Принцип развития в деятельности
Возникновение новообразований в психическом развитии ребенка происходит в процессе его деятельности. В процессе разных видов деятельности ребенок развивается. Особое значение имеет ведущая деятельность. А.Н. Леонтьев отмечает, что ведущей называется только та деятельность, в связи с которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой высшей ступени его развития.
Д.Б. Эльконин выдвинул гипотезу о периодичности процессов психического развития, которая выражается в закономерно повторяющейся смене одних периодов другими. (Схема 13).
Схема 13
Д.Б. Эльконин в пределах одной и той же деятельности выделил ее этапы:
- Усвоение мотивов и задач деятельности.
- Активное познание ребенком предметов в действии
с ними.
- Познание ребенком взаимоотношений с людьми. Общение.
В процессе деятельности, общения формируется потребность, мотивы, цели другой складывающейся деятельности.
Переход личности в новую микросреду — сложный противоречивый процесс. Здесь межличностная напряженность, конфликтность. Необходима адаптация личности в новой контактной группе. Она включает:
подготовку личности к жизнедеятельности в новых коллективах,
преемственность между контактными группами - на основных стадиях онтогенеза.
Эффективность ведущей деятельности для психического развития ребенка во многом зависит от места, занимаемого ребенком в системе общественных отношений.
Периодизация психического развития в детском возрасте по Д.Б. Эльконинуприводится на схеме 14.
Схема 14
Д.Б. Эльконин устанавливает связи между периодами; выделяет значение предыдущего периода; расчленяет развитие на эпохи, периоды, что соответствует внутренним законам развития; дает путь к решению проблемы сензитивности отдельных периодов детского развития. На схеме видны 3 наиболее острых переломных момента, знание которых может способствовать предупреждению кризисов в возрасте 3, 12 и 17 лет, сглаживание возможных негативных моментов кризисных перестроек, выделенных еще Л.С. Выготским.
В схеме 15 Д.Б. Эльконин показывает ведущие виды деятельности, которые соответствуют возрастным периодам. Указывает, на что направлена та или иная ведущая деятельность, какие сферы психики преимущественно развивает и новообразования возраста.
Д.И. Фельдштейнполагает, что социальное развитие личности происходит по двум взаимосвязанным линиям: СОЦИАЛИЗАЦИИ (овладение общественным опытом, его присвоения) И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ (приобретение самостоятельности, относительной автономии). НО ЛИЧНОСТЬЮ ребенок становится в результате осуществления САМОУПРАВЛЕНИЯ (в начале с помощью взрослых, а затем самостоятельно).
УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ | ||
Деятельность | ||
ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ | и | ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ |
На всех межвозрастных переходах исходным является новый уровень развития ребенка
Усиливается, то одна, то другая сторона деятельности, социальной позиции личности |
Схема 15. Возрастная периодизация (по Д. Б. Эльконину)
Возрастной период | Ведущая деятельность | На что направлена познавательная деятельность | Какая сфера психики преимущественно развивается | Новообразования возраста |
Младенческий (0-1) | Непосредственно-эмоциональное общение | На сознание отношений | Личностная (потребностно-мотивационная) | Потребность в общении. Эмоциональные отношения |
Раннее детство (1-3) | Предметно-манипулятивная деятельность | На познание предмета - | Познавательные процессы | Речь и наглядно-действенное мышление |
Дошкольный возраст (3-7) | Ролевая игра | На познание отношений | Личностная (потребностно-мотивационная) | Потребность в общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности |
Младший школьный возраст (7-11) | Учение | На познание начал наук | Интеллектуально-познавательная | Производительность. Внутренний план действия. Самоконтроль. Рефлексия |
Подростковый возраст | Деятельность общения в процессе обучения, организационно-трудовой деятельности | На познание системы отношений в разных ситуациях | Личностная (потребностно-мотивационная) | Стремление к «взрослости», самооценка, подчинение нормам коллективной жизни |
Старший школьный возраст (15-17) | Учебно-профессиональная | На познание профессий | Познавательная | Мировоззрение, профессиональные интересы |
2 ТИПА рубежей межуровневого социального развития личности ребенка | |
1. ПРОМЕЖУТОЧНЫИ | 2. УЗЛОВОИ |
Между периодами онтогенеза «Я В ОБЩЕСТВЕ» (1,6,15 лет) | Между этапами онтогенеза «Я И ОБЩЕСТВО» (0,8,10,17 лет) |
-актуализация предметно-практических сторон деятельности | -актуализация деятельности по усвоению норм человеческих взаимоотношений |
Ø Освоение социального опыта | Ø Стремление проявить себя |
Ø Освоение способности обращения с предметами | Ø Получение признания окружающих |
Ø Оценивание своих действий. | Ø Занять в обществе соответствующее место |
Ø Утверждение позиции «Я» среди других | |
Возникают в процессе социального развития несколько раз. Закономерно следуют один за другим, НО КАЧЕСТВЕННО РАЗНЯТСЯ по объему и содержанию. |
Главные узлы онтогенеза развития социальной зрелости личности:
- До 3-х лет, когда ребенок осознает наличие других людей.
- С 3-х лет, когда ребенок осознает свое «Я». Самоутверждается «Я сам», осваивает нормы человеческих отношений. Начинает ориентироваться на оценку взрослых. Появляется потребность в значимой и общественной оценке детей.
- С 10 лет, когда появляется потребность утвердить свое «Я» в системе общественных отношений. Происходит осознание общения. Развивается самоуправление. Развивается личность.
Развитие личности — высшая цель и высший уровень психического развития растущего человека, коммулирующего результаты развития и познавательной, и социальной активности. Поэтому Д.И. Фельдштейн полагает, что при изучении психического развития ребенка (имея в виду воспитание его как личности), не следует отчленять психическое развитие от развития личности, а рассматривать психическое развитие в единстве с развитием личности.
Социально-психологическую периодизацию формирования личности предлагает и А.В. Петровский. Он указывает, что для каждого возрастного периода ведущим является не монополия конкретной (ведущей) деятельности, а деятельностно-опосредованный тип взаимоотношений, которые складываются у ребенка с наиболее референтной для него в этот период группой. Эти взаимоотношения опосредуются содержанием и характером деятельности, которые задает эта референтная группа и общение, которое в ней складывается.
Соответственно внутри каждого периода А.В. Петровский предлагает выделить 3 следующие друг за другом МИКРОФАЗЫ (МФ):
1-я мф — АДАПТАЦИЯ — усвоение действующих в общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности.
2-я мф — ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ — поиск средств и способов для обозначения своей индивидуальности.
3-я мф —ИНТЕГРАЦИЯ — общность одобряет и культивирует лишь те индивидуальные особенности личности, которые соответствуют ее ценностям и т. д.
Эти фазы могут протекать как последовательно, так и параллельно, а так же с частичным. наложением друг на друга (Схемы 16, 17).
Схема 16. Модель развития личности в группе (по А. В. Петровскому)
В схемах периодизации Выготского — Эльконина и А.В. Петровского признается центральное положение социальной ситуации развития в характеристике возрастного периода. Однако если Л.С. Выготский делает акцент на самодвижение развития, то А.В. Петровский — на социальном процессе социализации и соответствующих изменениях личности, что приводит к анализу отношений «индивид— группа». Признавая доминанту возрастного развития, А.В. Петровский считает, что детерминантой перехода на новый этап развития личности являются социальные факторы, внешние по отношению к индивиду, в то время как для Л.С. Выготского определяющими могут быть лишь факторы, ставшие уже достоянием личности.
На схеме показаны линии двух вариантов развития, возможные в каждом возрастном этапе.
На каждом возрастном этапе, в определенной социальной среде ребенок проходит три фазы в своем личностном развитии.
Каждая фаза развития личности в группе имеет свои трудности. Ребенку необходимо быть таким, как все.
1 фаза адаптации. При неудачной адаптации у ребенка может появиться безынициативность, неуверенность в себе. Это эпоха детства (АД>ИНД).
Схема 17. «Эры восхождения к социальной зрелости» (по А. В. Петровскому)
На 2-й фазе ребенок должен максимально проявить индивидуальные особенности— фаза индивидуализации. При неудачной индивидуализации может появиться негативизм, агрессивность, неадекватно завышенная самооценка Это эпоха отрочества (ИНД>АД).
На 3-й фазе ребенок сохраняет те свои индивидуальные черты, которые отвечают потребностям группового развития — происходит интеграция. А дезинтеграция в группе приводит либо к изоляции ребенка в группе, либо к его вытеснению. Это эпоха юности (ИНТ>ИНД).
Развитие человека происходит не только в период его взросления, но и на протяжении всего жизненного пути. От детства к юности процесс созревания индивида и личности продолжается, проходя через стадии молодости, взрослости и старости. Завершается этот цикл смертью, которая может наступить в любой период его развития. Причины разные. Из разработанных учеными периодизаций взрослой жизни представляем работу В.Ф. Моргунова, Н.Ю. Ткачева.
ПЕРИОДЫ ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ (В.Ф. Моргунов, Н.Ю. Ткачев)
Возраст | Влияет на развитие | Ведущий вид деятельности | Личностное новообразование |
Юность 17-23 | Сверстники и взрослые | Самоопределение | Чувство ответственности за будущее |
Молодость 24-30 | Сверстники и старшие | Специализация | Чувство ответственности за дело, за семью |
Расцвет 31-40 | Сверстники и старшие | Совершенствование | Способность к коллективному творчеству |
Зрелость 41-55 | Сверстники и старшие | Наставничество | Чувство ответственности за людей |
Пожилой возраст 56-75 | Сверстники | Общение, воспоминание | Чувство нужности людям |
Старший возраст 76-90 | Сверстники | Самообслуживание | Мудрость и спокойствие |
Долгожитель от 91 | Сверстники | Самообслуживание | Мудрость и спокойствие |
Реально возрастная периодизация каждого отдельного человека зависит от условий его развития, от особенностей созревания морфологических структур, ответственных за развитие, а также от внутренней позиции самого человека, которая определяет развитие на более поздних этапах онтогенеза. Для каждого возраста существует своя специфическая «социальная ситуация», свои «ведущие психические функции» (Л.С. Выготский) и своя ведущая деятельность (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин).