III. Влияние физической культуры на психофизическое здоровье детей

Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Поэтому значение физической культуры в развитии здорового образа жизни школьников огромно.

В настоящее время большое значение приобретает проблема воспитания здорового поколения. В.А. Сухомлинский писал, что плохое состояние здоровья ребенка является главной причиной отставания в учебе. Обучение ребенка в школе требует энергетических затрат, высокой работоспособности организма, значительных волевых усилий. Однако в силу возрастных анатомо-физиологических особенностей младшие школьники не могут сопротивляться утомлению. Переутомление ребенка, перегрузки нервной системы способствуют ее истощению, приводят к возникновению неврозов.

Оздоровительный и профилактический эффект массовой физической культуры неразрывно связан с повышенной физической активностью, усилением функций опорно-двигательного аппарата, активизацией обмена веществ. Учение о моторно-висцеральных рефлексах показало взаимосвязь деятельности двигательного аппарата, скелетных мышц и вегетативных органов. В результате недостаточной двигательной активности в организме человека нарушаются нервно-рефлекторные связи, заложенные природой и закрепленные в процессе физического труда, что приводит к расстройству регуляции деятельности сердечно-сосудистой и других систем, нарушению обмена веществ и развитию дегенеративных заболеваний (атеросклероз и др.). Условием для гармоничного развития личности школьника, нормального функционирования человеческого организма и сохранения здоровья необходима определенная «доза» двигательной активности.

Последние годы в силу высокой учебной нагрузки в школе и дома и других причин у большинства школьников отмечается дефицит в режиме дня - недостаточная двигательная активность, обусловливающая появление гипокинезии, которая может вызвать ряд серьёзных изменений в организме школьника.

Исследования гигиенистов свидетельствуют, что до 82 - 85% дневного времени большинство учащихся находится в статическом положении (сидя). Даже у младших школьников произвольная двигательная деятельность (ходьба, игры) занимает только 16 - 19% времени суток, из них на организованные формы физического воспитания приходится лишь 1 - 3 %. Общая двигательная активность детей с поступлением в школу падает почти на 50%, снижаясь от младших классов к старшим. Установлено, что двигательная активность в 9 - 10 классе меньше, чем в 6- 7 классе и т.д., девочки делают в сутки меньше шагов, чем мальчики; двигательная активность в выходные дни больше, чем в учебные. Отмечено изменение величины двигательной активности в разных учебных четвертях.

Школьникам не только приходится ограничивать свою естественную двигательную активность, но и длительное время поддерживать неудобную для них статическую позу, сидя за партой или учебным столом. Мало подвижное положение отражается на функционировании многих систем организма школьника, особенно на сердечно-сосудистой и дыхательной. При длительном сидении дыхание становится менее глубоким, обмен веществ понижается, происходит застой крови в нижних конечностях, что ведёт к снижению работоспособности всего организма и особенно мозга: снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений, увеличивается время мыслительных операций.

Отрицательные последствия гипокинезии проявляются так же в сопротивляемости молодого организма “простудным и инфекционным заболеваниям”, создаются предпосылки к формированию слабого, нетренированного сердца и связанного с этим дальнейшего развития недостаточности сердечно-сосудистой системы. Гипокинезия на фоне чрезмерного питания с большим избытком углеводов и жиров в дневном рационе может привести к ожирению.

У малоподвижных детей очень слабые мышцы. Они не в состоянии поддерживать тело в правильном положении, у них развивается плохая осанка, образуется сутулость.

При систематических занятиях физической культурой и спортом происходит непрерывное совершенствование органов и систем в организме человека. В этом главным образом и заключается положительное влияние физической культуры на укрепление здоровья.

Мышцы составляют от 40 до 56 % массы тела человека и вряд ли можно ожидать хорошего здоровья, если добрая половина составляющих организм клеток не получает достаточного питания и не обладает хорошей работоспособностью. Под влиянием мышечной деятельности происходит гармоничное развитие всех отделов центральной нервной системы. При этом важно, чтобы физические нагрузки были систематическими, разнообразными и не вызывали переутомления. В высший отдел нервной системы поступают сигналы от органов чувств и от скелетных мышц. Кора головного мозга перерабатывает огромный поток информации и осуществляет точную регуляцию деятельности организма.

Физические упражнения благотворно влияют на развитие таких функций нервной системы как сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов. Даже напряжённая умственная деятельность невозможна без движения.

Достаточная двигательная активность является необходимым условием гармонического развития личности.

Физические упражнения способствуют хорошей работе органов пищеварения, помогая перевариванию и усвоению пищи, активизируют деятельность печени и почек, улучшают деятельность желез внутренней секреции: щитовидной, половых, надпочечников, играющих огромную роль в росте и развитии молодого организма.

Под влиянием физических нагрузок увеличивается частота сердцебиения, мышца сердца сокращается сильнее, повышается выброс сердцем крови в магистральные сосуды. Постоянная тренировка системы кровообращения ведёт к её функциональному совершенствованию. Вовлечение в кровообращение большой массы крови не только тренирует сердце и сосуды, но и стимулирует кроветворение.

Физические упражнения вызывают повышенную потребность организма в кислороде. В результате чего увеличивается “жизненная ёмкость” лёгких, улучшается подвижность грудной клетки. Кроме того, полное расправление лёгких ликвидирует застойные явления в них, скопление слизи и мокроты, т.е. служит профилактикой возможных заболеваний.

Лёгкие при систематических занятиях физическими упражнениями увеличиваются в объёме, дыхание становится более редким и глубоким, что имеет большое значение для их вентиляции.

Тревога о здоровье, физическом развитии и двигательной подготовленности наших школьников не случайна. По данным ВНИИФК, каждый десятый школьник страдает гипертонией, у половины – нарушения опорно-двигательного аппарата. Так называемый «двигательный голод» в режиме жизни современных детей становится реальной угрозой их здоровью и нормальному физическому развитию. Поэтому именно в оздоровительно-физкультурной работе, проводимой во внеурочное время, следует видеть резерв увеличения двигательной активности школьников, вовлечения их в регулярные занятия физической культурой и спортом.

Доказано, что здоровье человека только на 8-10 % зависит от деятельности здравоохранения, на 18-20 % - от генетических факторов, на 17-20 % - от состояния окружающей среды и на 49-50 % от условий и образа жизни.

Повышение двигательной активности школьников надо начинать со строгой организации режима дня с использованием различных форм занятий физическими упражнениями: утренней гимнастики, физкультминуток, игр на переменах, «часа здоровья», уроков физкультуры, спортивного часа в группах продлённого дня, занятий в спортивных секциях.

Рекомендуемый объём двигательной активности в течение дня и недели:

1. утренняя гимнастика – 8-10 минут в день, 1 час в неделю;

2. физкультминутки – 15 минут в день, 1,5 часа в неделю;

3. игры и физкультурные упражнения на переменах – 15- 20 минут в день, 1,5- 2 часа в неделю;

4. самостоятельная двигательная активность после школы (игры на воздухе) – 1,5- 2,5 часа в день, 9-12 часов в неделю;

5. выполнение домашних заданий по физической культуре – 20-25 минут в день, 2- 2,5 часа в неделю.

Ежедневный объём двигательной активности может составлять 3 – 4 часа в день, а недельный – 18 – 24 часа, включая уроки физкультуры. Для детей, посещающих группы продлённого дня, двигательный объём увеличивается на 4,5 часа в неделю за счёт ежедневного спортивного часа. Дети, занимающиеся в спортивных секциях увеличивают свой двигательный объём на 7-7,5 часов в неделю за счёт тренировок.

Одним из основных условий для проведения оздоровительно-физкультурной работы в школе является медицинский контроль. В результате медицинского осмотра школьники распределяются на три медицинские группы: основную, подготовительную и специальную.

К основной группе относятся дети, не имеющие отклонений в физическом развитии и состоянии здоровья.

К подготовительной группе относятся дети, имеющие незначительные отклонения в физическом развитии и состоянии здоровья.

К специальной группе относятся те дети, которые имеют хронические заболевания. Со школьниками, отнесёнными к специальной медицинской группе, организуются занятия один-два раза в неделю во внеурочное время. Занятия должны проводиться в соответствии со специальной программой с учителями, имеющими необходимую подготовку.

Классный руководитель и воспитатель групп продлённого дня должны чётко знать к какой медицинской группе относятся школьники, с которыми они проводят мероприятия. Во время занятий уметь контролировать физическое состояние детей по частоте сердечных сокращений (ЧСС) за 10 секунд, умножив данные на 6 и получив результат за минуту. Кроме того, и классный руководитель, и воспитатель группы продлённого дня должны регулировать физическую нагрузку с помощью внешних признаков утомления.

Отрицательно сказывается на состоянии детей чрезмерное утомление – переутомление. Во время проведения оздоровительно-физкультурных мероприятий необходимо вести наблюдение за детьми и отмечать наличие внешних признаков утомления и степень их выраженности. Это можно сделать с помощью схемы В.А. Зотова.

Определение степени утомления занимающихся

Критерий Степень утомления
  Слабая Средняя Высокая (переутомление)
цвет лица небольшое покраснение значительное покраснение резкое покраснение (побледнение, синюшность)
речь, мимика отчётливая, обычная затруднена, выражение лица напряжённое крайне затруднена, иногда невозможна; выражение страдания на лице
потливость небольшая Большая - в области верхней половины тела большая; выступление соли
дыхание учащённое, ровное значительно учащённое очень учащённое, поверхностное, с отдельными глубокими вдохами (одышка)
движения чёткие, походка бодрая нечёткие, покачивания при ходьбе резкие покачивания, дрожание, вынужденные позы с опорой, падения
самочувствие жалоб нет жалобы на усталость, боль в мышцах, сердцебиение, одышку дополнительные жалобы на головокружение, боль в правом подреберье, на головную боль, тошноту (иногда на икоту и рвоту)
внимание нормальное неточное выполнение заданий замедленное выполнение заданий

Физические нагрузки, в зависимости от интенсивности, оказывают различное воздействие на детский организм, вызывая определенное увеличение ЧСС. По изменениям ЧСС выделяют три зоны интенсивности физической нагрузки.

1 зона – низкой интенсивности - нагрузки выполняются при ЧСС до 140 уд./мин. Обычно это смешанное передвижение (бег в сочетании с ходьбой), такие подвижные игры, как «Совушка», «Запрещённое движение», «Съедобное, несъедобное», «Угадай, чей голосок», «Класс, смирно!», «Падающая палка», «Мяч среднему», «Передал,- садись» и т.д.

2 зона – средней интенсивности - ЧСС от 140 до 160 уд/мин. Подвижные игры, относящиеся к этой зоне интенсивности: «Космонавты», «Два мороза», «Кошки-мышки», «Охотники и утки», «Удочка», «Третий лишний», «Пионербол» и т.д.

3 зона – большой интенсивности - ЧСС до 170-200 уд/мин. К этой зоне интенсивности принадлежат все «Салки» (простые, парами, в приседе), «Колдунчики», «Воробьи вороны», «Встречная эстафета», «Колесо», «Лиса и утки», «Голова дракона» и др.

Занятия физическими упражнениями вызывают положительные эмоции, бодрость, создают хорошее настроение. Поэтому становится понятным, почему человек, познавший «вкус» физических упражнений и спорта, стремится к регулярным занятиям ими.

Физическое развитие школьника создает предпосылки для полноценной умственной работы. Физически здоровый ребёнок может лучше проявлять себя в производительном труде, преодолевать большие нагрузки, меньше утомляться. Наряду с осуществлением физического развития, физическое воспитание призвано возбуждать у учащихся потребность и интерес к занятиям физической культурой и спортом, способствовать глубокому осмыслению психофизиологических основ физического развития и укрепления здоровья, а также умственному, нравственному и эстетическому развитию. В этом смысле физическое воспитание выступает как многогранный процесс организации активной физкультурно-оздоровительной деятельности учащихся, направленной на укрепление потребности в занятиях физической культуры и спортом, осмысление их психофизиологических основ, развитие физических сил и здоровья, а также выработку санитарно-гигиенических навыков, привычек и здорового образа жизни.

Вопросы

1. Что является необходимым условием гармоничного развития личности школьника?

2. Что происходит в результате недостаточной двигательной активности в организме школьника?

3. Каковы критерии определения степени утомления организма школьника?

Наши рекомендации