Программа изучения особенностей личностного развития воспитанников
Предмет исследования | Методы исследования | Диагностический инструментарий? |
Ценностные ориентации, идеалы, устремления воспитанника | 1. Тестирование 2. Анализ продуктов творческой деятельности 3. Интервьюирование | - Тест М. Рокича «Ценностные ориентации» - Анализ сочинения на тему «Самое важное в жизни…» - Вопросник для интервью «Идеальный человек» |
Взгляды и убеждения личности воспитанника | ||
Особенности характера (общительность - замкнутость, правдивость - лживость, тактичность – грубость, активность – пассивность, открытость – закрытость. доброжелательность – недображелательность, агрессивность и т.п.) | ||
Интересы и увлечения | ||
Уровень притязаний и самооценка. | ||
Социально значимые качества воспитанника (ответственность, толерантность, активность, целеустремленность, дисциплинированность, коллективизм и товарищество, доброта и отзывчивость, честность и правдивость, скромность, самостоятельность и др.). | ||
Соблюдение правил поведения в обществе, школе, дома. | ||
Поведение в учебной, трудовой, игровой деятельности. | ||
Взаимоотношения с детским коллективом и взрослыми. | ||
Место и роль в коллективе. |
Критерии для оценивания
Решения профессиональной задачи
Критерий | Показатели | Баллы |
Трудоемкость | В сборник диагностических методик, позволяющих изучить особенности личностного развития воспитанников» включено необходимое количество методик (10 методик). | |
В сборник диагностических методик включено большее, чем заявлено в требованиях к задаче, методик (10 методик). | ||
Для составления сборника диагностических методик изучено множество разнообразных источников информации, список которых представлен в конце сборника | ||
В сборнике представлены самостоятельно разработанные методики с пометкой «разработано ФИО) | ||
Качество продукта решения задачи | После каждой, представленной в сборнике, методики указан источник информации (с фамилией автора, названия источника, ссылки на страницу) | |
В сборник диагностических методик представлены методики, позволяющие оценить особенности личностного развития по всем компонентам, представленным в документе 4. | ||
В программе изучения особенностей личностного развития воспитанников грамотно названы методы научного исследования | ||
Всего: | ||
«отлично» | 21-24 балла | |
«хорошо» | 17-20 баллов | |
«удовлетворительно» | 13-16 баллов |
Профессиональная задача
«Проектирование плана воспитательной работы класса»
Обобщенная формулировка задачи: Планирование воспитательной работы класса относится к числу основных функций классного руководителя. От его умения планировать свою работу зависит эффективность воспитательной деятельности.
Контекст решения задачи: Вас назначили на должность завуча по воспитательной работе в общеобразовательное учебное заведение. В начале учебного года по просьбе директора школы Вы должны предложить классным руководителям новую форму годового плана воспитательной работы. По мнению директора, форма плана воспитательной работы, используемая предыдущим завучем, не отражала все направления воспитательной работы, не учитывала особенности классных коллективов, не позволяла в полной мере осуществить эффективное педагогическое целеполагание.
Ключевое задание: Разработать структуру и форму годового плана воспитательной работы общеобразовательного учебного заведения.
Продукт решения задачи:
1. Анализ структуры планов воспитательной работы (не менее пяти).
2. Форма и структура плана воспитательной работы общеобразовательного учебного заведения.
Задания, которые приведут к «продукту» решения задачи:
1. Познакомьтесь с возможными вариантами форм воспитательной работы. Для этого изучите опыт образовательных учреждений, представленный на официальных сайтах школ, периодических изданиях (журналы «Завуч школы», «Классный руководитель», «Все для классного руководителя», «Справочник классного руководителя»).
2. На основе изучения специальной литературы выясните, какие требования предъявляются к плану воспитательной работы.
3. Определите критерии для оценки формы плана воспитательной работы.
4. Проведите анализ структуры планов воспитательной работы (не менее пяти). В процессе анализа выявите его достоинства и недостатки, выделите, наиболее важные, на ваш взгляд, рубрики плана воспитательной работы. Используйте для этого таблицу в приложении 1.
5. Выберите один из наиболее удачных, на ваш взгляд, план воспитательной работы. Оцените его качество на основании специальных критериев (приложение 2). Сделайте предложения по поводу совершенствования структуры плана.
6. Составьте структуру плана воспитательной работы, позволяющую соблюсти необходимые требования к плану воспитательной работы. Представьте ее в виде таблицы (серии таблиц) или текста с таблицами.
7. Обоснуйте выбор именно такой формы учебного плана посредством аналитической записки (приложение 3).
Приложение 1
Анализ структуры планов воспитательной работы
Форма плана | Рубрики плана воспитательной работы | Достоинства плана | Недостатки плана | |
Приложение 2
Анализ плана воспитательной работы
Критерий | Полностью соответствует | Соответствует частично | Не соответствует | Предложения по совершенствованию формы плана |
Обоснованность планируемой работы (наличие в плане концепции, определяющей выбор целей, содержания, форм воспитания) | ||||
Целенаправленность плана (планируемое содержание и формы работы предусматривают реализацию конкретных целей и задач) | ||||
Комплексность (отражение в плане ключевых аспектов воспитательной деятельности) | ||||
Разнообразие форм и содержания воспитания, позволяющих учитывать особенности ученического коллектива | ||||
Ориентация на задачи и содержание воспитания, фиксируемые в официальных документах | ||||
Ориентация на задачи и содержание воспитания в ОУ | ||||
Ориентация на интересы и потребностей детей и родителей | ||||
Реальность плана (возможность выполнить запланированное) | ||||
Разумная насыщенность плана | ||||
Удобство структуры для эффективного использования плана (план является «действенным помощником», а не «формальной отпиской) | ||||
Оптимальность структуры (наличие в плане всего того, что необходимо для организации эффективной воспитательной работы) |
Приложение 3.