Функции социологии и её роль в обществе.

Функция-роль, назначение, специфическая деятельность элемента системы. Теоретико-познавательная функция позволяет получать новое социологическое знание, создавать и уточнять теории, концепции, выработать общий взгляд на общество, его социальные связи. Информационная функциядает возможность получать социологические знания не только специалистам, но и общественности. Управленческая функция не означает, что социологи непосредственно управляют обществом. Их задача состоит в выработке рекомендаций для социального управления, в объяснении социальных явлений, в поиске их причин и возможных решений. Организационная функция социологии заключается в организации различных групп. Прогностическая функция позволяет предсказывать будущее. Пропагандистская функция социологии дает возможность формировать общественные идеалы, ценности, создавать образы героев общества, определенные общественные отношения. Наличие этих функций показывает значимость, полезность социологии для общества, ее функциональность.


5. Исторические и теоретические предпосылки возникновения социологии.

Социология вышла из недр философии и является отчасти гуманитарной, отчасти социальной наукой.

Отдельные элементы социологии возникли в античной философии. Уже в IV веке до н.э. в работах Платона "Законы" и "О государстве" а также Аристотеля "Политики" развиваются представления об общественной жизни. Возникла "социальная философия" - предшественница современной социологии. Понятие «социология» было введено в научный оборот французским философом Контом, учеником выдающегося ученого Клода Анри Сен-Симона, обосновавшего тезис о закономерности исторического процесса. А. Сен-Симон наряду с Томасом Гоббсом, Джоном Локком, Жан-Жаком Руссо (XVIII в.) считается предшественником общей социологии. Уже в XVII в. в теориях «социальной физики» впервые рассматривались идеи об обществе как системе. Социальные философы той эпохи рассматривали общество как часть природы и исходили из естественнонаучных представлений своего времени о природе. В XVIII в. общество сравнивали с машиной («механическая модель»), в которой каждый «винтик» выполняет свою работу, именно так трактовались разделение труда, межличностные связи, обмен. Мыслители XIX в. стараются рассматривать хозяйственно-экономическую жизнь независимо от политики. Если ранее физиократы (Ф. Кенэ (1694-1774) и др.) исходили из автономности экономики по отношению к государству и праву, то Ж.-Ж. Руссо, выявив значение экономических отношений собственности, подходит к решению проблемы В XIX в. настает время выхода из рамок философии социологии - науки, изучающей самую сложную форму движения материи - общественную. Это произошло в Западной Европе, где тогда наиболее развито было теоретическое осмысление процессов окружающей действительности. Причинами становления социологии были также переход к рынку и связанные с ним усложняющиеся социальные процессы: остро заявившая о себе необходимость осмыслить на качественно новом уровне диалектику прав и обязанностей гражданина и государства, в условиях капиталистического способа производства. Лозунги «Свобода», «Равенство», «Братство», с которыми на заре XIX в. прошла Великая французская революция, в той или иной степени становились политическими, правовыми и нравственными реалиями в наиболее развитых странах Западной Европы и в Северной Америке. Экономический уклад капитализма требовал освобождения основной производительной силы - рабочих от традиционных для феодального общества кастовых, сословных, религиозных и других ограничений. Эти изменения происходили постепенно и часто болезненно, что определялось традициями и укладом каждой страны, порождая социальные конфликты. С середины XIX в. формируется статус науки в ее современном понимании как производительной силы. Среди наук об обществе в тот период именно социология с ее универсальным и методологическим, и прикладным характером формировалась и развивалась наиболее ощутимо. В XIX в. социология развивалась, взаимопереплетаясь с социальной философией. Немецкие мыслители К. Маркс, Фридрих Энгельс, Макс Вебер, Георг Зиммель, англичанин Герберт Спенсер, француз Эмиль Дюркгейм - были и философами, и социологами, и экономистами. В их трудах закладывались фундаментальные основы социологии. Поэтому вторую половину XIX - начало XX в. считают классическим периодом развития социологии.


6. Социологические концепции О. Конта и Г. Спенсера.
О. Конт считается основателем социологии, так как первым предложил термин «социология» в своей работе «Курс позитивной философии». Для рассмотрения общества ввёл термины «порядок» и «прогресс», где порядок понимался как уравновешенность групп и членов, общества, объединенных общими идеями и целями, а прогресс-использование знаний о законах развития и функционирования общества для решения назревших проблем. Конт считал, что социология должна рассматривать общество как живой организм, обладающий собственной структурой, каждый элемент которой должен рассматриваться с точки зрения полезности для общественного блага. В связи с этим разделял всю социологию на социальную статику и социальную динамику. В своей работе «Учение о 3 стадиях интеллектуального развития человека» сформулировал закон о таких стадиях: 1. теологическая(сверхестественная сила) 2. метафизическая(абстрактные сущности) 3. позитивная(перестаёт оперировать абстрактные сущности, наблюдение за явлениями, процессами). Работа «Закон разделения и кооперации труда», по мере развития общественных отношений появляются социальные профессиональные группы, занимающиеся чем-то особенным.

Г. Спенсер был представителем натуралистической ориентации в социологии, его учение получило название «социальный дарвинизм». Г.Спенсер развивает два важнейших методологических принципа своей социологической системы: эволюционизм и органицизм. Он считал, что эволюция любого организма тесно связана с его приспособлением к среде. Спенсер выделял два типа общества: военное-основанное на принуждении и жестком социальном контроле и индустриальное-предоставляющее больше свободы своим членам за счёт ослабления централизации; характерен дух сотрудничества, согласия.


7. Основное содержание символического интеракционизма.
Как широкая теория, символический интеракционизм возник в 20-е годы XX века, в Чикагской школе. Основателем его является американский социолог Джордж Мид. Термин «символический» обозначает, что здесь делается акцент на смысле, который вкладывают действующие индивиды, когда они вступают во взаимодействие, интеракцию друг с другом, в этой теории общество рассматривается с точки зрения поведения индивидов, вовлеченных во взаимодействие. Другими словами, общество можно объяснить только путем рассмотрения принципов поведения людей, ибо только здесь обнаруживает себя значимый символ, определяющий акт поведения. Определение значимого символа происходит в сознание человека, которое наполняется смыслами, исходящими из внешнего мира. Символический интеракционизм сосредотачивается на анализе символических аспектов социальных взаимодействий. Основной принцип интеракционизма тот, что индивид воспринимает (оценивает) себя в соответствии с оценками других, то есть личность становится для себя тем, что она есть через то, что она представляет, из себя для других в социальном мире.

Символический интеракционизм опирается на три основные посылки: Во-первых, люди реагируют на окружающую среду в зависимости от тех значений - символов, которыми они наделяют элементы своего окружения. Во-вторых, эти значения выступают продуктом социального повседневного межличностного взаимодействия – интеракции. В-третьих, эти социокультурные значения подвержены изменениям в результате индивидуального восприятия в рамках такого взаимодействия.


8. Основные идеи марксистской социальной философии.

Представителями являются Карл Маркс и Фридрих Энгельс, возникло во второй половине 19 века. Он отрицал контовскую классификацию наук и считал, что социальная жизнь общества тесно связана с экономической. Маркс и Энгельс стали использовать понятие «способ производства» материальных благ в общесоциологическом смысле, стремясь с его помощью объяснить все разнообразие форм социальной жизни. Экономическое понимание истории предполагает, что система производственных отношений составляет первооснову, на которой формируются все иные отношения. Главным фактором социальных изменений, по Марксу, являются не новые идеи и общественное мнение, а противоречия и конфликты в экономической сфере. Маркс был первым социологом, который рассматривал общество как саморазвивающуюся реальность, а источником этого саморазвития являются противоречия и конфликты прежде всего в материальной жизни. Изменяются противоречия и конфликты- соответственно изменяются формы мышления людей, происходит переоценка ценностей. А если материальные интересы масс не учитываются, противоречия нарастают, то возникает революционное сознание, которое приводит массы в движение, и через социальную революцию происходит радикальное изменение общественных отношений.


9. Основные принципы и методы позитивистско-натуралистической школы в социологии.

Конт известен как родоначальник позитивистской философии и позитивистской социологии, направленных на освобождение науки от отвлеченной философии и теологии: положительные знания основанные на эксперименте он противопоставлял нереальным. Конт считал, что позитивная философия-это систематизация всех наук. Поэтому чтобы изложить позитивную философию, нужно изложить всю систему наук, включая анализ предметов, методов, законов, сходств и различий. С этой целью Конт разработал классификацию наук. «Иерархия основных наук» включает в себя следующие науки: математика-астрономия-физика-химия-биология-социология. «Лестница» наук создавалась Контом по принципу возрастания сложности явлений, изучаемых соответствующими науками. Социальные явления отличаются наибольшей сложностью и в то же время зависимостью от всех других. Конт считал, что социология должна рассматривать общество как живой организм, обладающий собственной структурой, каждый элемент которой должен рассматриваться с точки зрения полезности для общественного блага. В связи с этим разделял всю социологию на социальную статику и социальную динамику. В своей работе «Учение о 3 стадиях интеллектуального развития человека» сформулировал закон о таких стадиях: 1. теологическая(сверхестественная сила) 2. метафизическая(абстрактные сущности) 3. позитивная(перестаёт оперировать абстрактные сущности, наблюдение за явлениями, процессами).

Г. Спенсер был представителем натуралистической ориентации в социологии, его учение получило название «социальный дарвинизм». Г.Спенсер развивает два важнейших методологических принципа своей социологической системы: эволюционизм и органицизм. Он считал, что эволюция любого организма тесно связана с его приспособлением к среде. Спенсер выделял два типа общества: военное-основанное на принуждении и жестком социальном контроле и индустриальное-предоставляющее больше свободы своим членам за счёт ослабления централизации; характерен дух сотрудничества, согласия.


10. Развитие субъективного начала в понимающей социологии.

Основоположником «понимающей социологии» является Вебер. Основными категориями «понимающей социологии» являются поведение, действие и социальное действие. Поведение-это всеобщая категория деятельности, которая признается действием, когда и поскольку действующий связывает с ним субъективный смысл. Социальным действием Вебер называет такое, субъективный смысл которого соотносится с действием других людей и ориентируется на него. Предметом социологического исследования, по Веберу, является действие, связанное с субъективно подразумеваемым смыслом (т. е. действующий индивид понимает смысл действия)

М.Вебер выделил четыре вида социального действия: целерациональное (которое направлено на достижение ясно осознаваемых самим индивидом целей, и которое предполагает использование средств, признаваемых за адекватные самим индивидом); целостно-рациональное (основано на сознательной вере в ценность определенного способа поведения, независимо от конечного успеха деятельности); аффективное (обусловлено исключительно душевным состоянием или настроением индивида); традиционное (побуждается привычками, обычаями, традициями, верованиями)- когда индивид поступает по традиции, ему нет необходимости ставить перед собой цель, определять ценности, он часто неосознанно следует укоренившемуся в нем социальному опыту).

По Веберу, для достижения собственных целей индивиды вступают в социальные отношения — поведение нескольких людей, каждый из которых соотносит свои действия с дёйствиями остальных и ориентируется на эту соотнесенность;

Так как индивидуальные цели человека лучше всего достигают с помощью совместных действий, то люди создают социальные институты (семья, Церковь, государство) и социальные ассоциации (группы и общества);


11. Эмпирическая тенденция в западной социологии.

Эмпирическая социология — это не что иное, как совокупность методических и технических приемов для сбора первичной социологической информации. Это достаточно самостоятельная научная дисциплина, которая имеет и другие названия. Соответствующая ей учебная дисциплина так и называется: «Методика и техника конкретных социологических исследований». Иногда ее называют прикладной социологией. Строго говоря, это не очень правильно. Поскольку методы и независимые открытия социологии часто носят прикладной характер, понятие прикладной социологии не представляет собой ни отдельной развитой отрасли дисциплины, ни термина, обычно используемого социологами. Эмпирическую социологию называют также социографией. Такое наименование представляется более точным, поскольку оно подчеркивает описательный характер этой дисциплины. 1.Наибольшего развития эмпирическая социология достигает в США благодаря исследованиям Чикагской школы — группы ученых, целью таких исследований являлась выработка практических рекомендаций по совершенствованию тех или иных сторон жизни на основе собранного эмпирического материала. Для этого они впервые стали использовать полевые исследования, опрос, интервью. 2.Эмпирическая социология развивалась в разных направлениях: бихевиористское направление отвергало большие социальные общности как предмет социологии и рассматривало в качестве такового поведение индивида как реакции на поведение других людей. Психологическое направление объясняет общественные явления психическими факторами, действием сознания. Современный вариант эмпирической социологии возник в 20-30-е гг. XX в. в США. Причины ее возникновения связаны с теоретико-методологической беспомощностью раннего позитивизма, попыткой преодолеть теоретизирование, а также с возникновением идей о необходимости объективного эмпирического обоснования социальных явлений. Развитие эмпирической социологии вызвано усилением реформаторского движения, частью которого становится социология. На нее возлагают большие надежды. В эмпирической социологии можно выделить две ветви: прикладную и академическую. Прикладная решает практические задачи. Объект академической — системное знание отдельных областей общественной жизни.


12. Основные понятия структурно-функционального анализа.

В этом направлении социологической мысли роль методологической теории выполняют разработки школы структурно-функционального анализа. Самые видные представители: Роберт Кинг Мертон, Толкот Парсонс, Роберт Парк, Герберт Спенсер. Разработка структурно-функционального анализа выполнена в основном американскими социологами. Начало положила Чикагская школа, где еще в конце прошлого века был создан первый факультет социологии. В частности, Роберт Парк разрабатывал основные принципы структурно-функционального анализа, изучая городскую среду и ее функции. Г. Спенсер выдвинул три основных постулата структурно-функционального анализа: функциональное единство общества, то есть согласованность функционирования; универсальный функционализм, то есть полезность всех социальных явлений; функциональная необходимость. Основная теорема Р. Мертона утверждает: "Как одно явление может иметь различные функции, так и одна и та же функция может проявляться в различных явлениях". Он объяснил, почему люди часто против своей воли оказываются задействованными в общественных системах.
Р. Мертон ввел понятие явных и латентных функций. Явные функции - следствие преднамеренных действий, а латентные - это те, последствия которых не входили в намерение человека или социальной группы. Сама общественная жизнь понимается представителями структурно-функционального анализа как бесконечное множество и переплетение взаимодействий людей. Для их анализа недостаточно указать систему, в которой они находятся. Необходимо найти устойчивые элементы в самой системе. Таким образом, оказывается, что системы не состоят из людей. Люди только в них участвуют, образуя определенные структуры, выполняя роли, занимая статус. Эта схема распространяется на все общности - вплоть до семьи.
В качестве основных категорий применяются такие, как структура, элемент, функция, система, социальная роль. На уровне эмпирической социологии эти подходы работают неплохо, и потому их охотно используют отечественные социологи в своих исследованиях. Например, социология города. Вводя в качестве определяющих такие функции социальных систем, как самосохранение, интеграция, адаптация, Т. Парсонс подчеркивал их охранительный характер по отношению к общественным структурам и системам.

13. Социологическая мысли в России: её специфика и основные направления.

Социологическая мысль в России начала складываться во второй половине 19 века. Л.И.Мечников- представитель географической школы в социологии, его работа «Цивилизация и великие исторические реки. Географическая теория развития современных обществ». Выделял 3 периода цивилизации: речной; средиземноморский; океанический. С точки зрения Мечникова, общественный прогресс возникает в результате того, что нарастает общечеловеческая солидарность.

Субъективизм. Осн.представители: П.Л.Лавров, Н.К.Михайловский, Н.И.Кареев.

Лавров ввёл понятия: «антропологизм», «субъективный метод», «субъективная точка зрения». Индивид может ставить свои собственные цели и добиваться этих целей.

Михайловский считал, что между индивидом и обществом происходит война; прогресс есть постепенное приближение к целостности общества, к возможно полному и всестороннему разделению труда между его органами и возможно меньшему разделению труда между людьми.

Кареев развивал идею прогресса общества. Работа «Введение в изучение социологии». Общество есть сложная система психических и практических взаимодействий личностей. Общество делится на культурные группы и социальную организацию.

Плюралистическое направление: М.М.Ковалевский впервые в науке ввёл понятие «сравнительно-исторического метода».Считал, что психология должна быть частью социологии.

Интегральная социология: П.А.Сорокин-общество рассматривается как социокультурная система в целом . Теория о социальной мобильности.

Юридическая социология: Н.Карпунов, Л.Петражицкий(в качестве предмета социологии выделяет формы и мотивы участия индивида в общественной жизни).

Марксистская социология: Г.И.Плеханов, В.И.Ленин


14. Общество как социальная система.

Общество-социальная система. Система-определенным образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих целостное единство. Социальная система-определенное целостное образование, основными элементами которого являются люди, их нормы и связи.

Принципы социальной системы: 1) цель 2)установление интеграции(взаимодействия) 3)координация 4)субординация(предполагает, что элементы в системе неодинаковы по значению)

Социальная система обладает эмерджентностью(несводимость свойств системы как целого к сумме свойств элементов систем)


15. Понятие социального факта.

Социальный факт - единичное, общественно значимое событие или совокупность однородных событий, типичных для той или иной сферы социальной жизни или характерных для определенных социальных процессов. Социальный факт обладает независимой реальностью и составляет часть объективного окружения людей.

16. Программа социологического исследования и ее составные части.

Программа социологического исследования - один из важнейших социологических документов, в котором содержатся методологические, методические и процедурные основы исследования социального объекта.

Методологическая часть программы:

1. формулировка проблемы

2. определение объекта и предмета исследования

3. уточнение целей и задач исследования

4. предварительный системный анализ исследования

5. формулировка гипотез исследования

Методическая часть программы:

1. изложение методов сбора первичной социологической информации

2. определение поля изучения обследуемой социальной совокупности

3. логическая структура инструментария для работы над первичными материалами и их компьютерной обработки

Любое социологическое исследование начинается с выявления научной проблемы.


17. Виды социологического исследования.

3 вида:

1. разведывательное(или пилотажное, зондажное)-позволяет решать ограниченные задачи, охватывает небольшие обследуемые совокупности, основывается на упрощенной программе и сжатом по объему инструментарии; используется для предварительного обследования определенного процесса или явления, для получения дополнительной информации о предмете или объекте.

2. описательное-позволяет получить эмпирическую информацию, дающую относительно целостное представление об изучаемом социальном явлении; проводится по подробно разработанной программе и на базе методически апробированного инструментария; позволяет произвести группировку и классификацию элементов по тем характеристикам, которые выделены в качестве существенных в связи с изучаемой проблемой.

3. аналитическое-не только описывает элементы явления или процесса, но и позволяет выяснить причины, лежащие в его основе, поэтому имеет особенно большую научную и практическую ценность. Подготовка такого исследования требует значительного времени, тщательно разработанной программы и инструментария. Разновидность аналитического исследования-социальный эксперимент, предполагающий создание экспериментальной ситуации путем изменения и обычных условий функционирования объекта.


18. Формирование социального заказа на проведение социологического исследования.

Главная причина обращения к социологическим исследованием — это потребность в обширной и актуальной информации, отражающей те стороны жизнедеятельности общества, которые скрыты от внешнего глаза, но которые требуется учитывать в практике социологического управления. Социологические исследования имеют большие возможности: они выявляют ведущие тенденции в развитии общественных отношений; определяют оптимальные пути и средства совершенствования отношений в обществе; обосновывают планы и управленческие решения; анализируют и прогнозируют социальные ситуации и др.

Социологическое исследование состоит из 3 взаимосвязанных этапов:

1. подготовительного;

2. центрального или полевого-т.е. само исследование;

3. обобщение и анализ данных исследования, разработка научно-обоснованных рекомендаций и передача материалов иссл заказчику +помощь в орг учета научных рекомендаций.

На подготовительном этапе уточняется тема исследования, разрабатывается теоретическая концепция, готовятся программа исследования, методические документы, определяется инструментарий, формируются исследовательские группы, составляются графики работ, решаются вопросы материально-технического обеспечения. Полевой этап (сбор первичной информации) — это работа в практической зоне социолога, работа на улице, на работе, в классах, домах. Информация собирается путем опроса, анкетирования, наблюдения, анализа, эксперимента и т.д. Полевым этот этап называется потому, что он проводится в естественных условиях, отличных от лабораторных, т.е. тех, в которых преимущественно проходила предыдущая исследовательская работа. З этап -связан с изучением собранного материала, его сверкой с расчетными параметрами. Составляется программа обработки информации на ЭВМ— обобщение и свертка первичной информации, ее превращение в удобную для последующего анализа. Анализ информации и подготовка итогов документов —заключительный этап. Делаются выводы о подтверждении или опровержении гипотез, выявляются социальные связи, тенденции, закономерно-сти, противоречия, новые социальные проблемы. Оформляются результаты исследования. Анализ и интерпретация данных проводятся в рамках теоретической обработки полученной информации и впря-мую зависят от профессионализма социологов, их гипотез, проверка которых и производится прежде всего. Главным инструментом социологического анализа являются статистика и использование ЭВМ, существует множество универсальных статистических пакетов программ для социолога. Итоги работы выливаются в служебные документы: отчет, приложение к отчету и аналитическую справку, содержащую выводы и рекомендации. В качестве итоговых документов выступают справка, информационная записка, аналитическая записка, отчет о научно-исследовательской работе.

19. Выборка в социологическом исследовании. При проведении исследования необходимо установить контингент опрашиваемых в соответствии с его целями и задачами. Большинство социологических исследований носят не сплошной, а выборочный характер, потому что сплошной охват изучаемой совокупности требует недопустимо высоких материальных и временных затрат. В соответствии с четкими правилами отбирается определенное количество людей, которые по своим социально-демографическим характеристикам соответствуют структуре изучаемого объекта. Такая операция в социологии называется выборкой. Под генеральной совокупностью понимают полное множество объектов, имеющих отношение к изучаемой проблеме, на которое распространяются все выводы проведенного исследования. Строгое определение генеральной совокупности фактически формализует объект социологического исследования. Выборочной совокупностью называют микромодель всей генеральной совокупности, построенную по строгим правилам, с учетом основных для данного исследования характеристик, генеральной совокупности. Виды: 1. случайная 2. систематичная-(На основе списка генеральной совокупности через определённый интервал отбираются респонденты) 3. серийная(гнездовая)-(Единицы отбора представляют собой статистические серии (семья, школа, бригада и т. п.). 4. неслучайная


20. Измерение в социологии.
Измерение - это процедура, с помощью которой измеряемый объект сравнивается с некоторым эталоном. Получается числовое выражение в определенном масштабе или шкале. Социальные измерения иногда называют квалиметрическими, то есть условно количественными аналогами качественных социальных отношений.


21. Опрос в социологическом исследовании, его основные особенности.
Опрос-метод сбора первичной социологической информации посредством вопросов к определенной группе людей (респондентов). Виды опросов: письменные (анкеты, тесты); устные (интервью); очные; заочные

Источником информации является человек, т.е. непосредственный участник исследуемых явлений. Полученная информация связана с его опытом и интересами. В этой информации социальная реальность преломляется в индивидуальном сознании. Опрос - это разновидность общения, и его результаты зависят от ряда обстоятельств: психологическое состояние респондента в момент опроса; ситуация опроса (условия, которые должны быть благоприятны для общения); содержание анкеты или устного вопроса (проблема применения вопросов различных типов и их адекватного понимания респондентом) Различают вопросы: открытые; закрытые (с перечнем вариантов ответов); прямые, личные; косвенные, безличные.

Задача опросов в обществе - обеспечить двухсторонний поток информации между управляющими и управляемыми, предоставить данные необходимые для принятия решений. Для социологии опрос при правильном применении позволяет получить сведения о субъективном мире людей, их мнениях, склонностях, мотивах действий. Обычно опросы проводятся на выборочной совокупности (выборке). Выборка формируется с помощью статистических методов и должна представлять собой микромодель генеральной совокупности, т.е. модели исследования. Свойства выборки представлять свойства генеральной совокупности называется репрезентативностью.


22. Основные правила составления анкеты в социологии.
Социологическая анкета-это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление характеристик социальной реальности. Прежде всего нужно учитывать особенности различных вопросов, из которых она состоит. Вопрос анкеты-это обращение к респонденту с целью получения от него информации по теме исследования. Структура анкеты: вступление- обращение к респонденту, где излагается тема цели, задачи опроса, объясняется техника заполнения; наиболее простые вопросы имеют познавательный смысл; обеспечивают завязку беседы; формируют психологическую установку на сотрудничество; в середине анкеты-сложные вопросы(в них заключен смысл проблемы) в завершении-паспортичка респондента.

Вопросы можно объединить в блоки по тематическому и проблемному принципам. Переход от одного блока к другому должен сопровождаться связками. Например: «Теперь несколько вопросов о...». Если вопрос сложный, то после его формулировки приводится краткая инструкция о том, как его заполнять. Следует обратить внимание на правильное графическое оформление анкеты: размер шрифта, наличие места для записи свободных ответов, вспомогательный иллюстративный материал. Вопросы не должны содержать непонятных респонденту терминов и понятий. Число вопросов не должно быть слишком большим. Замечено, что после 40-50 минут опроса внимание респондента снижается. Все вопросы анкеты должны соответствовать исследовательской задаче. Логический контроль. Следует проверить, не забыты ли такие варианты ответов, как «не знаю», «затрудняюсь ответить», «не помню», «не думал об этом», дающие возможность респонденту уклониться от ответа, когда он это сочтет нужным. Если нужно, добавить к закрытым вопросам позицию «другой ответ» со свободными строчками для высказываний респондентов. Обратить внимание на то, достаточно ли объяснена респонденту техника заполнения вопроса Анкета должна пройти апробацию. Апробация анкеты предполагает проведение пилотажного опроса.


23. Метод социологического наблюдения.
Социальное наблюдение - это направленное систематическое, непосредственное прослеживание и регистрация социальных явлений. Использование метода: связано с получением предварительного материала о социальном объекте и для получения первичной информации по какой-либо проблеме. Особенности метода: они связаны с тем, что ситуация наблюдения во многом уникальна, и наблюдение дает как бы моментальный снимок объекта, характеризует его состояние здесь и сейчас. Поэтому обобщение результатов наблюдения носит достаточно определенный характер. Наблюдение позволяет помогать избежать влияние респондента на информацию, но повышает влияние качеств исследователя и его предварительных ожиданий на характер полученной информации. Виды наблюдения: различают включенное и невключенное наблюдения (подразумевают участие или неучастие исследователя в жизни объекта); полевое или лабораторное наблюдение (связаны с местом проведения исследования); структурированное и неструктурированное (подразумевает, что структурирование наблюдения связано с детальной инструкцией по фиксации реузльтатов).


24. Изучение документов в социологии.

Анализ документов-это метод сбора первичной информации, главным источником которой выступают документы. Документы - это печатные, рукописные и т.п. материалы, которые создаются для хранения информации. Документы различаются по типу носителя (письменные, иконографические, фонетические), по способу восприятия информации (аудиовизуальные, аудиальные, визуальные), по авторству (официальные документы и документы личного происхождения), по мотивации создания ( спровоцированные и неспровацированные), по содержанию (правовые, политические, экономические, исторические, педагогические)

Документы могут быть классифицированы по их статусу (официальные, неофициальные), по степени персонификации ( личные, безличные), по источнику информации (первичные и вторичные).

Особую группу составляют статистические и социологические документы, разработанные специально для целей исследования (анкеты, опросные листы, бланки наблюдения).

Приступая к анализу документов, исследователь обязан проверить их надежность, определить достоверность зафиксированной в них информации. Она решается в ходе отбора документов для определенных исследований, и в ходе внутреннего и внешнего анализа содержания документов. Внешний анализ - изучение обстоятельств возникновения документов. Внутренний анализ - изучение особенностей содержания, стиля документа.


25. Метод эксперимента в социологии.

Эксперимент-это способ получения в контролируемых и управляемых условиях новых знаний о причинно-следственных связях и отношениях между явлениями и процессами социальной действительности.

Аристотель предложил использовать 4 формальных метода логического анализа:метод сходства, метод различия, метод сопутствующих изменений и метод остатков, для научного анализа. Метод сходства применяется в тех случаях, когда интересующее нас явление, причину которого нужно установить, возникает в самых различных условиях, но при наличии одного общего для всех явлений обстоятельства. Метод различия основывается на утверждении: если при одних и тех же условиях наличие какого-либо обстоятельства вызывает и, наоборот, его отсутствие устраняет исследуемое явление, то именно это обстоятельство и является причиной явления. Метод сопутствующих изменений: если изменяющееся явление может представлять результат изменений какого-то одного определенного условия при неизменении всех остальных сопутствующих ему условий, то можно говорить о наличии причинной связи изучаемых явлений. Метод остатка: если из сложного явления, вызываемого рядом условий, вычесть изученную часть, зависящую от уже известных условий, то пока неизвестный остаток этого явления будет следствием ещё неизученных условий и обстоятельств, выступающих в качестве причинных.

Подготовка и проведение эксперимента предполагает определенную последовательность. На первом подготовительном этапе определяются цели и задачи эксперимента, формулируются исследовательские гипотезы, осуществляется выбор объекта, используемого в качестве экспериментальной группы, а также контрольной группы, создаётс

Наши рекомендации