Лексические и фразеологические нормы современного русского литературного языка

Вопросы:

1. Лексические нормы литературного языка.

2. Виды лексических ошибок: употребление слова в несвойственном ему значении, нарушение лексической сочетаемости, тавтология (повторение однокоренных слов), неоправданный повтор, плеоназм (лишнее слово), использование диалектизмов, просторечных, жаргонных слов и др.

3. Стилистически оправданные нарушения литературной нормы.

4. Особенности употребления фразеологизмов в речи. Речевые ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов в речи.

5. Диктант. Тест.

Задания:

1. Заполните таблицу «Лексические ошибки» своими примерами.

Лексические ошибки

Виды лексически ошибок Примеры
1. Употребление слова в несвойственном ему значении  
2. Нарушение лексической сочетаемости  
3. Тавтология (употребление рядом однокоренных слов)  
4. Неоправданный повтор одного и того же слова  
5. Плеоназм (употребление лишнего слова)  
6. Употребление слова иной стилевой окраски  
7. Неудачное употребление эмоционального слова  
8. Неоправданное употребление просторечных и диалектных слов и выражений  
9. Неоправданное употребление жаргонизмов, профессионализмов  

2. В чем ошибка?
I. 1. Афанасьев был закоренелым революционером. 2. Все единогласно подумали об оставленном товарище. 3. У нас много сообщников во всех научных центрах страны. 4. Обладая острым обаянием, он сразу уловил запах дыма. 5. Продавец оказался круглым невежей в технике. 6. Нас ознакомили с новым комплектом гимнастических упражнений. 7. Старый астроном приходил в свою консерваторию раньше всех. 8. Хозяйка накормила путешественников сытым ужином. 9.Помещик был груб со своими придворными. 10. Он представил нам полную свободу.
II. 1. Вера в победу сыграла большое значение в битве. 2. Надо уделять заботу малышам. 3. Не придавайте внимания сплетням! 4. Наша фирма стремится повысить качество выпускаемых товаров и улучшить уровень обслуживания клиентов.

3. Устраните неоправданные повторы.
1. Я всегда включаю радио, когда передается эта замечательная передача. 2. Вскоре в городе подпольщики организовали подпольную организацию. 3. Я очень люблю лес и понимаю, что леса надо беречь, потому что лес – наше богатство.

4. Охарактеризовать фразеологические единицы:
сесть в лужу, гонять лодыря, возвести на пьедестал, ничтоже сумняшеся, ходить на задних лапках, ни кожи ни рожи, верста коломенская, бить баклуши.

5. Подобрать синонимический ряд к следующим фразеологизмам:
нужен как собаке пятая нога, бить баклуши, от горшка два вершка, дать дуба, глуп как пробка, с головой.

Литература:

1. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учеб пособие. – М., 2002. – С. 297.

2. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2002. – С. 4-109.

.

Практическое занятие №4

Морфологические нормы

Вопросы:

1. Нормы употребления имени существительного.

2. Нормы употребления имени прилагательного.

3. Нормы употребления имени числительного.

4. Нормы употребления глагола и глагольных форм.

5. Нормы употребления местоимений, предлогов, союзов, наречий.

Задания:

1. Напишите данные словосочетания, употребив их в единственном числе.
Старинные рояли, ваши фамилии, заказные бандероли, наши плацкарты, старинные банкноты, новые расценки, спелые яблоки, большие мозоли, маленькие мыши, кожаные туфли, широкие проруби, лесные просеки, спелые помидоры, молодые жирафы, черные ботинки, войлочные тапки.

2. Подберите к существительным мужского рода существительные женского рода, дайте их функционально-стилистическую характеристику. Отметьте случаи, когда соответствия нет.
Агроном, адвокат, аспирант, бригадир, врач, генерал, директор, доктор, доцент, защитник, инженер, инспектор, инструктор, кандидат, корректор, корреспондент, космонавт, кондуктор, конькобежец, лаборант, машинист, научный сотрудник, обмотчик, педагог, профессор, прокурор, редактор, руководитель, слесарь, следователь, судья, член-корреспондент, тракторист, учитель, юбиляр.

3. Прочитайте, употребив числительные и существительные в нужной форме.

· К 345 прибавить 157.

· От 964 отнять 89.

· 10 сложить с 798.

· Предложение принято 375 (голос) против 44 (голос).

· Деревня находится в 163 (километр) от города.

4. Исправьте грамматико-стилистические ошибки в употреблении деепричастных оборотов. Объясните, в чем заключаются ошибки.
1. Объяснение этих явлений может быть найдено, взяв в качестве иллюстрации последние события. 2. Таким образом, рассмотрев функциональные характеристики структур муниципалитета, предлагается следующее. 3. Глядя на то, что происходит сегодня, у меня руки развязаны. 4. Торговый зал был очищен от людей, опасаясь, что рухнет потолок. 5. Поднимая цены на машины, топливо, это прямо отражается на себестоимости сельскохозяйственной продукции. 6. Прочитав вторично рукопись, мне думается, она нуждается в серьезной доработке. 7. Применяя ту или иную форму организации труда, в каждом отдельном случае учитываются местные особенности. 8. Выяснив, что объем производства уменьшился, возникает вопрос о причине этого. 9. Придавая большое значение методологии исследования, был выполнен ряд экспериментов. 10. Изучая процесс разгосударствления, обнаруживается определенная закономерность.

Литература:

1. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учеб пособие. – М., 2002. – С. 279-293.

2. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2002. – С. 213-343.

3. Солганик Г.Я., Дроняева Т.С. Стилистика современного русского языка и культура речи. – М., 2002. – С.125-194.

Практическое занятие №5

Синтаксические нормы

Вопросы:

1. Синтаксис. Основные единицы синтаксиса: предложение и словосочетание.

2. Типы предложений.

3. Типы словосочетаний.

4. Синтаксические нормы в употреблении разных типов предложений: простых, осложненных, сложных.

Задания:

1. Составьте пары предложений с составным именем сказуемым. В качестве именной части (в именительном и творительном падежах) используйте приводимые существительные. Объясните семантические и стилистические различия предложений.
Красавица, строитель, военный, неряха, коллекционер, старик, грамотей, лентяй, футболист, актер.

2. Объясните, с чем связана двусмысленность (а иногда и трехзначность) в следующих предложениях; проведите стилистическую правку текстов.

1. На портере были изображены Горький и Чехов в шляпе. 2. Вторично опубликована повесть В.П.Адриановой-Перетц в «Очерках по истории русской XVII в.». 3. Наблюдения над языком маленьких детей. 4. Особенно гневные протесты вызвали выступления посла в странах Азии. 5. Отъезд гостя из Сингапура. 6. Они сообщают о получении корреспонденции с большим опозданием. 7. Подобные факты объясняются безответственностью, некритическим отношением к недостаткам начальника грузового управления. На первый взгляд все эти истории с подарками учителям могут показаться частным случаем. 9. В древних документах подобного рода термин отсутствует. 10. На каждом из ста гектаров он дал слово получить по 45 центнеров спелого зерна.

3. Проанализируйте ошибки, допущенные в предложениях; внесите в них стилистическую правку.

1. В настоящее время на заводе идет подготовка к организации централизованной службы надежности, которая бы организовывала, руководила и контролировала весь комплекс мероприятий, постоянно проводимых на заводе для повышения надежности и долговечности выпускаемой им продукции. 2. Журналист, который сообщил эти данные и оказавшийся страстным патриотом, привел интересное сравнение. 3. Российские самолеты, которые совершают межконтинентальный перелет из Москвы в Антарктиду, произвели посадку в порту Дарвин, к которому приковано внимание каждой страны, где проходит маршрут полета. 4. Основное, на что следует обратить внимание, – это на нарушение финансовой дисциплины. 5. Кто нуждается в дополнительных занятиях, необходимо тому обеспечить их.

Литература:

1. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учеб пособие. – М., 2002. – С. 293-296

2. Солганик Г.Я., Дроняева Т.С. Стилистика современного русского языка и культура речи. – М., 2002. – С.194-233.

Практическое занятие №6

Наши рекомендации