Патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста
Воспитание начал патриотизма и гражданственности – основа нравственного воспитания. Козлова С.А. дает определение нравственного воспитания дошкольников: нравственное воспитание - целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества [13]. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормам и правилам поведения и взаимоотношений, присваивает, т.е. делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, себе. Результатом нравственного воспитания является появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.
Педагог Т.В Иванова в книге «Наша Родина» отмечает, что чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со своим окружающим, и желание сохранять, приумножать богатства своей страны. Патриотизм проявляется не только в сложных, тяжелых жизненных ситуациях, но и в каждодневной трудовой и духовной жизни народа [12].
Алешина Н.В. в книге «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительность» подчеркивает, что воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране [1].
Нечаева В.В. также убеждена в том, что проблема нравственного воспитания подрастающего поколения является одной из главных в формировании нового человека [25].
Козлова С.А. соглашается с тем, что сложность решения данной задачи связана, прежде всего, с возрастом детей. Нужно помнить, что в дошкольном возрасте ни одного нравственное качество не может быть сформировано окончательно – все лишь зарождается: и гуманизм, и коллективизм и трудолюбие, и чувство собственного достоинства. Тем не менее, практически все нравственные качества берут свое начало в дошкольном возрасте.
Рыбалова И. напоминает, что центральной идеей воспитания любви к Отечеству у русских педагогов была идея народности. Ушинский К.Д. отмечал, что «воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Именно он ввел термин «народная педагогика», считая фольклор «блестящим средством раскрытия национальной самобытности и формирования патриотических чувств» [31; 15].
Целью воспитания, считал К.Д. Ушинский, «должно быть воспитание нравственного человека, полезного члена общества». Нравственное воспитание занимает главное место в педагогике К.Д. Ушинского, оно, по его мнению, должно быть неразрывно связано с умственным и трудовым воспитанием детей [31].
Серьезной задачей детского сада Крупская Н.К. считала правильное осуществление в нем нравственного воспитания детей. Надо «…уметь воспитывать в них чувство товарищества, дружбу между мальчиками и девочками, дружбу между ребятами разных национальностей, воспитывать у них крепкую волю, интерес к окружающей жизни, к труду и учебе» [13; 5].
В.А. Сухомлинский утверждал: «Детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и отечества, их красоты и величия» [30; 10].
Современные исследования, посвященные проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного города, связаны с изучением механизмов социализации, формирования социальной компетенции ребенка (Т.М. Антонова, Т.Т. Зубова, Е.П. Арнаутова и др.); осознание ребенком самого себя, как представителя человеческого рода (С.А. Козлова, О.А. Князева, С.С. Шукшина и др.); восприятия мира предметов (О.А. Артамонова); формирования знаний о трудовой деятельности взрослых (М.В. Крулехт).
С 2001 года в нашей стране был сделан ряд шагов по разработке системы механизмов, направленных на реанимацию духовно-нравственного потенциала наших граждан. В октябре 2001 года была утверждена Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы». Основной целью программы является продолжение развития и совершенствования системы патриотического воспитания граждан.
Педагог Матюшевская И.С. в статье «Патриотическое воспитание в детском саду» пишет о том, что патриотизм – это сложное чувство, возникающее еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру и формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране [19].
Между тем, делится своими размышлениями педагог Разумихина Г. в статье «Патриотическое воспитание дошкольников. Мир семьи», в средствах массовой информации продолжается дискуссия о том, надо ли воспитывать любовь к Родине. Есть те, кто высказывает негативное суждение на этот счет. Родина обязана позаботиться о своих детях, осыпать их благами, стать авторитетной могучей державой, такой, чтобы каждому из нас захотелось ее полюбить. Но все люди разные, кто-то довольствуется минимумом, а кому-то, сколько, ни дай будет мало [27].
Назарова С.Г. в статье «Ознакомление дошкольников с государственными символами России» педагог утверждает: если мы не научим ребенка любить страну, кому она будет нужна? Кто будет радоваться ее победам, и болеть ее горестями? Судьба Родины в руках человека. Родина такова, какой мы ее делаем [22].
В статье «Познание человека и Отечества» педагог Немцева О. напоминает: в Концепции дошкольного образования подчеркивается необходимость организации в дошкольных учреждениях специальной работы по патриотическому воспитанию детей с учетом их возрастных особенностей, национальной культуры и традиций народа [25].
Педагог Ривина Е. в статье «Родословная в детском саду» добавляет: в детских садах всегда уделялось большое внимание воспитанию нравственных качеств личности, коллективизма, гражданственности, любви к своей Родине, уважительного отношения к истории своей Родины, к своему народу [29].
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы привел авторов исследования к выводу о том, что вопросы нравственно-патриотического воспитания дошкольников освещены достаточно подробно: раскрыто значение, разработано содержание и предложены разнообразные пути и средства работы с дошкольниками по воспитанию у них чувства патриотизма в условиях ДОО.
Приложение 5
Пример оформления пункта 1.2.