Лексические и фразеологические нормы русского литературного языка
СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И КУЛЬТУРЕ РЕЧИ
___________________(ФИО, группа)
(1, 2 и 3 лист распечатать каждому студенту)
Регламент выступления: не более 5 минут на один вопрос.
Семинар №1 (21 сентября)
Русский язык и культура речи
1. Язык. Естественные и искусственные языки. Живые и мертвые языки. Русский литературный язык.
2. Речь как способ реализации всех функций языка. Типы речи (описание, повествование, рассуждение).
3. Культура речи как наука. Охарактеризуйте аспекты культуры речи (коммуникативный, нормативный, этический).
4. Коммуникативные качества речи: правильность; понятность, чистота, точность, ясность, краткость, уместность, логичность, богатство и выразительность в качестве достоинств речи. Приведите примеры важности каждого пункта коммуникативных качеств речи.
5. Речевой портрет (языковой паспорт) и способы его описания. Речевой портрет политика.
Домашнее задание: Составьте свой речевой портрет по плану:
1. ваши обычные речевые роли (участник общения: отправитель/ получатель информации - обосновать);
2. коммуникативные качества вашей речи (перечислить те, что свойственны именно вам);
3. какие правила речевого этикета вы соблюдаете (модель приветствия, прощания и под.);
4. считаете ли вы свою речь грамотной (обосновать):
4.1. на звуковом уровне (благозвучная / неблагозвучная, темп речи, интонация, паузы),
4.2. на лексическом уровне (наличие / отсутствие ошибок, активность словарного запаса, использование ограниченной лексики),
4.3. на грамматическом уровне (морфологическая и синтаксическая правильность речи);
5. предпочтительная форма общения (устная/письменная - обосновать).
Семинар №2 (5 октября)
Орфоэпическая норма. Нормы русского ударения
1. Понятие «языковая норма». Какие виды норм существуют в современном русском литературном языке?
2. Орфоэпическая норма. Стили произношения. Варианты произношения. Нормы московского и петербургского произношения.
3. Правила произношения гласных звуков. Правила произношения согласных звуков.
4. Акцентологические нормы. Русское ударение. Особенности. Трудности. Словесное ударение имён существительных. Словесное ударение имён прилагательных. Словесное ударение глаголов. Словесное ударение причастий.
Задания:
Прочитайте словосочетания и предложения, обращая внимание на произношение слов:
принципы взаимовыгодных договорных отношений; приглашаем к сотрудничеству оптовых покупателей; акции крупных промышленных предприятий, нефтепроводов и газопроводов; специалисты по маркетингу; денежные средства акционеров работают во всех ключевых отраслях экономики; для оптовых покупателей – скидки; размер уставного фонда; разнообразие услуг фирмы приятно удивит занятых людей; вы правы; подтвердили намерение продолжить переговоры с целью обеспечения мира; подписание договора; решение экспертной комиссии; необходимо углубить и упрочить позитивные процессы; прибытие экспертов; в результате сложных маневров самолеты наемников смогли бомбардировать военные объекты противника; правительства ряда стран осудили инцидент и выразили соболезнования семьям погибших; работа с каталогом; я очень занята; большой выбор тортов; вы не правы; этот торт вкуснее и красивее; вчера мы были в пиццерии; раз в месяц, обычно по средам, она клала деньги в банк; хозяева делали все, чтобы облегчить жизнь своим гостям.
От предложенных существительных образуйте глаголы и причастия. Расставьте ударения.
Блок – блокировать – блокированный. Национализация –
Приватизация – Экспорт –
Делегация – Копия –
Премия – Пломба –
Норма –
Прочитайте слова, обращая внимание на чтение ударной гласной. В каких словах допустимы варианты?
Афера, бытие, житие, гренадер, зев, опека, оседлый, преемник, местоименный, недоуменный, иноплеменный, безнадежный, блеклый, белесый, трехведерный, издевка, маневры, наемник, осетр, желчный, сметка, платежеспособный, бесшерстный, валежник, желчь, жердочка, зацветший, клест, нареченный, острие, платеж, никчемный, облекший, обнесший, одноименный, планер, предрекший, расседланный, старьевщик, решетчатый.
Семинар №3 (19 октября)
Лексические и фразеологические нормы русского литературного языка
1. Лексические нормы современного русского литературного языка. Требования, предъявляемые к слову (какие языковые и социальные факторы следует учитывать при определении лексических норм).
2. Охарактеризуйте лексику русского языка с точки зрения сферы ее употребления (активный/пассивный запас, лексика, ограниченная в употреблении). Индивидуально-стилистические неологизмы (окказионализмы).
3. Метафора, метонимия, синекдоха, сравнение и другие тропы как источник яркой, эмоциональной речи.
4. Синонимы и речевая культура. Антонимы и речевая культура. Использование омонимов в речи. Слова-паронимы и точность речи.
5. Иноязычные слова (экзотизмы, варваризмы) в современной русской речи.
6. Типы лексических ошибок. В чем заключается особенность фразеологических норм?
Задание: Пользуясь словарем, определите значения следующих слов:
антагонизм апартеид саммит импичмент
маркетинг генезис феномен вето
коммюнике прессинг демагог аннексия
харизма феминизм экстремизм эксклюзивный
унитаризм субкультура саботаж рандеву
псевдопатриотизм нувориш масс-медиа муниципалитет
ликвидность либерализм консолидация консерватизм
деструкция депортация дайджест гильдия
волонтер венчурный бартер авторитаризм
Задание: Определите, какие из приведенных плеонастических словосочетаний закрепились в языке и стали допустимыми, а какие не соответствуют языковой норме: народная демократия, патриот своей родины, экспонат выставки, букинистическая книга, свободная вакансия, прейскурант цен, народный фольклор, автобиография жизни, монументальный памятник, габаритные размеры, реальная действительность, период времени, огромная махина, практика работы, взаимно друг к другу, памятный сувенир, частная собственность, информационное сообщение, вечерняя серенада, травматическое повреждение, хронометраж времени, мизерные мелочи, коллега по профессии, ведущий лидер, внутренний интерьер, движущий лейтмотив, демобилизация из армии, необычный феномен, ответная контратака, прогрессировать вперед, странный парадокс, временный цейтнот, в мае месяце.
Задание: Определите, в каких случаях лексическая сочетаемость нарушена намеренно, в каких – в результате незнания истинного значения слова.
Живой труп, три единственные дочери, обыкновенное чудо, очевидное – невероятное, большая или меньшая половина, облокотиться спиной, страшная красавица, сломать стеклянную вазу, отменный негодяй, ужасно интересная книга, страшно удобная обувь.
Домашнее задание: Возьмите 10 каких-либо понятий, например, мужчина, женщина, совесть, любовь, ложь, милосердие, неприязнь, нежность, юмор, сарказм, мечта (можно взять другие слова, другие части речи!) и запишите к каждому слову синонимы, примерные аналоги, которыми можно это слово заменять. Синонимы могут быть приблизительные, допустимые в каком-то новом контексте. Например, «мужчина» — это парень, мальчик, муж, чувак, приятель, пацан, герой, любовник – и так далее. Выполните задачу: найти не менее 10 заменителей на каждое из выбранных слов.
Семинар №4 (2 ноября)