Современные режиссерские технологии

Технология постановки спектакля

Театроведение к концу XX века не выработало единого тео­ретического подхода к описанию технологии создания спектак­ля. Между тем практическая режиссура с успехом преодолевает этот недостаток к рассматриваемому процессу. Выделим три наиболее общих этапа работы по созданию спектакля: аналити­ческий, теоретико-практический(репетиционный) и этап кор­ректированияготового спектакля.Более подробно весь анали­зируемый технологический процесс можно рассмотреть в схеме связей и теории «отражений» Гадамера. В данном контексте раз­бираемая схема выглядит следующим образом.

Определенный фрагмент действительности (предмет, явле­ние, процесс) художественно обрабатывается сознанием драма­турга и становится художественной концепцией действительно­сти пьесы(ХКДП). Режиссер, выбрав пьесу к постановке и качественно переосмыслив ее в соответствии с собственным пони­манием требований времени, превращает ХКДП в ХКДС- ху­дожественную концепцию действительности спектакля.Попа­дая в процесс репетиций, ХКДС подвергается, в силу естествен­ных причин, определенным изменениям. Это зависит от уровня возможностей актеров, технического и материального обеспечения. Окончательная стадия формирования театрального представле­ния наступает только в результате взаимоотношения со зрите­лем. Именно первый десяток спектаклей называют «премьерны-ми». Наиболее важные моменты описанного выше мы поместили в таблицу 1.

Таблица 1.

Целостное _ _ - _
художественное                
отражение                
Материальный Фраг- Драма- Пьеса Режис- Реж Теат- Спек- Зритель
носитель мент тург (ХКДП) сер эксп- ральный такль  
отражения мира       ликация коллек-    
          (ХКДС) тив    
Наличие субъект- Объект Субъект Объект Субъект Объект Субъект Объект Субъект
объектных
отношений                

Ниже остановимся на некоторых технологических приемах, имеющих определенную степень новизны подходов.

Период работы, предшествующий репетициям, принято на­зывать аналитическим. Онвключает несколько этапов:

1) Выбор пьесы.

2) Толкование пьесы (режиссерская герменевтика).

3) Распределение ролей.

4) Написание постановочного плана (режиссерской экспли­кации).

5) Чистку и логическое выявление действительной линии спектакля, опирающегося на ХКДС.

6) Корректировку ХКДС.

Специфические особенности театрального коллектива могут изменить алгоритм этапов работы, но весь объем должен оста­ваться неизменным, иначе может пострадать качество спектакля. Наиболее сложным в техническом отношении представляется IV пункт настоящего перечисления. Современной режиссурой вы­работано множество подходов к написанию режиссерской экс­пликации.Наиболее оптимальный вариант находим в сочинениях Е.Г.Нефедовой [1]. Здесь даны разнообразные рекомендации, способствующие активизации режиссерской фантазии по всем на­правлениям «архитектуры» спектакля и закладывается основа аналитической работы над будущим сценическим воплощением.

Режиссерская герменевтика

К наиболее видным технологическим приемам режиссуры конца XX века возможно причислить режиссерскую герменев­тику - искусство сценического прочтенияпьесы. Еще В.И. Немирович-Данченко среди наиболее главных функций ре­жиссера выделял право на собственное толкование драматурги­ческого материала. Сегодня это право превратилось в мощное средство воздействия на зрителя, иногда доминирующее над другими достоинствами театрального зрелища. В условиях со­временной полиэстетической направленности развития искусст­ва существует достаточное многообразие технических подходов к разбираемому творческому акту. Глубокое исследование по рассматриваемой проблеме находим у П.М. Ершова [2]. Данный автор предлагает вскрытие истинных механизмов основного конфликта пьесы путем точного определения потребностейвсех персонажей и выстраивание их борьбыв направлении пересече­ния интересов.

Следующим этапом творческого акта режиссера будет реше­ние вопроса о выборе средств к сценическому воплощению соз­данной концепции (ХКДС). Здесь важно отметить, что все они должны быть нацелены на создание единой сценической реаль­ности,основным законом существования которой является ХКДС. Здесь режиссеру необходимо добиться органического единства технологических приемовразличных сфер спектакля: идеи, сверхзадачи, сквозного действия, сценографического, мизан-сценического, светового, музыкального и других видов решения.

Единство всех компонентов создает единый виртуальный мир, Изменение любого из них влечет соответственное измене­ние сценической действительности.

В настоящее времяпрактика режиссуры шагнула далеко за пределы, которые ей определила теория. Мировоззренческие тенденции модернизма и постструктурализма в искусстве «взо­рвали» одномерность художественного пространства сцены. На пересечении многомерных, динамично развивающихся вирту­альных миров возникает сложная действительность современно­го спектакля. В ней поглощается, видоизменяется и сохраняется совокупность принципов, свойственных «одномерным» художе­ственным континуумам.

Подобный процесс усложнения законов театрального дейст­ва продиктован развитием мировосприятия и мироощущения че­ловека. Современные режиссерские технологии видятся практи­ческим воплощением данного процесса в условиях театрального искусства.

Наши рекомендации