Правила применения физической культуры и её влияние на здоровье человека
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение основного общего и среднего (полного) общего образования с углубленным изучением отдельных предметов «Санкт-Петербургский государственный академический художественный лицей им. Б.В.Иогансона Российской академии художеств»
Реферат
«Основы системы оздоровительной физической культуры»
Работу выполнила:
ученица 10Б класса
Гелашвили Анастасия Гочевна
Учитель:
Роговский Евгений Леонидович
Санкт-Петербург
СОДЕРЖАНИЕ
1.Введение 3
2.Правила применения физ. культуры и её влияние на здоровье человека 4
3.Направления основных систем оздоровительной физической культуры 6
4.Заключение 9
5.Список используемой литературы 10
Введение
В последние годы здоровье населения нашей страны находится в «критическом состоянии». По данным средств массовой информации, продолжительность жизни в нашей стране у мужчин составляет 57-58 лет, у женщин — 63-64 года. Физическая культура является одним из средств, которое предупреждает заболеваемость, способствует повышению функционального состояния организма и физической подготовленности, оказывает положительное влияние на здоровье человека, повышает социальную активность и производительность труда. В конечном итоге физические упражнения хорошо адаптируют человека к окружающей среде. По данным научных исследований, здоровье человека только на 10 — 15% зависит от медицинских учреждений, на 15 — 20% от генетических факторов, на 20 — 25% от состояния окружающей среды и на 50 — 55% от условий и образа жизни. Хорошее здоровье позволяет быстро приспосабливаться к различным условиям, окружающим человека, адекватно перестраивая функции организма.
Взаимосвязь двигательной активности и здоровья была актуальной во все времена. Так, греческий философ Аристотель (IV в. до н. э.) отмечал, что ничто так сильно не разрушает организм, как физическое бездействие. Врач Гиппократ использовал физические упражнения для лечения больных и разработал методику их применения. Он писал: «Гармония функций является результатом правильного отношения суммы упражнений к здоровью данного субъекта». Древнегреческий врач Гален в своем труде «Искусство возвращать здоровье» писал: «Тысячи и тысячи раз возвращал я здоровье своим больным посредством упражнений».
Правила применения физической культуры и её влияние на здоровье человека
Взаимосвязь двигательной активности и здоровья доказана многочисленными исследованиями советских ученых ( Н. М. Амосов, Н. А. Агаджанян, Г. JI, Апонасенко, В. К. Бальсевич, А. А. Виру, JI. П. Моисеев, И. В. Муравов и др.). В их работах сделаны выводы о том, что для того чтобы физическая культура оказывала положительное влияние на здоровье человека, необходимо соблюдать следующие правила:
1) средства и методы физического воспитания должны применяться только такие, которые имеют научное обоснование их оздоровительной направленности;
2) физические нагрузки должны планироваться в соответствии с возможностями учеников;
3) в процессе занятий многообразными физическими упражнениями необходимо обеспечить регулярность и единство врачебного, педагогического контроля и самоконтроля.
Спортивный педагог должен так организовать занятия физическими упражнениями, чтобы они выполняли и профилактическую, и развивающую функции. С помощью физического воспитания необходимо:
• совершенствовать функциональные возможности организма, повышая его работоспособность и сопротивляемость неблагоприятным воздействиям;
• компенсировать недостаток двигательной активности, возникающей в условиях современной жизни. В настоящее время существует ряд научно-разработанных методик, которые отличают доступность, простота реализации и эффективность.
Регулярные занятия физическими упражнениями улучшают деятельность центральной нервной системы, обеспечивают адаптацию сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем к условиям мышечной деятельности, ускоряют процесс вхождения в работу и функционирования систем кровообращения и дыхания, а также сокращают длительность функционального восстановления после сдвигов, вызванных физической нагрузкой. Кроме оздоровительного эффекта физические упражнения оказывают тренирующее воздействие на человека (повышается умственная, физическая работоспособность), уровень физических качеств, содействуют развитию жизненно важных двигательных умений и навыков (плавание, ходьба на лыжах, прыжки и др.). Таким образом, физические упражнения выполняют оздоровительное, лечебное и тренирующее влияние на организм человека. При систематических занятиях физическими упражнениями и закаливающими процедурами повышается жизненный тонус организма занимающегося, его естественный иммунитет, улучшаются функции вегетативных систем, работоспособность, и предупреждается преждевременное старение.
Плавание способствует укреплению организма человека, повышает сопротивление организма воздействию температурных колебаний и простудных заболеваний. Занятия плаванием устраняют нарушение осанки, плоскостопие, гармонично развивают почти все группы мышц (особенно плечевого пояса, рук, груди, живота, спины и ног), играют важную роль в улучшении функций дыхания и сердечно-сосудистой системы. Плавание играет роль корректирующей гимнастики для детей, молодежи и пожилых людей. Симметричность движения и горизонтальное положение тела в воде разгружает позвоночный столб от давления на него всего тела, плавание служит прекрасным корригирующим упражнением, устраняющим различные нарушения в осанке. Горизонтальное положение тела в воде, эффективное действие мышечного тонуса (в результате сокращения больших групп мышц) в сочетании с глубоким дыханием облегчают венозный возврат, что ведет к увеличению систолического объема крови при плавании. Облегченная работа сердца при плавании делает возможным продолжительное плавание в спокойном темпе и для пожилых людей. Плавание является эффективным средством развития дыхательной мускулатуры. При плавании дыхание глубокое и согласованное с ритмом движений.
Занятия на свежем воздухе оказывают на организм прекрасное закаливающее воздействие, повышают сопротивляемость организма к различным простудным и инфекционным заболеваниям, повышают стойкость к действию низких температур тех участков тела, которые наиболее часто подвергаются охлаждению (глотка и область миндалин, голова и т. д.).