Дни памяти: Июль 19 / Август 1, Август 7 / 20 (Обретение мощей), Сентябрь 4 / 17 (Второе обретение мощей), Ноябрь 23 / Декабрь 6

Память о глубоком благочестии и пастырских добродетелях святителя Митрофана (в схиме Макария) свято чтима была в Воронеже со времени его кончины († 23 ноября / 6 декабря 1703). Преемники его, Воронежские Преосвященные, считали священным долгом ежегодно творить поминовение по первосвятителе своей паствы и его родителях, иерее Василии и Марии. Жители Воронежа и окрестностей приходили в Благовещенский собор,

где на месте погребения святителя совершались панихиды. Побуждением к усиленному поминовению

Дни памяти: Июль 19 / Август 1, Август 7 / 20 (Обретение мощей), Сентябрь 4 / 17 (Второе обретение мощей), Ноябрь 23 / Декабрь 6 - student2.ru Дни памяти: Июль 19 / Август 1, Август 7 / 20 (Обретение мощей), Сентябрь 4 / 17 (Второе обретение мощей), Ноябрь 23 / Декабрь 6 - student2.ru Дни памяти: Июль 19 / Август 1, Август 7 / 20 (Обретение мощей), Сентябрь 4 / 17 (Второе обретение мощей), Ноябрь 23 / Декабрь 6 - student2.ru Святитель Митрофан Воронежский

святителя Митрофана было и предсмертное завещание его - совершать о нем молитвы. Для этого еще при жизни святитель устроил в соборе придел в честь святого Архистратига Михаила (небесного покровителя святителя в миру); и в нем особый причт совершал ранние заупокойные литургии. Впоследствии новое поколение хотя и не знало святителя, но также благоговейно почитало его память. Уверенность в святости первосвятителя Воронежской епархии утверждалась нетлением его мощей, освидетельствованных при неоднократном перенесении их из одного храма в другой. Так, в 1718 году Воронежский митрополит Пахомий, приступая к постройке нового собора, приказал разобрать старый Благовещенский собор, при этом тело святителя Митрофана было на время перенесено в церковь Неопалимой Купины; в 1735 году тело святителя было перенесено в новый собор, при этом было засвидетельствовано нетление его мощей. На месте погребения святителя обыкновенно совершались

панихиды о нем.

С 1820 года замечено было, что число почитателей памяти святителя Митрофана, стекавшихся в Воронеж, чрезвычайно увеличилось. Увеличились и благодатные знамения. Архиепископ Воронежский Антоний II неоднократно доносил Святейшему Синоду о чудесах и испрашивал разрешение на прославление святителя. Святейший Синод предписывал наблюдать за благодатными дарами, получаемыми у гроба святителя Митрофана. В 1831 г. по освидетельствовании нетленного тела святителя Преосвященный Антоний вместе с членами комиссии Святейшего Синода архиепископом Ярославским Евгением и архимандритом Спасо-Андрониевского Московского монастыря Гермогеном убедились в чудодейственном ходатайстве святителя Митрофана у Престола Божия. Святейший Синод вынес решение о причтении святителя Митрофана к лику святых. С тех пор Русская Церковь совершает память святителя дважды в год: 23 ноября - в день преставления, 7 / 20 августа (1832) - в день прославления.

В Воронежской епархии архиепископом Антонием II (1827-1846 гг.) в честь святителя Митрофана были установлены еще следующие празднования: 4 / 17 июня, на память святителя Митрофана, Патриарха Цареградского, - день тезоименитства святителя Митрофана, епископа Воронежского, 2 / 15 апреля - день архиерейской хиротонии святителя Митрофана (в 1682 г.) и 11 / 24 декабря - по случаю явления мощей святителя Митрофана (в 1831 г.).

Святитель Митрофан оставил духовное завещание.

Подлинник его хранится в Государственном Историческом Музее (N 820/Син. 669). На завещании собственноручная скрепа-автограф святителя: "Сия изустная духовная потпи(сал) я... епископ Митрофан Воронежский".

На нижней доске (внутри) находится запись скорописью ХVIII века: "Сия книга тестамент или завет Преосвященного епископа Воронежского схимонаха Макария, писан в Богоспасаемом граде Воронеже, в доме его Преосвященства, соборныя церкви диаконом Афанасием Евфимовым. Преставися сей Преосвященный епископ, схимонах Макарий, ноемврия месяца 23 дня 703-го года. а погребен декабря 4-го дня (Описание рукописей Синодального собрания, не вошедших в описание А. В. Горского и К. И. Невоструева. Составила Т. Н. Протасьева. Часть II NN 820-1051, М., 1973, с. 6).

Дни памяти: Июль 19 / Август 1, Август 7 / 20 (Обретение мощей), Сентябрь 4 / 17 (Второе обретение мощей), Ноябрь 23 / Декабрь 6 - student2.ru Дни памяти: Июль 19 / Август 1, Август 7 / 20 (Обретение мощей), Сентябрь 4 / 17 (Второе обретение мощей), Ноябрь 23 / Декабрь 6 - student2.ru Дни памяти: Июль 19 / Август 1, Август 7 / 20 (Обретение мощей), Сентябрь 4 / 17 (Второе обретение мощей), Ноябрь 23 / Декабрь 6 - student2.ru Дни памяти: Июль 19 / Август 1, Август 7 / 20 (Обретение мощей), Сентябрь 4 / 17 (Второе обретение мощей), Ноябрь 23 / Декабрь 6 - student2.ru Святитель Митрофан Воронежский

В день, предшествовавший открытию мощей святителя Митрофана, архиепископ Воронежский Антоний собрался идти в церковь, чтобы возложить на них приготовленное новое архиерейское облачение. Внезапно он ощутил в себе такое расслабление, что едва мог пройти по келлии. Озабоченный этим, он сел в размышлении и услышал тихий голос: "Не нарушай моего завещания"[77].

Не тотчас понял он это, но, думая о своем намерении, собрался с силами и открыл хранилище, где было

облачение, там он обнаружил схиму, принесенную незадолго перед тем неизвестной монахиней, вручившей ему со словами, что она скоро понадобится.

Увидев эту схиму, Владыка понял, что слова "не нарушай моего завещания" есть воля святителя Митрофана, чтобы не полагать на его мощи архиерейского облачения, а оставлять их в схиме, свидетельствуя тем о глубокой духовной связи со своим покровителем преподобным Макарием Унженским и своем крайнем смирении.

В 1929 году собор и монастырь постигла участь многих храмов и обителей. Вначале власти запретили проведение в нем богослужений, а позже храм был окончательно закрыт, а мощи святителя были увезены в местный краеведческий музей. В годы Великой Отечественной войны собор был разрушен, а в 50 годы XX века – окончательно снесен, а на его месте возведен один из корпусов Воронежского государственного университета. В 1990 году мощи святителя Митрофана были возвращены Церкви. Частица мощей святителя есть и в нашем городе – в ковчежце в храме Новомучеников и исповедников Российских.

(О святителе Митрофане Воронежском - "Журнал Московской Патриархии", 1944, N 11; 1953, N 10; 1963, N 11).

Святитель ИЕРОФЕЙ ТУРКИЙСКИЙ (ВЕНГЕРСКИЙ)

Память 7 / 20 августа

Ранний епископ подвизавшийся в Венгрии, который был направлен туда из Константинополя по обращении Восточно-Венгерского князя в Христианство после посещения Царьграда в 948 году. Будучи хиротонисан архипастырем "Туркийским" - т.е. "Венгерским", - он проповедовал среди местного населения. Благодаря его трудам Православие обрело здесь последователей и даже после массового обращения к римо-католицизму, обусловленному западной ориентацией королей, сохранялось в восточных пределах Венгрии еще около двух веков.

Хронист Иоанн Скилица сообщает, что

«(венгерский) князь Вулосуд (Булчу), притворившись, будто полюбил христианскую веру, прибыл в Константинов град. Он был крещен, причем (император) Константин (Багрянородный) становится его восприемником. Будучи почтен титулом патрикия и сделавшись обладателем больших богатств, он затем вернулся восвояси. Через некоторое время и Гилас (Дьюла), который также являлся князем турков (т. е. венгров.- ПЭ), прибывает в столицу и получает крещение; он тоже удостоился тех же благодеяний и почестей. Назад он взял с собой и одного монаха по имени Иерофей, славившегося своим благочестием, который был рукоположен в епископа Туркии (патриархом) Феофилактом. Оказавшись там, он многих привел к христианству от варварского заблуждения. Гилас же оставался в вере, и ни сам никогда не совершал набегов против ромеев, ни пленных христиан не оставил без попечения… Что же касается Вулосуда, то он пренебрег заветом с Богом и частенько вместе со всем племенем выступал против ромеев»[78].

Почитание

В 2000 году Константинопольская Православная Церковь, вместе с Венгерским королем Стефаном I, прославила святителя Иерофея. На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви от 21 августа 2007 года, ввиду письма от патриарха Константинопольского Варфоломея, было решено включить в месяцеслов Русской Церкви имена новопрославленных Церковью Константинопольской святых, среди которых был и святитель Иерофей. Его память было установлено совершать вместе с памятью праведного Венгерского короля Стефана I. Днем памяти журналы Синода указывают "7 (20) августа".

Использованные материалы

· Филиппс, Андрей, свящ., "Orthodox Hungary", Orthodox Europe:

o Дни памяти: Июль 19 / Август 1, Август 7 / 20 (Обретение мощей), Сентябрь 4 / 17 (Второе обретение мощей), Ноябрь 23 / Декабрь 6 - student2.ru http://www.orthodoxengland.btinternet.co.uk/oehungar.htm

· Molnar, Miklos; trans. Magyar, Anna, A Concise History of Hungary, Cambridge University Press, 2001 (2003 reprint), 19:

o Дни памяти: Июль 19 / Август 1, Август 7 / 20 (Обретение мощей), Сентябрь 4 / 17 (Второе обретение мощей), Ноябрь 23 / Декабрь 6 - student2.ru http://assets.cambridge.org/97805216/61423/sample/9780521661423ws.pdf

· "ЖУРНАЛ № 48", ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 21 августа 2007 года, 21 августа 2007:

o Дни памяти: Июль 19 / Август 1, Август 7 / 20 (Обретение мощей), Сентябрь 4 / 17 (Второе обретение мощей), Ноябрь 23 / Декабрь 6 - student2.ru http://www.patriarchia.ru/db/text/283491.html

· Дни памяти: Июль 19 / Август 1, Август 7 / 20 (Обретение мощей), Сентябрь 4 / 17 (Второе обретение мощей), Ноябрь 23 / Декабрь 6 - student2.ru http://days.pravoslavie.ru/ABC/mi.htm

· Saint Herman Calendar 2009, 69.

Наши рекомендации