Часть 1 влияние особенностей психического развития воспитанников детских домов на успешность их социальной адаптации

ВВЕДЕНИЕ

В наше непростое время социально-экономической нестабильности и кризисных явлений во всех сферах жизни особенно сильно страдают наименее защищенные слои на­селения, и в первую очередь дети-сироты. С каждым днем растет количество детских домов и воспитывающихся в них, уже сейчас превышая послевоенный уровень.

У воспитанников детских домов - масса проблем. Одна из основных - успешно влиться в общество и самостоятельно строить свой вариант жизни достойного Человека. И основная миссия детского дома - помощь в социальной адаптации воспитанников. К сожалению, в настоящее время уровень социальной адаптации воспитанников детских домов является недостаточным. В чем причина этой проблемы и что можно сделать для ее решения?

Недостаточная адаптированность воспитанников - следствие целого комплекса причин. В своей работе я выбрал одно направление, актуальноев связи с слабым освещением его в теоретической литературе и недостаточным, фрагментарно разработанным в педагогической практике - влияние пребывания в условиях детского дома на особенности формирования личности воспитанников и учет этих особенностей в работе по социальной адаптации воспитанников детского дома, т.е. коррекционно-развивающие функции работы по социальной адаптации воспитанников.

В качестве предположения была выдвинута гипотеза,что учет влияния пребывания в условиях детского дома на развитие личности воспитанников и разработка практиче­ских рекомендаций по реализации коррекционно-развивающих функций работы по соци­альной адаптации (с целью нейтрализации, профилактики негативных отклонений в раз­витии личности, вызванных пребыванием в условиях детского дома ) позволит более эф­фективно решать задачу социальной адаптации воспитанников детского дома.

Основная цельработы - обосновать выделение коррекционно-развивающих функций работы по социальной адаптации воспитанников детских домов и разработатьнаучно-обоснованные рекомендациипо практической реализации обозначенных функций.

Задачиработы:

1. Проанализировать особенности социальной адаптации воспитанников детских домов.

2. Выявить, какие условия влияет на успешность социальной адаптации воспитан­ников.

3. Рассмотреть, как пребывание в условиях детского дома влияет на особенности формирования личности воспитанников.

4. Определить, как особенности психического развития воспитанников влияют на успешность их социальной адаптации и обосновать необходимость выделения коррекци­онно-развивающих функций работы по социальной адаптации.

5. Разработать рекомендации по практической реализации коррекционно-развивающих функций работы по социальной адаптации воспитанников и провести экс­периментальную проверку эффективности предложенных рекомендаций.

Работа проводилась на базеНикольского детского дома Тосненского района Ле­нинградской области под научным руководствомзав .кафедрой теории и практики воспитательных систем ЛОИРО, доцентом, кандидатом педагогических наук Царевой Надежды Павловны. Объектом исследованияявлялись воспитанники детского дома, предметом- развитие личности воспитанников в условиях реализации коррекционно-развивающих рекомендаций. Использовались следующие методыисследовательской ра­боты- наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, эксперимент, анализ докумен­тов и литературы, сравнение, систематизация, моделирование. Предполагаемый результат- реализация разработанных рекомендаций позволит более эффективно проводить работу по социальной адаптации воспитанников детских домов.

Часть 1 ВЛИЯНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ НА УСПЕШНОСТЬ ИХ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ

Часть 2 КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ФУНКЦИИ РАБОТЫ ПО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ

Глава 2: Рекомендации по реализации коррекционно-развивающих функций работы по социальной адаптации воспитанников детских домов

В качестве теоретического обоснования коррекционно-развивающей на­правленности работы по социальной адаптации воспитанников детских домов я исходил из основных положений гуманистической психологии о том, что для нор­мального развития личности необходимо удовлетворение не только биологиче­ских, но и социальных, духовных потребностей ребенка (29). Пребывание в усло­виях детского дома приводит к недостаточному удовлетворению ряда важнейших потребностей воспитанников, обеспечивающих фундамент для нормального, пол­ноценного психического развития ребенка. Депривация этих потребностей ведет к появлению ряда (комплекса) негативных личностных образований, которые за­крепляются и делают невозможным успешное вхождение воспитанников в само­стоятельную жизнь. Реализация коррекционно-развивающих функций работы по социальной адаптации воспитанников позволит активно влиять на развитие лич­ности воспитанников и подготовить их к успешной самостоятельной жизни в от­крытом современном социуме.(37)

Анализ литературы, передового педагогического опыта позволяет обоб­щить и систематизировать рекомендации по практической реализации коррекци­онно-развивающих функций работы по социальной адаптации воспитанников дет­ских домов, выделив в них несколько ведущих направлений.

2.1. Организационно-педагогические рекомендации:

1. Необходимо уменьшить число детей в группе и увеличить количество
взрослых в детском доме, взаимодействующих с ребенком. Это позволит уделять
больше внимания каждому ребенку и обеспечит адекватное возрасту содержание
общения с ним.

2. Необходимо обеспечить стабильность связей ребенка со сравнительно
узким кругом взрослых - приостановить процесс текучести персонала в детском
учреждении и перевод детей из одного учреждения в другое, из группы в группу.
Сделать круг людей, взаимодействующих с ребенком, стабильным на протяжении
ряда лет.

3. Создание в детском доме психологической развивающей среды. В режиме
дня необходимо предусмотреть четкое чередование работы, учебных занятий и
отдыха, прогулок, подвижных игр, занятий по интересам; нормальную ­
продолжительность сна, полноценное сбалансированное питание, лечебную физкультуру, проводить мероприятия по закаливанию и укреплению здоровья детей.

Эмоциональная обстановка в детском доме должна быть комфортна для ребенка. У детей должны быть удовлетворены важнейшие потребности - в безус­ловном принятии и любви, внимании, заботе, поддержке, признании и уважении. В детском доме не должно быть раздражающих звуков (недопустимо постоянно говорить на повышенных тонах, кричать на ребенка). Для полноценного развития он должен быть включен в разнообразные виды деятельности, при их организации педагогу следует четко планировать коррекцнонно-развивающий эффект, а руко­водителям - отслеживать его достижение.

4. Необходима согласованная интеграция всех воспитательных воздействий,
оказывающих влияние на процесс развития личности, в воспитательную систему
(учреждения, группы), в которой важнейшими компонентами выступают детское
самоуправление и совместная личностно-значимая деятельность. (10,11,23,) В вос питательной работе необходимо сделать акцент не на формальное днсциплинирование­, воспитание послушания, а на развитие личностного потенциала каждого ребенка. Основной целью этой работы должна стать подготовка воспитанника к самостоятельной жизни в обществе, именно по этому критерию она и должна оцениваться.(см. Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания.- М,, 1996)

5. Практика показывает эффективность комплексного подхода в реализации
коррекционно-развивающей направленности работы по социальной адаптации.
Необходима целенаправленная, согласованная и систематическая работа медиков,
психолога, социального педагога, дефектолога, воспитателей и др. специалистов.

Коррекционно-развивающую работу целесообразно организовать в ряд этапов (22):

1 этап - диагностический, включающий в себя сбор сведений об особенностях психического развития воспитанников, обработку и анализ результатов,
группировку выявленных проблем, постановка целей и задач, определение крите­риев эффективности коррекционно-развивающей работы.

2 этап - планирование содержания коррекционно-развивающей работы. С
учетом поставленных целей и задач осуществляется подбор методик и технологий,
составляются (или адаптируются) коррекционно-развивающие программы, календарно планируются мероприятия (сроки, задачи, методы, планируемые результа­ты, ответственные, кто и как осуществляет контроль), согласовываются действия с другими специалистами.

3 этап - непосредственное проведение запланированных мероприятий.

4 этап - итоговое тестирование: получение, обработка и анализ результатов
по выбранным критериям эффективности, сравнение с запланированными целями,
выводы, определение задач на следующий период.

6. Учитывая огромное нервно-психическое напряжение, эмоциональную перегрузку педагогов в детском доме, необходимо продумать способы ее нейтрали­зации - рациональную (научную) организацию труда, использование методики психологической разгрузки, обучение основам саморегуляции, психотехническим упражнениям. (67)

7. При проведении коррекционно-развивающей работы очень эффективно
использование коррекционно-развивающих игр, приемов, упражнений, технологий
и тренингов - как отдельных, так и объединенных в блоки, циклы, программы,
Возможно использование развивающих технологий общения, обучающей
психодиагностики, создание ситуаций успеха, проблемных индивидуальных бесед и груп­повых дискуссий, целенаправленных поездок и экскурсий. В рамках методического объединения необходимо предусмотреть обучение педагогов всему спектру этой деятельности.

Одним из возможных способов практической реализации коррекционно-развивающей направленности работы по социальной адаптации являются специ­ально организованные занятия (уроки, тренинги) с детьми. Практика показывает, что вначале целесообразно ввести цикл таких занятий для дошкольников или младших школьников. Эти занятия должны проходить в четко определенное время в режиме дня (например 2-3 раза в неделю по 45 минут) и проводиться в игровой форме. Дети привыкают, что в определенное время вся группа собирается вместе, они играют, рисуют, слушают музыку, пьют чай, и потом, в старших классах это происходит уже автоматически, входит в привычку. С каждым годом содержание этих занятий должно усложнятся, включаются новые игры и упражнения. В рамках этих занятий можно проводить и "Огоньки", "Поле чудес", праздники именинни­ков, турниры знатоков и т.д. Часто такие занятия называются "Час игры", "Групповой час". Материал таких занятий хорошо дополняет курс по социально-бытовой ориентировке, проводимый в некоторых детских домах.

Эти занятия проводит, как правило, воспитатель, наиболее сложные занятия может проводить психолог, дефектолог, Главное здесь - хорошая методическая подготовка воспитателя (постановка цели, задач, целесообразный отбор методов, форм и средств этой работы, контроль результативности), систематичность заня­тий, а так же контроль администрации, регулярное обсуждение результатов на пе­дагогических советах, методическом объединении и обучение педагогов методике самоанализа таких занятий. Результативность этих занятий обязательно должна учитываться при материальном стимулировании и аттестации воспитателей. План этих занятий по каждой группе целесообразно включить в годовой план работы детского дома.

Если младшие воспитанники привыкнут к таким занятиям как к завтраку, урокам, и если на них дети будут испытывать радость и удовольствие, они будут им по настоящему интересны (а не новой принудительной необходимостью) - та­кие занятия станут естественны, привычны и желанны для старшеклассников, и позволят полностью реализовать заложенный в них коррекционно-развивающий эффект. Владение методикой их проведения - показатель высокого профессиона­лизма воспитателя и должно обязательно учитываться при подведение итогов, на­граждении, поощрениях и аттестации.

Материал для коррекционно-развивающих занятий и методика их проведе­ния очень широко представлены в современной литературе (4,15,16,17,18,27,30,32,39,45,51,52,65,67,69,73,74,75,76).

8. Одна из важнейших проблем в детском доме - неудовлетворенная потребность детей-сирот в любви. Депривация этой потребности влечет множество нарушений в развитии личности воспитанников. Учитывая это, а так же эмоциональную­ перегрузку воспитателей, можно рекомендовать один из возможных способов решения этой проблемы (34).

Многие нарушения в поведении ребенка происходят потому, что его эмо­циональный "резервуар" не заполнен. Эффективнее всего выразить свою любовь к ребенку, заполнить его эмоциональный "резервуар" через: безусловное принятие ребенка, физический контакт, контакт глаз и пристальное внимание (уделить каж­дому ребенку персонально 15-20 минут в день, но в эти минуты сосредоточить свое внимание исключительно на нем).

9..Учитывая неудовлетворенную потребность у воспитанников детского
дома в неформальном общении с взрослыми, искажением его форм, а так же то,
что общение - ведущая деятельность для подростков, то, что неумение конструктивно­ общаться, ведет к значительным трудностям в социальной адаптации воспитанников­, при проведении коррекционно-развивающей работы, в повседневном общении с детьми воспитателям необходимо широко использовать технологии развивающего общения. (15,16,22,29,31)

10.В настоящее время одной из острейших организационно-педагогических
проблем детского дома является недостаточная психолого-педагогическая подготовка­ персонала.(62) Учитывая, что воспитателей учреждений интернатного типа в ВУЗах стали готовить совсем недавно, число детских домов постоянно растет, многие воспитатели вообще не имеют базового педагогического образования, а система курсовой переподготовки и повышения квалификации может охватить лишь небольшой процент педагогов, эта проблема стоит особенно остро.
Поэтому, в рамках действующих в детских домах методических объединениях, научно- методических советах и т.д. необходимо организовать обучение педагогов знаниям основ коррекционной педагогики, психологической диагностики, современных педагогических­ технологий, основам опытно-экспериментальной работы.

11. Критическим фактором, определяющим многие негативные особенности
психического развития детей в детском доме, выступает отсутствие положительного влияния семьи. Иногда педагоги детских домов, понимая это, пытаются по­строить свои отношения с воспитанниками по типу семейных, ставя перед собой цель непосредственно заменить детям мать или отца. При этом чрезмерно экс­плуатируется эмоциональная сторона общения, что, однако, не приносит ожи­даемых результатов, а зачастую только эмоционально изматывает, выхолащивает педагога. По ряду причин можно согласиться с мнением авторитетных медиков и психологов, которые после многолетнего изучения этой проблемы, еще в 1990 году писали (62): "... связи воспитателей и воспитанников не должны имитировать се­мейные, а напротив, необходимо сознательно разрабатывать задачи и конкретные способы построения особого стиля общения, который учитывает качественную спе­цифику таких учреждений". Анализ последующий опыт по этой проблеме показы­вает, что приближение к семейным отношениям лучше всего удается в детских домах семейного типа, где на семейную пару приходится 4-7 приемных детей. В других условиях получается "эрзац" семейных отношений, который всегда хуже оригинала. (37) К сожалению, действующая практика показывает, что боль­шинству детских домов по вполне понятным причинам легче копировать семейные отношения, чем искать свою специфику этих отношений.

2.2. Психолого-педагогические рекомендации:

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основная миссия детского дома заключается в подготовке воспитанников к самостоятельной жизни в современном открытом обществе. В настоящее время уровень этой подготовки нельзя признать достаточным. На низкую степень соци­альной адаптированности влияют и недостаточный уровень общеобразовательной подготовки, слабая степень развития социально-бытовых навыков и отношений, и особенности психического развития воспитанников детского дома.

Недостаточный учет влияния пребывания в условиях детского дома на раз­витие личности воспитанников и отсутствие целенаправленной и систематичной работы по корректировки этого влияния приводят к тому, что у воспитанников развиваются разнообразные отрицательные личностные образования, происходят задержки и искажения разных сторон психического развития, что делает невоз­можной успешную социальную адаптацию воспитанников после выпуска из дет­ского дома.

Эти данные позволяют говорить о коррекционно-развивающих функциях работы по социальной адаптации воспитанников детских домов. Содержанием выделенных функций является целенаправленная и систематическая работа по профилактике негативных отклонений и задержек и искажений в развитии лич­ности воспитанников, вызываемых пребыванием в условиях детского дома, кор­рекция уже сформировавшихся негативных личностных образований и развитие требуемых для успешной самостоятельной жизни качеств и свойств личности.

С целью практической реализации обозначенных функций были составлены и предложены систематизированные методические рекомендации и проведена экс­периментальная проверка их эффективности. Экспериментальное исследование показала их достаточную эффективность в работе по социальной адаптации вос­питанников, что позволяет рекомендовать эти рекомендации для широкого ис­пользования в учебно-воспитательном процессе в детских домах и школах-интернатах.

ЛИТЕРАТУРА

1. Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток,- М., 1995

2. Беличева С.А. Социально-педагогические методики оценки социального разви­тия дезадаптированных подростков// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы: 1995, №1

3. Берне Р. Развитие "Я" концепции и воспитание.-М., 1986

4. Битянова Р.Н. Психология личностного роста: практическое пособие по проведению
тренинга личностного роста психологов, педагогов, соц. работников. -М., 1995

5. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе.- М., 1998

6. Божович Л.И. Психологическое изучение детей в школе-интернате. -М., 1960

7. Буйнов М.И. Беседы о детской психиатрии.- М., 1992

8. Буйнов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи.- М., 1982

9. Вильдовская Л..З. Диагностика и коррекция.- М., 1991

10. Воспитание детей в школе: новые подходы и новые технологии/ Под ред.Н.Е.Щурковой.-М., 1998

11. Воспитательная система класса/ Под ред. Е.Н.Степанова. -Псков, 1998

12. Газман О.С., Матвеев В.Ф. Педагогика в пионерском лагере.- М., 1982

13. Голубев Н.К., Битикис Б.П. Введение в диагностику воспитания,- М., 1989
14.Диагностика и коррекция нарушений социальной адаптации подростков/ Под
ред. С .А. Беличивой и ИА.Коробейникова.- М., 1995

15. Добрович А.Б. Воспитателю о психогигиене и психологии общения,- М., 1987

16. Добрович А.Б. Общение - наука и искусство.- М., 1978

17. Дерябо С.Д., Левин В А. Гроссмейстер общения,- М., 1996

18. Желдак И.М. Искусство жить семьей.- Минск, 1998

19. Жмыриков А.Н. Диагностика социально-психологической адаптированности
в новых условиях деятельности и общения: Автореферат канд. дис.- М., 1989

20. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел.- М., 1990

21. Игры - обучение, тренинг, досуг./Под ред. В А.Петрушевского.- М., 1994

22. Карабанова О.К. Игра в коррекции психического развития ребенка.- М,, 1997

23. Караковский. В А. и др. Воспитание? Воспитание... Воспитание! Теория и прак­тика школьных воспитательных систем.- М., 1996

24. Кан-Калик. В А. Учителю о педагогическом общении,- М., 1987

25. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция.- М., 1992

26. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению,- Ярославль, 1997

27. Козлов Н.И, Лучшие психологические игры и упражнения,- Екатеринбург, 1997

28. Кон И.С. Психология ранней юности.- М., 1989

29. Крупенин НА., Крохина И.М. Эффективный учитель: Практическая психоло­гия для педагогов.- Рн/Д, 1995

30. Кривцова С.В. и др. Подросток на перепутье эпох. Проблемы и перспективы
социально-психологической адаптации подростков.- М., 1997

31. Кривцова С.В. и др. Тренинг "Основы конструктивного общения".- М., 1997

32. Кривцова С.В. Тренинг "Учитель и проблемы дисциплины".- М., 1997

33. Кривцова С.В., Махаматулина ЕА. Воспитание - наука хороших привычек.- М., 1995

34. Кэмбел Р. Как на самом деле любить детей.- М., 1982

35. Леви В.Л. Нестандартный ребенок.- М., 1983

36. Литвинова Е.Ю. Возможности учителя в плане повышения социальной адапти­рованности старшеклассников/ Организация взаимодействия школьного психоло­га с пед. коллективом.- Ульяновск, 1997

37. Лангмейер И., Матейчик 3. Психическая депривация в детском возрасте/ Пер. с
чешского.- Прага, 1984

38. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации.- Петроза­водск, 1992

39. Марасанов Т.И. Социально-психологический тренинг.- М., 1998

40. Мудрик А.В. Общение школьников.- М., 1987

41. Мудрик А.В. Социализация в "смутное время".- М,, 1991

42. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику.- М., 1997

43. Мухина В.С. Лишенные родительского попечительства.- М., 1991

44. Немов Р.С., Кирпичник А.Г. Путь к коллективу.- М., 1988

45. Овчарова Р.В. Практическая психология для учителей начальных классов.- М., 1996

46. Очерки о развитии детей, оставшихся без родительского попечения/ Научная
редакция М.Н.Лазутова. Вып.4., 1995

47. Панина А.Х. Опыт исследования эмоциональной сферы у сотрудников детского
дома // Психологический журнал, т.16, №2, 1995

48. Петровский Л А. Теоретические и методические проблемы социально-
психологического тренинга.- М., 1982

49. Питюнов В.Ю. Основы педагогической технологии.- М., 1997

50. Платонова Н.М. Основы социальной педагогики.- СПб., 1997

51. Поварницына. В А. Психологический аспект реабилитационной работы с воспи­танниками интернатных учреждений / В сб.: Современные подходы к решению проблем практической психологии.- Шадринск, 1997

52. Поварницына В. А. Воспитателю о развитии личности ребенка. Материалы в помощь пед.работникам интернатных учреждений по проблеме соц.трудовой адаптации воспитанников.- Курган, 1995

53. Прихожан А.М., Толстых Н.И. Дети без семьи,- М., 1990

54. Прихожан А.М., Толстых Н.И. Лишенные родительского попечительства: хре­стоматия.- М., 1990

55. Прихожан А.М. Психология неудачника. Тренинг уверенности в себе.- М., 1997

56. Прутцман П. Дружный класс как маленькая планета.- СПб., 1998

57. Прутченков А.С. Свет мой, зеркальце скажи... Методические разработки соц. - психологических тренингов.- М., 1996

58. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем
школьном возрасте / Под ред. И.В. Дубровиной,- М.,1998

59. Психолого-педагогическое обепечение коррекционно-развивающей работы в
школе.- М., 1997

60. Психологические методики диагностики личностные особенностей ребенка, воспитывающего в детском доме (3-9 лет): В помощь руковод., воспит., специалистам детских домов и школ-интернатов / Научная редакция М.Н. Лазутина.- М.,1995

61. Психическое развитие детей-сирот (по результатам психологического мониторинга) / Под ред. Л.М.Шипициной.- СПб., 1996

62. Психическое развитие воспитанников детских домов / Под ред.
И.В.Дубровиной.-М., 1990

63. Развитие личности в условиях психической депривации / Под ред. И.В. Дубровиной.- М., 1991

64. Реан Л А. К проблеме социальной адаптации личности // Вестник СПб ГУ, се­рия 6, вып.З, 1995

64. Романова О.Л., Иванникова И.В. Опыт применения программы профилактики
отклоняющего поведения для психологической коррекции "трудного" класса// Во­просы психологии, №6,1994

65. Рудестам К. Групповая психотерапия.- М., 1993

67. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома, Психотехнические упражнения и кор­рекционные программы,- М., 1993

68. Сборник материалов из опыта работы по реализации Федеральной программы
"Дети-сироты". Вып.9,-М., 1997

69. Семенюк Л.С. Психологические особенности агрессивного поведения подрост­
ков и условия его коррекции.- М., 1996

70. Социально-психологические требования к воспитанникам и воспитателям детских домов: В помощь руков., воспит., и специалистам детских домов и школ- интернатов. - Курган, 1997

71. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьников,- Яро­славль, 1998

72. Филонов Л.Б. Метод контактного взаимодействия / Формы и методы воспита­тельной работы с педагогически запущенными учащимися,- М., 1986

73. Форель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упраж­нения: В 4 томах.- М., 1998

74. Фурманов. И А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция.- Минск, 1996

75. Хухлаева О.В. Лесенка радости. Коррекция негативных личностных отклонений в
дошкольном и младшем школьном возрасте,- М., 1998

76. Цукерман Г.А. Психология саморазвития.- М., 1995

77. Человек и общество. Программы по социальной адаптации,- СПб., 1996

78. Шипицина Л.М, и др. Развитие личности ребенка в условиях материнской депривации. - СПб., 1997

79. Щуркова Н.Е. Диагностика воспитанности - педагогические методики,- М., 1992

80. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии.- М., 1998

ВВЕДЕНИЕ

В наше непростое время социально-экономической нестабильности и кризисных явлений во всех сферах жизни особенно сильно страдают наименее защищенные слои на­селения, и в первую очередь дети-сироты. С каждым днем растет количество детских домов и воспитывающихся в них, уже сейчас превышая послевоенный уровень.

У воспитанников детских домов - масса проблем. Одна из основных - успешно влиться в общество и самостоятельно строить свой вариант жизни достойного Человека. И основная миссия детского дома - помощь в социальной адаптации воспитанников. К сожалению, в настоящее время уровень социальной адаптации воспитанников детских домов является недостаточным. В чем причина этой проблемы и что можно сделать для ее решения?

Недостаточная адаптированность воспитанников - следствие целого комплекса причин. В своей работе я выбрал одно направление, актуальноев связи с слабым освещением его в теоретической литературе и недостаточным, фрагментарно разработанным в педагогической практике - влияние пребывания в условиях детского дома на особенности формирования личности воспитанников и учет этих особенностей в работе по социальной адаптации воспитанников детского дома, т.е. коррекционно-развивающие функции работы по социальной адаптации воспитанников.

В качестве предположения была выдвинута гипотеза,что учет влияния пребывания в условиях детского дома на развитие личности воспитанников и разработка практиче­ских рекомендаций по реализации коррекционно-развивающих функций работы по соци­альной адаптации (с целью нейтрализации, профилактики негативных отклонений в раз­витии личности, вызванных пребыванием в условиях детского дома ) позволит более эф­фективно решать задачу социальной адаптации воспитанников детского дома.

Основная цельработы - обосновать выделение коррекционно-развивающих функций работы по социальной адаптации воспитанников детских домов и разработатьнаучно-обоснованные рекомендациипо практической реализации обозначенных функций.

Задачиработы:

1. Проанализировать особенности социальной адаптации воспитанников детских домов.

2. Выявить, какие условия влияет на успешность социальной адаптации воспитан­ников.

3. Рассмотреть, как пребывание в условиях детского дома влияет на особенности формирования личности воспитанников.

4. Определить, как особенности психического развития воспитанников влияют на успешность их социальной адаптации и обосновать необходимость выделения коррекци­онно-развивающих функций работы по социальной адаптации.

5. Разработать рекомендации по практической реализации коррекционно-развивающих функций работы по социальной адаптации воспитанников и провести экс­периментальную проверку эффективности предложенных рекомендаций.

Работа проводилась на базеНикольского детского дома Тосненского района Ле­нинградской области под научным руководствомзав .кафедрой теории и практики воспитательных систем ЛОИРО, доцентом, кандидатом педагогических наук Царевой Надежды Павловны. Объектом исследованияявлялись воспитанники детского дома, предметом- развитие личности воспитанников в условиях реализации коррекционно-развивающих рекомендаций. Использовались следующие методыисследовательской ра­боты- наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, эксперимент, анализ докумен­тов и литературы, сравнение, систематизация, моделирование. Предполагаемый результат- реализация разработанных рекомендаций позволит более эффективно проводить работу по социальной адаптации воспитанников детских домов.

Часть 1 ВЛИЯНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ НА УСПЕШНОСТЬ ИХ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ

Наши рекомендации