Нейтральные культуры и эмоциональные культуры
Одни и те же эмоции присущи всему человечеству, но степень их выражения различна для представителей разных культур. В связи с этим, Тромпенаарс выделяет два типа культур – нейтральные и эмоциональные.
В эмоциональных культурах приемлемо проявлять свои эмоции в любой ситуации. Такие люди громко смеются, обильно жестикулируют, хмурятся и улыбаются, обладают живой мимикой. Представители эмоционального типа культуры говорят быстро, считают нормальным перебивать партнера и выражать свои мысли.
Яркими представителями данного типа культуры являются испанцы. Это темпераментный, страстный и шумливый народ. «Если для англичанина жить – значит нечто делать, а для француза – мыслить, то испанец живет, отдаваясь порывам страстей, в промежутках между которыми он лишь пассивно созерцает мир» [6]. Их эмоциональность просто безгранична и проявляется даже при работе с компьютером. «ПК становятся объектом жестокого обращения у 57 % их владельцев, которые признали, что частенько вымещают недовольство работой своего «электронного друга» на его клавиатуре, а 18 % испанцев сообщили, что, сталкиваясь с трудностями при работе с компьютером, они... горько плакали» [27].
В нейтральных культурах считается неправильным выражать свои эмоции, в особенности, на рабочем месте, требуется умение контролировать свои чувства. Однако это не означает, что представители данного типа культуры холодны и бесчувственны. Просто, они менее экспрессивны в выражении своих эмоций. Поэтому представителям эмоциональной культуры зачастую кажется, что человек, принадлежащий к нейтральной культуре, ведет себя надменно, черство и незаинтересованно. В нейтральных деловых культурах люди стараются никогда не перебивать своего партнера. Говорят с паузами и строго по очереди. Особенно сильно умеренность в выражении своих чувств развита в Японии и Китае.
Тромпенаарсом было проведено такое исследование. Представителям разных стран был задан вопрос: «Если вас что-то не устраивает на работе, вы можете открыто об этом заявить?». Результаты опроса представлены в табл. 25 [11]. Как видно из таблицы, в Эфиопии и Японии эмоции жестко контролируются. Зато в Италии, Испании и Египте работники вероятнее всего дадут волю эмоциям и выразят свое недовольство.
Хотелось бы еще раз напомнить, что данные этого опроса условны. Тромпенаарс проводил исследование скорее на индивидуальном уровне, поэтому может возникнуть неправильное восприятие культурных особенностей нации в целом. Следовательно, надо с осторожностью относиться к результатам данного исследования, и для лучшего понимания позиции страны на шкале эмоциональности воспользоваться результатами исследований других ученых.
Таблица 25
Процент участников, которые не станут открыто выражать свои чувства.
Традиционно к странам с нейтральным типом культуры относят Японию, Эфиопию, Китай, Скандинавию, страны Юго-Восточной Азии. Страны Востока, Латинской Америки и южной части Европы – это страны эмоционального типа культуры. Промежуточное положение занимают Англия, США, Германия, Швейцария и некоторые другие страны.
Таблица 26
РАЗЛИЧИЯ | |
Представитель нейтральной культуры | Представитель эмоциональной культуры |
1. Не показывают открыто свои мысли и чувства. 2. Могут (неожиданно) испытать напряжение в общении, что будет заметно по выражению лица и положению тела. 3. Иногда могут внезапно показать сдерживаемые эмоции. 4. В разговоре предпочитают сдержанность и самообладание. 5. Физический контакт, жесты и мимика запрещены. 6. Текст обычно произносится монотонно. | 1. Выражают мысли и чувства вербально и невербально. 2. Открытость и эмоциональность облегчает общение 3. Эмоции не подавляют и не сдерживают, выражают их легко и страстно. 4. Любят пылкие, энергичные, оживленные разговоры. 5. Активная жестикуляция, мимика и прикосновения – атрибуты общения. 6. Текст произносится быстро в театральной манере. |
Таблица 27
СОТРУДНИЧЕСТВО | |
Представитель эмоциональной культуры при сотрудничестве с представителями нейтральной культуры | Представитель нейтральной культуры при сотрудничестве с представителями эмоциональной культуры |
1. На встречах и переговорах требуйте проводить перерывы, где можно будет отдохнуть и наладить отношения со «спокойными и невозмутимыми коллегами». 2. Заранее распишите все как можно более подробно на бумаге. 3. Недостаток эмоциональности не означает, что им скучно или не интересно, про сто они не хотят раскрывать свои планы. 4. Переговоры в основном сосредоточены на обсуждении определенной задачи или проблемы, а не на определенной личности. | 1. Отнеситесь с пониманием к «театральным постановкам» и постарайтесь принимать в них участие; воспользуйтесь перерывом, чтобы привести в порядок мысли и прийти в чувство после тяжелых переговоров. 2. Ведите себя дружелюбно, если они выражают свое расположение. 3. Восторженное, страстное поведение и готовность соглашаться с вами не означают, что решение уже принято. 4. Переговоры в основном сосредоточены на самом человеке, а не на обсуждаемой задаче. |
Таблица 28
УПРАВЛЯЯ И ПОДЧИНЯЯСЬ | |
Представитель нейтральной культуры | Представитель эмоциональной культуры |
1. Избегайте вспыльчивого, экспрессивного и восторженного поведения. Это расценят, как неумение контролировать свои эмоции и несоответствие высокому статусу. 2. Если вы заранее тщательно подготовитесь, то это поможет вам не отклоняться от основной темы на посторонние. 3. Найдите такие небольшие реплики, которые показывают, доволен или недоволен человек, и усильте их значение. | 1. Избегайте независимого, двусмысленного и холодного поведения. Это расценят как неуважительное отношение, надменность и сдержанность в обращении. 2. Если вы примете во внимание, кто и в какой проект вложил больше сил и энергии, то, скорее всего, укрепите свою позицию. 3. Проявляйте терпимость к эмоциональным «излишествам», не принуждайте сдерживать эмоции, а постарайтесь ослабить их значимость. |
Каждый народ имеет свои особенности поведения и, чтобы добиться расположения, надо знать их и учитывать в общении.
Вопросы для проверки:
Изучив предложенные классификации, мы можем найти что – то общее в этих подходах к типу культуры.
Задание: заполните таблицу сравнительного анализа изученных классификаций.
Критерии | Р.Гестеланд | Ф.Тромпенаарс | Г. Хофстеде | Э.Холл | Р. Льюис |
Индвидуализм / коллективизм | |||||
Время | |||||
Эмоциональность/ нейтральность | |||||
Формальность / неформальность | |||||
Низкий / высокий контекст | |||||
Определенность / неопределенность | |||||
Проксемика | |||||
Отношение к природе |
Заполнив данную таблицу, становится понятно, что многие исследователи говорили об одном и том же, используя разные категории и определения.
Изучив разные подходы к измерению культуры, определите, какой подход вам более близок иои разработайте свой инструментарий.