды, бездумных экспериментов по созданию новых видов животных и растений. — Т.е. запрещены прямые цели, не являющиеся нейтральными для человека, общества и природной среды. 2. Средства научной деятельности. — Применять средства только в духе требования о том, что интересы и благо отдельного человека должны превалировать над интересами общества и науки. — Соблюдение правила информированного согласия людей при применении тех или иных средств, касающихся этих людей. — Сомнительность больших затрат на технологии в интересах немногих при наличии нерешенных массовых проблем. 3. Последствия научной деятельности. — Наиболее обсуждаемый аспект. — Ответственность за последствия действий, даже если они не предусматривались осознанно (Э.Агацци). — Возможности предвидения — Обязанность предвидеть — Ответственность за последствия. — О последствиях фундаментальных исследований — не исключение — весьма серьезная актуальность. — Сегодня требуют обсуждения — исследования в областях высоких энергий, репродуктивных технологий, биохимического синтеза и др. 4. Смысл научной деятельности. — Проблема оправдания научного познания как такового. — Что значит наука — 1) для самих ученых? 2) для общества? — В чем смысл науки? — Является ли наука БЛАГОМ? — Какова высшая цель науки? — Каково соотношение науки и власти? — Куда идет цивилизация, ориентированная преимущественно на науку? — Необходимость осмысления научно-технического аспекта цивилизации в ее мировоззренческих, смысложизненных основаниях.   Свобода и контроль в научном познании: — Требование свободы научного исследования — это требование максимально возможных в данных обстоятельствах необходимых условий научной деятельности. — Необходимость ограничений на научные исследования по этическим соображениям — А также необходимость контроля за соблюдением этих ограничений. Проблема ответственности науки (ученых): — Важность проблемы. — Сегодня вопрос об ответственности остается открытой. — Механизмы ответственности. — Вопрос об открытости исследований (проблема секретности). Этические вопросы специальных наук: — Экологическая этика. — Биомедицинская этика (биоэтика). — Компьютерная этика — См., например, проблему ИНТЕРНЕТ. Влияние науки на постановку этических проблем: — В области репродуктивных технологий. — Исследования в области социологии, педагогики, демографии, этнопсихологии — выявление разного рода неравенства людей. — В свете данных современной науки по-новому формулируется проблема человека — человеческой жизни, человеческой истории, др.

Наши рекомендации