ТЕСТЫ по теме 3. Лексические и фразеологические нормы русского языка

  1. ТЕСТЫ по теме 3. Лексические и фразеологические нормы русского языка - student2.ru Неверно утверждение: Лексические нормы – это

a) употребление слова в точном соответствии с тем значением, которое зафиксировано в словарях;

b) правила употребления терминов и иноязычных слов;

c) правила произношения сочетаний согласных в разных словах;

d) правила употребления синонимичных слов с учетом различных оттенков значения.

  1. Паронимы – это

a) слова, противоположные по значению;

b) слова, одинаковые по значению, но разные по звучанию;

c) слова, одинаковые по звучанию, но разные по значению;

d) слова однокоренные, имеющие разное значение и разную лексическую сочетаемость.

  1. Нормы словоупотребления соблюдаются в предложении:

a) Каждый участник собрания высказал свое кредо.

b) Русский народный фольклор богат и разнообразен.

c) Металлургический цех запущен.

d) Работая над романом, пришлось долгие часы просиживать в архиве.

  1. Плеоназм (лишние слова) допущен в предложениях:

a) Хочется особо отметить дуэт двух скрипок.

b) В своей автобиографии Есенин своим учителем называл Пушкина.

c) Своими соображениями я поделился с коллегами по работе.

d) Он рассказал нам о своих планах.

  1. Тавтология (повтор однокоренных слов) допущена в предложениях:

a) Эти меры способствуют расширению творческих способностей детей.

b) Рост преступности за последние годы значительно вырос.

c) Необходимо поурочное планирование уроков.

d) Новая программа регулярно знакомит нас с новинками литературы.

  1. Ошибка, связанная с нарушением лексической сочетаемости, допущена в предложении:

a) Он испытывал крепкую зависть к коллеге.

b) На улице лил сильный дождь.

c) В разговоре он допустил серьезную ошибку.

d) Надо смело выдвигать свои требования.

  1. Лексическая ошибка, связанная с неверным употреблением паронимов, допущена в предложении:

a) Артист завоевал признательность зрителей.

b) Свое призвание он видит в служении искусству.

c) Главный герой драмы «На дне».

d) Он невежда в вопросах искусства.

  1. Слово «кворум» имеет следующее значение:

a) общее количество присутствующих на собрании

b) число присутствующих на собрании, необходимое для того, чтобы признать собрание правомочным

c) наиболее авторитетная часть присутствующих

d) собрание

  1. Соответствует слову «брифинг» имеет следующее значение:

a) пресс-конференция

b) инструктаж

c) встреча с глазу на глаз

d) вид спорта

  1. Значение «последнее, обычно наиболее значительное произведение кого-либо; последнее проявление таланта, способностей» имеет фразеологизм

a) каинова печать

b) долгая песня

c) петь Лазаря

d) лебединая песня

  1. Фразеологический оборот употреблен правильно в предложении:

a) Это был глас вопящего в пустыне.

b) Наконец-то приказ вступил в законную силу.

c) Вот и пришла пора заморить червячков.

d) Это все равно, что валить с больной головы на здоровую.

  1. Ошибка, допущенная в предложении «Большое внимание благоустройству квартала будет оказано в ближайшее время», связана с нарушением … норм.

a) грамматических

b) словообразовательных

c) орфоэпических

d) лексических

ТЕСТЫ ТЕСТЫ по теме 3. Лексические и фразеологические нормы русского языка - student2.ru по теме 4. Морфологические нормы русского языка ТЕСТЫ по теме 3. Лексические и фразеологические нормы русского языка - student2.ru

  1. Соответствует действительности утверждение: Морфологические нормы связаны с

a) основными грамматическими категориями – рода, числа, падежа; +

b) употреблением слова в соответствии с его лексическим значением;

c) правилами построения предложения;

d) соблюдением норм согласования и управления.

  1. Слова, имеющие смысловое различие, представлены в паре

a) лангуст - лангуста

b) эполет - эполета

c) гранат – граната +

d) шлиц - шлица

  1. Не являются разными по значению слова

a) карьер – карьера

b) барк – барка

c) клавиш – клавиша +

d) лавр – лавра

  1. Неправильной является форма именительного падежа множественного числа существительного

a) диспетчеры

b) катеры

c) ректоры +

d) офицеры

  1. Неправильной является форма именительного падежа множественного числа существительного

a) конструктора +

b) профессора

c) повара

d) шофера +

  1. Неверная форма единственного числа представлена в ряду

a) тапочки – тапочек +

b) сапожки – сапожок

c) туфли – туфля

d) сандалеты – сандалета

  1. Существительным мужского рода является

a) аэрозоль +

b) мозоль

c) тушь

d) вуаль

  1. Род определен верно в слове

a) авеню – существительное женского рода +

b) жюри – существительное мужского рода

c) кофе – существительное среднего рода

d) атташе – существительное женского рода

  1. Правильные формы именительного падежа множественного числа обоих существительных представлены в ряду

a) шофёры – офицеры

b) директоры – вечера

c) профессора – ректора +

d) тополя - черепы

  1. Неправильно образована форма родительного падежа множественного числа у слова

a) торговцев

b) страдальцев

c) полотенцев +

d) постояльцев

  1. Ошибка, допущенная в предложении «По горной дороге могут ездить лишь опытные шофера», связана с нарушением … норм.

a) лексических

b) орфографических

c) морфологических +

d) словообразовательных

  1. Допущена ошибка в выборе формы рода существительного в предложении:

a) После мытья этим шампунем волосы становятся блестящими.

b) Врач удалил болезненную мозоль.

c) Лицо женщины было скрыто густой вуа­лью.

d) Крыша была добротно покрыта толью. +

  1. Допущена ошибка в употреблении формы числительного в предложении:

a) Надо прибавить к полтораста рублям еще пятьдесят. +

b) Прошло всего полторы недели.

c) Не хватает полутора суток для завершения работы.

d) Недостает около полутораста книг по специальности.

  1. Предложение без морфологической ошибки:

a) Наша команда оказалась в более лучшем положении

b) Билет с плацкартом на субботний день достать очень трудно.

c) В пятьдесятом году я родилась.

d) За роялем нужно ухаживать. +

  1. На месте пропуска необходимо вставить местоимение «каждый» в предложении:

a) Хозяйка приветливо встречает гостей, для … находит доброе слово.

b) И она не забудет. Всех приветит, … доброе слово найдет. Вот она какая.

c) Докладчик хорошо подготовился к выступлению и сумеет ответить на … вопрос. +

d) Этот малыш собирал … хлам.

ТЕСТЫ по теме 3. Лексические и фразеологические нормы русского языка - student2.ru ТЕСТЫ по теме 5. «Синтаксические нормы», «Орфографические нормы», «Пунктуационные нормы»

  1. Не относится к синтаксическим нормам:

a) нарушение порядка слов;

b) неправильное употребление деепричастных оборотов;

c) неправильное согласование;

d) неправильное падежное окончание. +

  1. Неправильно построено словосочетание

a) благодаря поддержки спонсоров

b) ввиду поддержки спонсоров +

c) различать добро и зло

d) удивляться отзывчивости

  1. Форма глагола-сказуемого употреблена неправильно в предложении:

a) НХЛ заявила, что российских хоккеистов в этом сезоне покупать не будет.

b) МИД прислал ноту протеста. +

c) ООН признала незаконность такого решения.

d) ЗАГС находилась в старом здании.

  1. Неправильно построено словосочетание

a) полное фиаско

b) старое досье

c) бесспорное алиби

d) точное пенальти +

  1. Правильно построено предложение:

a) Проведя раскопки на многих островах Океании, исследователи выяснили неизвестные ранее факты. +

b) Автор наделся опубликовать и ознакомить с поэмой читающую аудиторию.

c) Мэрия постановила всех владельцев собак держать на привязи.

d) Жюри было строгой, но справедливой.

  1. Допущена ошибка в слове

a) инцидент

b) интендант

c) прецендент +

d) претендент

  1. Нет ошибки в слове

a) скурпулезный

b) брандспойт +

c) друшлаг

d) без брелка

  1. Две буквы НН пишется

a) коше_ая трава

b) здания выкупле_ы фирмой

c) лома_ая линия

d) накрахмале_ая скатерть +

  1. Одна буква Н пишется

a) запута_ое дело

b) жема_ые манеры

c) масле_ые блинчики +

d) маши_ое отделение

  1. Одна и та же буква пишется во всех словах в ряду

a) тр_петать, соч_тание +

b) забл_стеть, опт_мист

c) отр_стить, уг_релый

d) выпл_вка, переск_чить

  1. Пишется буква А(Я)

a) От добра добра не ищ_ т.

b) Волны плещ_тся у берега.

c) Равняясь, стро_тся ряды. +

d) В сумерках ре_т снежинки.

  1. Пишется буква У(Ю)

a) Зрители смотр_т фильм с интересом.

b) Круж_т коршуны над головой.

c) А во ржи тропинки стел_тся +

d) Руки крепко держ_тся за железный кран.

  1. Буква О пишется во всех словах, представленных в ряду

a) опроб_вать, отрабат_вать

b) завид_вать, откид_вать

c) утрамб_вать, след_вать +

d) приветствов_ть, засчит_вать

  1. Буква Е пишется во всех словах, представленных в ряду

a) о будущ_м времен_, на ветк_ сирен_

b) о дальнейш_м путшестви_, в добрейш_й улыбк_

c) о завтрашн_й встреч_, о вечерн_м зарев_ +

d) о минувш_м путешестви_, на зеленеющ_й лужайк_

  1. Частица НЕ пишется слитно

a) Видна еще (не)оттаявшая земля.

b) (Не)горазд ты на выдумки.

c) Никуда не входи, (не)обдумав, как выйдешь. +

d) (Не)смотря на дождь, мы отправились в поход.

  1. Частица НЕ пишется раздельно

a) Рядом журчал (не)высыхающий даже в жару ручей. +

b) Старику (не)здоровилось с утра.

c) Второпях приняли совершенно (не)продуманное решение.

d) Какая (не)истощимая творческая сила таится в человеке.

  1. Через дефис пишутся все слова, представленные в ряду

a) (пол)дома, микро(мир)

b) стоп(кран), (авиа)конструктор

c) юго(восточный), (серебристо)сизый +

d) вольт(метр), (инфра)тепловой

  1. Правильное написание прописной и строчной букв представлено в наименовании

a) Нобелевская премия +

b) Орден Святого Андрея Первозванного

c) по-Суворовски

d) Ахиллесова пята

  1. Двоеточие на месте скобок следует поставить в предложении:

a) В вестибюле, в коридоре, в кабинетах () всюду толпились люди.

b) По-видимому () вечером ветер утихнет.

c) На железнодорожном переезде был опущен шлагбаум () со станции шел курьерский поезд. +

d) Снег был глубокий, но твердый ()лыжи не проваливались.

  1. Тире на месте скобок следует поставить в предложении:

a) Везде: над головой, под ногами и рядом с тобой () живет, грохочет, торжествуя свои победы, железо.

b) Он () порча, он () чума, он () язва здешних мест.

c) Многие стихийные бедствия испытали на себе люди () пожары, наводнения, засуху, но это не сломило волю человека к борьбе с природой. +

d) Всю дорогу до хутора молчали () говорить мешала тряская езда.

  1. Тире на месте скобок не ставится в предложении:

a) Длина комнаты () одиннадцать метров.

b) Ласковое слово () что весенний день. +

c) Прилет грачей () признак начала весны.

d) Айсберг () это плавучая ледяная гора.

  1. На месте скобок запятая не ставится:

a) Ветер дул навстречу () как будто силясь остановить молодую преступницу.

b) Электрический ток – это не что иное () как движение электрических зарядов.

c) Только что чайник повесили над огнем () как вдруг один камень накалился и лопнул.

d) Погода стояла ужасная: ветер штормовой ревел с ночи, дождь лил () как из ведра. +

  1. На месте скобок нужна запятая:

a) Я () или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду.

b) В такую бурю волк не рыщет () и медведь не вылезает из берлоги.+

c) Мечик почувствовал, что () если вновь придется отстреливаться, он уже ничем не будет отличаться от Пики.

d) Когда началась гроза, игра прекратилась () и дети бросились бежать домой.

  1. Пунктуационная ошибка допущена в предложении:

a) Кругом стало совершенно темно – луна зашла за облака. +

b) Я взглянул в окно: на безоблачном небе разгорались звезды.

c) Стояла невыносимая жара – улицы были пустынны.

d) Наша задача завтра – не отразить атаку, а уничтожить ядро армии.

  1. Ошибка в оформлении прямой речи допущена в предложении:

a) «Разрешите обратиться», - сказал Ваня, стараясь как можно больше походить на солдата.

b) «Ну полно, полно! – сказал Печорин, - обняв его по-дружески. – Неужели не тот же?»

c) «Меня зовут Фомой, – отвечал он, – а по прозвищу Бирюк».

d) «Мы решили: продолжал заседатель, - с вашего дозволения остаться здесь ночевать». +


Наши рекомендации