Шанель как стиль: выражение современного эротизма и красоты
Вклад Коко Шанель в моду XX века часто считают обусловленным социальными изменениями, произошедшими в жизни женщин на рубеже ЖХ и XX веков. Ее ранние заимствования форм и деталей мужского гардероба рассматривают как примету того, что женщина вырвалась из сферы домашнего хозяйства и вышла на сцену социальной жизни, начав зарабатывать самостоятельно. В следующем практическом примере мы рассмотрим влияние Коко Шанель, опираясь на концепцию Валери Стил при этом подробно остановимся на роли Шанель в эволюционном процессе изменения канонов стиля, результатом которого стал современный идеал женской красоты и эротизма.
Новый облик, возникший в короткий промежуток между двумя мировыми войнами, во многом обязан своим рождением Коко Шанель. Она не только создала новый стандарт моды, но и сделала его популярным. Социологи это событие часто называют рождением новой современной независимой женщины. Несмотря на то что положение женщины в годы Первой мировой войны было намного более либеральным, чем прежде, отчетливо черты современного представления о красоте и эротизме в том виде, в котором их понимают и сегодня, проступили именно в облике, созданном Шанель. Не случайно Стил придавала особое значение непринужденному спортивному облику молодости, который является отличительной чертой стиля знаменитой Мадемуазель:
Настоящий секрет успеха Коко Шанель заключается не в том, что созданная ею одежда была простой и удобной, а в том, что она позволила состоятельным женщинам всех возрастов выглядеть юными и непринужденными. Западная женщина получила возможность взглянуть на себя по-новому. Официальная нарочито торжественная элегантность довоенного образца вышла из моды. Внешность, которая теперь стала идеалом, мало походила на мальчишескую. Скорее это был стиль школьницы с утонченным вкусом (Steele, 1988: 247).
Объясняя значение нового образа, Стил приводит описание Джордан Бейкер, героини романа Фрэнсиса Скотта Фицджеральда «Великий Гэтсби». Автор создал выразительный портрет нового идеала женственности, сексуальной привлекательности и красоты — образ простодушной девушки, которая носила «вечерний туалет и другие наряды с такой непринужденностью, будто на ней был спортивный костюм: в каждом ее движении сквозила беспечная легкость, как если бы она впервые училась ходить по полю для гольфа ясным прозрачным утром» (Steele, 1988: 247).
С этой точки зрения модели Шанель лидировали на подиуме не только потому, что она отменила корсет (к этому приложили руку и другие дизайнеры) и изобрела спортивный костюм (хотя она многое сделала и в этой области), но и потому, что именно она реформировала представления о красоте и эротизме в соответствии с требованиями нового времени, воспользовавшись невербальным языком моды. А по утверждению Валери Стил, именно изменение этих канонов стимулирует изменения стиля:
Все мои исследования только укрепили уверенность в том, что понятие красоты сексуально по своей природе. Изменение представлений о красоте ведет к изменению способа выражения сексуальности. На глубинном уровне значение одежды в целом и моды в частности также пронизано эротизмом (Steele, 1985: 5).
Устойчивое влияние созданного Шанель облика свидетельствует о том, как удачно она выявила в нем активную, динамичную, свободную концепцию женской красоты и сексуальности — идеал, не потерявший актуальность и в наши дни. История создания современного стандарта красоты началась с личных экспериментов Шанель с модой и новым обликом, который она начала формировать в довоенные годы. Карьере дизайнера Габриэль Шанель предшествовала должность скромной учительницы в сельской школе. Коко родилась в провинции, ее детство прошло в бедности. Именно социальный статус Шанель определил ее отношение к традиционной моде начала XX века, делавшей акцент на том, чтобы облик свидетельствовал о высоком статусе и привилегированном положении женщины. Она черпала идеи из свежих течений в искусстве, где усиливалось влияние модернизма, отдававшего предпочтение простоте и избегавшего сентиментальности и ностальгии. Коко Шанель сначала оделась сама, а затем одела других женщин в модели, отличавшиеся функциональностью и простым, не перегруженным декором дизайном и отражавшие спортивную сексуальность свободного духом человека.
Стилистические заимствования из мужского костюма, которые играют важную роль в созданном Шанель облике, добавили новую нотку эротизма в женскую повседневную и вечернюю моду. То же самое произошло и с нижним бельем (вспомните предыдущий раздел). Одна из фотографий, иллюстрирующих биографию Шанель, написанную Шарлем-Руа, запечатлела Габриэль «на скачках, бывших в то время демонстрационной площадкой высокой моды. На ней мужское пальто, которое, очевидно, ей велико, слишком свободно в плечах и длинно в рукавах, и галстук. Датирован снимок 1910 годом» (Evans, 1989: 122). Ее облик бросал вызов традиционной роли женщины. Намного более важно то, что он был «эффектным благодаря заимствованиям из мужского гардероба... в стиле классического мужского дендизма», который символизировал «независимую личность в жестких рамках социального порядка» (Evans, 1989: 124). Поэтому стиль, который предпочитала Шанель, можно интерпретировать как «хорошо забытое старое», только на этот раз заимствование деталей мужского гардероба не ограничилось нижним бельем. Шанель применила этот прием, создавая верхнюю одежду, в поисках нового эротизма и новых стилистических решений. Внутренний двигатель изменения стандартов стиля Валери Стил описывала так:
Эволюция моды, которая состоит в симбиотической связи с изменениями идеалов красоты, обладает присущей только ей внутренней динамикой и постепенно косвенным образом подвергается влиянию социальных изменений в более широком культурном контексте (Steele, 1988: 5).
Таким образом, творчество Шанель не следует рассматривать как результат изменений в социальной жизни женщины в 1920-е годы. Скорее это было продолжение стилистических экспериментов, основная цель которых состояла в том, чтобы внедрить в женскую моду элементы классического мужского костюма, чтобы сделать ее еще более эротичной и интересной.
Образ, созданный Шанель для себя, превратился в широко распространенный, подхваченный другими, и был популярен в Париже в период затишья между двумя мировыми войнами. Одежда, которую создавала, а затем продавала Коко Шанель, была дорогой, но выражала непринужденный, демократичный, активный идеал красоты, который так полюбился состоятельным женщинам. Ярлык феминистских наклонностей приклеился к нему значительно позже. Основная же идея этого стиля в его оригинальном значении — новая женственность, новое представление об эротизме. Обновленный облик, предложенный Шанель, отражал грядущие изменения социальной роли женщины, которые произошли значительно позже, в последние десятилетия XX века, когда женщины западного мира начали активно вторгаться в сферы влияния, традиционно принадлежавшие мужчинам, и заниматься исконно мужскими видами деятельности. Как было сказано ранее, и Стил, и другие аналитики моды считали, что изменения стандартов моды необязательно обусловлены внешними факторами, например событиями, происходящими в социальной и культурной сферах. Скорее это самодостаточный процесс, в рамках которого идеалы красоты и эротизма подвергаются постоянному пересмотру, и с этой точки зрения стиль может управлять поведением. Такое возможно, если дизайнеры и лидеры-одиночки, обладающие достаточным влиянием, чтобы взять на себя роль законодателей моды, изобретают новый облик для выражения изменчивых идеалов красоты и сексуальности задолго до того, как эти изменения в социуме и поведении действительно произойдут. Валери Стил писала:
Часто говорят, что изменения внешнего облика следуют за переменами, которые происходят с моральными ценностями и стандартами социального поведения. Однако очевидно другое: внешний облик может измениться задолго до того, как перемены затронут систему моральных ценностей и отразятся на поведении масс (Steele, 1985: 47).
Таким образом, стиль, созданный Коко Шанель, с его способностью запечатлевать устойчивый образ современной сексуальности и красоты, оказывающий влияние на повседневную жизнь современной женщины, скорее можно назвать предвестником, а не отражением социальных изменений.