V. стилистические нормы

Определите, к какому стилю принадлежит текст, сделайте анализ по плану, представленному в методических рекомендациях.

Господа судьи, господа присяжные заседатели! Около месяца тому назад в Спасской улице, в доме Дмитриевского, произошло большое несчастье. Семейство, единственной поддержкой которого был Алексей Иванович Рыжов, состоявшее из жены его и четырёх детей, внезапно и неожиданно осиротело: глава этого семейства был лишён жизни. Он лишился жизни не окружённый попечениями и участием родных, не благословляя своих детей, а сопровождаемый их отчаянными криками и падая от руки близкого и обязанного ему человека. Этот близкий и обязанный человек находится в настоящее время перед вами и от вас зависит решить его судьбу.

Существенные обстоятельства этого дела так сами по себе несложны, так, мне кажется, очевидны, что указывать на них подробно и разбирать их вновь перед вами представляется излишним или, лучше сказать, представлялось бы излишним, если бы к ним не приросли некоторые побочные обстоятельства и благодаря им не возбудились некоторые вопросы, которые требуют более подробного рассмотрения всех данных дела. Когда преступление совершено, то только в первые минуты события, в которых оно выразилось, остаются в своём первоначальном незатемнённом виде, а затем со стороны преследователей усилия осветить и раскрыть его преступный смысл, со стороны обвиняемого обставить его всевозможными данными и доводами в свою пользу существенно осложняет дело, иногда даже затрудняет его разбор. Таким путём по каждому делу возникают около настоящих, первичных его обстоятельств побочные обстоятельства, так сказать, наслоения, которыми иногда заслоняются простые и ясные его очертания. В некоторых случаях на обвинительной власти лежит только очищение дела от этих посторонних, наносных обстоятельств, снятие этой посторонней, лишней коры, и по снятии её дело оказывается простым и несложным. Снятием этой коры я и займусь в настоящее время.

ВАРИАНТ 10

I. ФОНЕТИЧЕСКИЕ НОРМЫ

Расставьте ударения.

Занялся, звонит, созвонимся, позвонит, завсегдатай, загнутый, гербовый, вредны, украинец, украинский, дешевы, понявший, кухонный, кулинария, индустрия, творог, облегчить, оптовый, пломбировать, пиала, фетиш, клала, памятуя, скула, усугубить, проложить, сосредоточение, тотчас, ножницами, туфля, знамение, пересоленный, узаконение.

II. СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ

Исправьте словообразовательные ошибки.

1) Некоторые помещики отличались беспощадством.

2) С. Есенин заслужил бессмертность своим творчеством.

3) Спортсмен подскользнулся и больно ударил колено.

III. ГРАММАТИЧЕСКИЕ НОРМЫ

Образуйте формы родительного падежа множественного числа имен существительных.

Застолье, баклажан, помидоры, грузин, ботинок, апельсин, яблоко, директор, слесарь, крем, грамм, лимоны, розги, серьги, солдаты, партизаны, носок, туркмены таджик, сумерки, церковь, кочерга, ясли-сад, плащ-палатка, блюдце, полотенце.

Определите род имен существительных, подберите к ним прилагательные (определения).

Жабо, колибри, кольраби, ножницы, забияка, Мехико, дилетант, инкогнито, кенгуру, коллега, жертва, кофе, ножницы, гравюра, иваси, какаду, манго, авеню, пенни, пеня, алоэ.

Просклоняйте числительные (поставьте слова в форму родительного, дательного, творительного и предложного падежей).

Двести шестьдесят два, шестьсот двадцать четыре, девятьсот девяносто девять.

Найдите и исправьте ошибки, обусловленные нарушением грамматических норм.

1) Впереди показалось Гималаи.

2) Почувствовав слабость, у меня закружилась голова.

3) По приезду во Францию писатель сразу поехал в Париж.

4) С отсталой страны Китай превратился в великую державу.

5) Я искренне удивляюсь и восхищаюсь талантом Достоевского.

IV. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ

Подберите современные эквиваленты устаревшим словам.

Уста, выя, ланиты, глаголет, десница, шуйца, очи, перст, зрачный.

Объясните значения иноязычных слов, составьте с ними предложения.

Кворум, рефлексия, волюнтаризм, плюрализм, эмпирический.

Объясните значения фразеологических оборотов, составьте с ними предложения.

На руках носить, ветер в голове, держать ухо востро, гнуть спину, язык проглотить.

Исправьте ошибки в использовании устойчивых словосочетаний.

1) Известие о приезде ревизора привело городничего в тупик.

2) Львиная часть женской аудитории предпочитает сериалы о любви.

3) СМИ пытаются вбить клины в отношения между Россией и Европой.

Найдите и исправьте ошибки, вызванные нарушением лексических норм.

1) Кругозор мой расширялся, моё отношение к книгам становилось более разборочным.

2) В отношениях между моими родителями наблюдается стагнация.

3) Петр стоял, облокотившись спиной на опору моста.

4) Он выучил английский язык еще в глубокой юности.

5) Два единственных вопроса тревожили жителей города: вода и тепло.

6) Открыта свободная вакансия на должность бухгалтера фирмы.

7) Данный вопрос не играет существенного значения в решении задачи.

Наши рекомендации