Функции социологии а обществе.

Функции социологии а обществе.

Функции социологии в обществе: познавательная, прикладная, контролирующая, прогностическая, идеологическая.

Позитивистская социология О. Конта.

Основоположник научной социологии Исидор Огюст Мария Франсуа Ксавье Конт (1798-1857):“План научных работ необходимых для реорганизации общества” - 1822, “Курс позитивной философии” - 1842, ”Система позитивной политики”- 1854 (социальная статика и социальная динамика). К, полагал, что законы развития общества схожи с физическими и биологическими законами. Признаками общества являются территория, население, совершенная власть и правительство. В иерархии наук 1) каждая высшая ступень зависит и низшей, 2) с каждым новым этапом знание усложняется 3) социология занимает ведущее место в системе наук. Для социологии характерны 4 метода познания: наблюдение, эксперимент, сравнение, исторический метод. Выводы должны не зависеть от позиции исследователя. Такой подход он назвал позитивным (позитивизм). Общество представляет собой “коллективный организм” в основе развитие которого лежит развитие всех членов коллективности, ориентированного на достижение консенсуса. Социальный прогресс проявляет себя как увеличение специализации функций. Индивиды - компоненты социального организма и части социальной ткани - неизменны, общество развивается через совершенствование (гармонизацию) связей между индивидами. Стадии прогресса: 1)теологическая 2)метафизическая 3)научная. Главную ценность социологии К. видел в применении к обществу научных принципов реформизма. Механизмами социальных реформ К. считал три силы и класса: материальную (деловые люди и лидеры о-ва), интеллектуальную (ученые социологи и священники) и моральную (женщины).

Система социологии Г. Спенсера

Герберт Спенсер(1820-1903) -”Социологическая статика” и “Принципы социологии”. Продолжил и развил социологическую традицию К., хотя не считал его своим учителем. С. считают основоположником социал-дарвинизма. Согласно С. - общество - сверхорганический агрегат, развивающийся по законам эволюции. Эволюция - осуществляется в борьбе за существование между о-вом и окр. средой и различными обществами. В этой борьбе страх перед живыми и мертвыми выливается в конфликт. Страх перед живыми порождает политические действия, выражающиеся в милитаризме и порождающие социальную организацию и государство; страх перед мертвыми - религию, как основу культуры. Социальная политика призвана исходить из эмпирического изучения социально-культурного контекста явлений, ее значение в том, чтобы дать естественный ход процессу эволюции, освободив его от произвола отдельных индивидов и групп. Исходя из этого С. сформулировал закон “равной свободы”. Главная задача государства - обеспечение соблюдения закона равной свободы.

Социология Э. Дюркгейма.

Классиком «социологической школы» является фран­цузский ученый Эмиль Дюркгейм(1858—1917).

Э.Дюркгейм (1858-1917) “Правила социологического метода”- - ввел понятие “социального факта”, которые он считал независимыми от воли и сознания людей и являющихся принудительной силой, заставляющих людей действовать определенным образом. Д. подразделял сой. факты на материальные (демографические, географические и т.д.) и духовные -коллективные представления (привычки, традиции, обычаи, правила поведения). Общество по Д. - самостоятельное бытие, наделенное превосходством над индивидом. Главным критерием соц. развития Д. считал “социальную солидарность”, а силой созидающей социальное целое - разделение труда. Солидарность покоится на коллективном сознании - традициях и верованиях, которые разделяют члены общества. Коллективнее сознание отражает характер народа, но независимо от него. Разделение труда обуславливает обмен, юридической формой которого является договор и взаимные обязательства членов общества, созидающие сотрудничество и кооперацию. Д. различает механическую и органическую солидарность. Первая покоится на принуждении, вторая на терпимости и демократии. Значительное место в системе коллективных представлений и механизмах солидарности Д. отдавал религии, включив в нее всю систему верований, развил концепцию “религии без Бога”.

Социология М. Вебера.

Одним из самых влиятельных теоретиков социологии, оставивших выдающийся след в ее истории, является Макс Вебер(1864—1920.

Макс Вебер (1864-1920) “Протестантская этика и дух капитализма”, “Хозяйство и общество”. Вебера иногда называют капиталистическим Марксом, поскольку он разрабатывал социологию экономического поведения людей. Исходным тезисом В. является тезис о том, что конкретно-историческая констатация действительности (социальные факты) не могут дать нам знания о ней. Главным инструментом познания у В. выступают т.н. - идеальные типы - теоретические категории. Они конструируются для соотнесения с реальностью и таким обр. служат инструментом исследования. Примерами И.Т. являются бюрократия, религия, капитализм и т.д. Вместе с тем, социальные типы предшествуют социальному действию и определенным образом ориентируют его. В. выделил четыре типа социального действия: 1) целерациональный 2) ценностнорациональный 3) традиционный 4) аффективный.

На основе своего метода В. дал интерпретацию функционирования современного ему общества, которое он отождествлял с культурно-историческими рамками “западной цивилизации”. Участвуя в производстве индивид проявляет свои личностные способности и компетенцию и играет роль в зависимости от этих качеств. Многообразие ролей складывается в систему социальных институтов, которые на определенном этапе приобретают свою логику бытия, независимую от воли составляющих их индивидов, становясь сверхличностными субъектами социального действия и развивая системы норм и правил, навязывают их индивидам,контролируют и подчиняют последних. Сами институты эволюционизируют в суперорганизацию, цели которой уже не совпадают ни с целями индивидов, ни с целями общества в целом.

В работе “Протестантская этика и дух капитализма” В. проанализировал влияние протестантской этики (сам он считал ее целерациональной) на становление и развитие капитализма, раскрыв эволюцию аскетических принципов протестантизма до функционирования системы капитализма в целом.

Понятие и сущность культуры

Зарождение общества и культуры: репродуктивные стратегии; роль сексуальных ограничений в процессе зарождения и становления человеческого общества.

Контдиктатный принцип культуры: культура как форма диктатуры слабых; культура как механизм инвариации проявления воли.

Культура как система норм (запретов, традиций, и законов), регулирующих время, место и способ удовлетворения потребностей.

Культура - как система норм и правил, регулирующих отношения между членами общества и направленных на сохранение общности как целого.

Культурная статика

2.1. Элементы культуры:

* материальные (артефакты)

* духовные

Культура включает понятийный аппарат, развиваемый в языке, отношения между понятиям и правила регулирующие поведение людей на основе ценностей..

Структура культуры:

Ценности - социально одобряемые представления о добре , красоте и справедливости . Ценности представляют также разделяемые многими людьми представления относительно целей, к которым нужно стремится.

Социальные нормы - образцы правильного, проявляющиеся в привычках (установившихся стереотипах поведения в ситуациях) , манерах (внешних формах поведения), этикете (культурном комплексе манер, привязанном к определенным действиям и соц. группам и имеющего символический смысл), обычаях (порядке поведения в форме культурного комплекс функционирующего на основе традиции - привычек и обычаев, переходящих из поколения в поколение) и Законов(норм или правил оформенных решением властных органов). Особо оберегаемые и почитаемые образцы действий (нормы) называют нравами. Особая форма нравов - табу. Социальные нормы отражают ценности общества и охраняют их.

Язык, знания, верования и мифы - часть культуры, основанная на ценностях и отражающая их.

Миф - вымышленная реальность. Знания - суждения достоверность которых проверена наукой или опытом. Верования- эмоциональная приверженность определенным ценностям или идеям, в основе которой лежит субъективная убежденность в достоверности фактов. Развитой формой верований являются религии. В религии находят отражение ценности общества, выражаются наиболее адекватные механизмы достижения целей, основанных на постулируемых ценностях. Религию считают квинтэсенцией культуры. Закрепление религиозных постулатов в форме норм, традиций, обрядов делает религию универсальным инструментом культуры. Мировые религии : Христианство (православие, католичество, протестантизм), ислам, конфунцианство, буддизм.

Культурные универсалии - культурные нормы, ценности, правила, традиции, которые присущи всем культурам независимо от географического положения, исторического времени и общественного устройства. Примеры (по Дж . Мердоку): возрастная градация, спорт, календарь, гигиена, ношение одежды, нательные украшения, ухаживание, танцы, гадания, разделение и кооперация труда, запрет кровосмешения, юмор, язык и т.д.

Элементы культуры, функционирующие как единое целое называюткультурными комплексами(примеры: стадион, винопитие, университет и т.д.).

Культурное наследие - часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями и активно используемая последующими поколениями.

Образ жизни -часть культуры, характеризующая жизнь настоящего поколения или социальной группы

Формы культуры

· элитарная

· народная

· массовая (поп-культура, кич)

· субкультура -часть общей культуры, присущей отдельным социальным группам

· контркультура - альтернативная культура, противостоящая господствующим ценностям.

4. Культурное разнообразие - разнообразие национальных культур. Примеры: обычаи: Чукчи сжигают дом в котором мать родила ребенка, осетины не должны никогда видеть тещу, японцы в знак любви поворачиваются спиной, цвет траура в Китае - белый. Психологически комфортная дистанция: для канадцев 70-80 см., для аргентинцев 30-40. Идеалы красоты: сорматы и майя скашивали лоб, грузины - вытягивают шею, располагая младенца чуть вниз головой.

Архетипы - структура коллективного бессознательного, обесславливающая определенные предрасположенности развития индивида. Архетипы - результат исторического развития Человека и этносов отражающих особенности начального этапа этногенеза и культуры “родительских” этносов. Архетипы недоступны непосредственному наблюдению и проявляют себя в языке, фольклоре, мифологии, верованиях, социальных нормах и т.д. , то есть в культуре.

Структура архетипа проявляет себя также в особенностях психической организации индивида:

· экстра или интровертности мышления

· импульсивности или планомерности действий

· объективной или этической направленности оценочных суждений

· конкретной или иррациональной направленности действий

Каждое общество характеризуется преобладанием индивидов с той или иной характерность5. Культурная динамика

Культурная динамика описывает модификацию черт культуры во времени и пространстве.

Культурная трансмиссия - процесс передачи культуры от поколения к поколению через научение.

Культурная аккумуляция - процесс пополнения культуры новым элементами последующими поколениями.

Культурная диффузия -взаимное проникновение различных черт и комплексов из одного общества в другое. Каналами диффузии служат миграция, торговля, войны, деятельность миссионеров.

Пример: заимствование ряда черт культуры русским этносом у византийского (алфавит, религия, формы государственности)

Селективность культуры -избирательность по отношению к заимствованиям.

Культурные различия могут принимать форму противоречия - культурного конфликта.

Нарушение культурного единства общества называютаномией.Аномия является следствием отсутствия или разрушения культурных норм.

Культурный лаг - неравномерность развития отдельных частей культуры.

Этногенез и культура. Из теории этногенеза Гумилева следует, что на особенности культуры оказывает фаза этногенеза. Так, для более “молодых” этносов характерны больший этноцентризм, направленность на достижение успеха, пренебрежение безопасностью, ориентации на личный характер отношений и т.д. Для более “зрелых” - ориентация на аттрактивные ценности, безопасность, развитие формальной стороны взаимоотношений между членами общества (законы) Таким образом, один и тот же этнос, находясь в различных фазах этногенеза будет характеризоваться особенностями культуры в рамках каждой фазы.ю психической организации.

Функции социологии а обществе.

Функции социологии в обществе: познавательная, прикладная, контролирующая, прогностическая, идеологическая.

Наши рекомендации