Этап – подготовительный сентябрь 2014 - август 2015
Проведение обучающих семинаров для педагогов, классных руководителей, Разработка проекта программы воспитания и социализации
Отработка механизмов управления Программой.
Этап – основной сентябрь 2015-май 2020 годы
Реализация мероприятий по направлениям Программы
Этап – завершающий май - июнь 2020 годы
Информационно-аналитическая работа.
Подведение и анализ итогов
Мониторинг эффективности Программы
В ходе реализации, Программа может корректироваться и дополняться.
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
Структура программы включает в себя 5 аспектов, 4 раздела и 6 направлений, связанных логикой формирования личности.
Аспекты:
Личностный — означает то, как мы осознаем себя в качестве личности, как развивается наше «Я», чего мы стремимся достичь, и что каждый понимает под успехом. Способ самореализации зависит от того, что человек ценит и чего хочет добиться на благо себя и общества. Мы сами определяем для себя то, что приносит чувство наибольшего удовлетворения.
Духовно-нравственный — формирование системы ценностей, установок и мотива поведения личности в обществе, ориентация на общечеловеческие, вечные ценности, перевод их в личные на основе национальной культуры, народных традиций и потребностей общества. К числу таких ценностей относятся: человек, семья, труд, знания, культура. Отечество, Земля, мир между людьми, народами, государствами.
Интеллектуальный — это стремление личности к знаниям. Формирование умения извлекать знания из самых разнообразных источников и пользоваться ими, чтобы принимать правильные решения. Переход от установки получения знаний к установке овладения систематизированными представлениями о мире, обществе и человеке, умение самостоятельно расширять и углублять эти представления. Ведь образование и интеллект занимают важное место среди национальных богатств.
Социальный — осознание себя во взаимодействии с окружающими. Необходимо понять, что действительно важно для вас в отношении с родными, друзьями, другими людьми. Формирование представления о социальной сфере, исходных навыках социального поведения.
Национальный — формирование потребности обратиться к истории России, понять пути и судьбы Родины, увидеть их не только в исторической ткани страны, но и в себе самом, своей душе, сердце. Дать почувствовать и осознать в себе духовную связь поколений — значит дать нравственную опору, озарить жизнь глубоким и благородным смыслом. Но национальное воспитание должно опираться на социальное — воспитание духа солидарности, понимания ценности всечеловеческого общежития.
Направления
- Гражданско-патриотическое воспитание - «Я – гражданин России!»
- Учебно-познавательное направление – «Я в мире знаний»
- Культуротворческое и эстетическое воспитание «Я в мире прекрасного»
- Физическое развитие и культура здоровья «В здоровом теле-здоровый дух!»
- воспитание семейных ценностей - «Моя семья – моя главная опора »
- социальное воспитание – «Я в этом мире»
Механизм продвижения Программы осуществляется по всем направлениям одновременно с учетом возрастных особенностей обучающихся.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Направление « Я – гражданин России»
Цель
Создание необходимых условий для гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания личности.
Задачи
для учащихся:
-возрождать и сохранять культурные и духовно-нравственные ценности родного города;
-иметь активную гражданскую позицию, гражданскую ответственность, основанные на культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества;
-соблюдать законы и правопорядок, жить в общественном согласии и межкультурном взаимодействии;
-принимать активное участие в поисковой и проектной краеведческой деятельности;
для педагогов:
-совершенствовать программно-методическую базу по гражданско-патриотическому воспитанию;
-повышать уровень компетентности учащихся в восприятии и интерпретации социально-экономических и политических процессов и формировать на этой основе активную гражданскую позицию;
-формировать мотивы, нравственные установки личности, позволяющие противостоять экстремизму, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам, другим негативным социальным явлениям.
-воспитывать в детях чувства гордости и уважения к своему городу, стране, историческому и культурному наследию, традициями обычаям;
для родителей:
-укреплять связи с педагогами с учетом целей и задач гражданско-патриотического воспитания учащихся.
Задачи взаимодействия с общественными и государственными организациями:
-межведомственная координация усилий всех участников воспитательного процесса в организации мероприятий гражданско-патриотической направленности;
-распространение информации через сайты в сети Интернет, через СМИ для привлечения внимания к проблемам гражданско-патриотического воспитания.
Задачи призваны помочь каждому реализовать свои возможности:
учащимся - в деятельности детских и юношеских общественных организациях, обеспечивающих возрастные потребности в социальном и межкультурном взаимодействии;
- в программах и проектах, направленных на воспитание уважительного отношения к историческому прошлому родного города, своей страны;
учителю (классному руководителю)-ввозможности пересмотреть методику работы с позиций гражданско-патриотического воспитания, использовании инновационных технологий;
родителям-в готовности передачи опыта, опирающегося на представления об активной жизненной позиции, гражданско-правовой ответственности.
Ожидаемые результаты:
у учащихся сформировано:
Ø мировоззрение, опирающееся на представлении о ценностях активной жизненной позиции и нравственной ответственности личности;
Ø уважительное отношение к традициям, культуре и языку своего народа и других народов России;
Основные разделы
Информационный | 1 ступень (1-4 классы) | 2 ступень (5-8 классы) | 3 ступень (9-11 классы) |
Ведение странички школьного музея на сайте школы. Организация сменных стендов по гражданско-патриотической работе. Организация информационных уголков правовой грамотности. Выпуск школьной периодической печати (газеты, плакаты, электронные странички, буклеты, листовки, боевые листки) | |||
Педагогический | 1 ступень (1-4 классы) | 2 ступень (5-8 классы) | 3 ступень (9-11 классы) |
Проведение на базе школы лекториев, консультаций, тренингов, тематических бесед, семинаров и других мероприятий гражданско-правовой направленности с привлечением специалистов общественных организаций, советов ветеранов, депутатов, правоохранительных структур и ведомств | |||
Организация внеурочной деятельности гражданско- патриотической направленности | Деятельность ученических объединений: «Совет музея», «Совет стареклассников»; клуба юнармейцев, отрядов «Зарница», «Орленок» и т.д. | ||
воспитательный | -Участие в смотре-конкурсе военно-патриотической работы школ города Орла - Проведение Дней воинской славы, Уроков Мужества - беседы о «Правилах поведения в школе», Уставе школы | ||
-беседы, классные часы « Главный закон РФ», «Что значит быть патриотом», «Мой Орловский край» | -беседы, классные часы «Всеобщая декларация прав человека», Закон РФ «Об образовании», «Мои права и обязанности», «Поступок, правонарушение, преступление», | -беседы, классные часы «Всеобщая декларация прав человека», «Закон РФ «Об образовании», «От правовых знаний к гражданской позиции», «Почетная обязанность Родину защищать» | |
Экскурсионные поездки по городам области и России Экскурсии в школьный музей, музеи города Беседы «Орел литературный», «Памятные места Орла», «Народные праздники Орловской области». | |||
КТД « Создаем летопись класса» | КТД «В моей семье живет герой!» | КТД «Бессмертный полк» | |
Проектная деятельность« Герб нашего класса» | Проектная деятельность «Кодекс правил поведения школьника» | Проектная деятельность «Герои нашего времени», «По страницам семейных архивов» | |
Мероприятия ко Дню защитника Отечества, Дню Победы (праздничные концерты, конкурсы, викторины, спортивные состязания) Встречи с ветеранами ВОВ и тружениками тыла Встречи с участниками вооруженных локальных конфликтов, ветеранами и работниками правоохранительных органов. | |||
социальный | Проведение мониторинговых мероприятий |