Тема 16 Международные аспекты организационного поведения.
1) Организационное поведение в системе международного бизнеса. Влияние национальной культуры на особенности организационного поведения. Параметры межкультурных различий. Коммуникации в межкультурной среде. Повышение эффективности межкультурного общения.
2) Особенности организационного поведения компаний США, Канады. Европы, Азии, развивающихся стран. Управленческое лидерство в разных культурах. Компетентность менеджера для работы с зарубежными фирмами. Особенности проведения деловых переговоров с представителями стран Европы, Азии и т.д.
Тема 17 Организационные изменения и организационное развитие.
1) Природа и характеристика организационных изменений. Цели и причины планируемых изменений. Психологическое сопротивление изменениям. Социально-психологические методы формирования положительных установок работников по отношению к изменениям в организации, снятии стрессовых явлений в группах и коллективе в целом.
2) Подходы и методы организационного развития. Интеграционная, инвестиционно-финансовая и социальная стратегия развития организации. Стратегии управления поведением и развитием организации. Инновационные подходы к организационному развитию. Социально-психологическое обеспечение инноваций в организации.
4. Материалы текущего контроля успеваемости обучающихся и фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине
4.1. Формы и методы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.
4.1.1. В ходе реализации дисциплины Б1.В.ОД.4 «Теория организации и организационное поведение» используются следующие методы текущего контроля успеваемости обучающихся:
Тема (раздел) | Методы текущего контроля успеваемости |
Тема 1. Основы организационного поведения. Теории поведения в организации. | Тестирование , опрос |
Тема 2. Процесс восприятия и управления впечатлением. | Тестирование, практическое задание |
Тема 3. Личность и установки. | Опрос, практическое задание |
Тема 4. Основы теории мотивации. | Тестирование , опрос |
Тема 5. Трудовая мотивация. | Тестирование, практическое задание |
Тема 6. Научение | Тестирование , опрос |
Тема 7. Формирование группового поведения в организации. | Тестирование , опрос |
Тема 8. Конфликты при взаимодействии и навыки ведения переговоров. | Тестирование , опрос |
Тема 9. Стресс на рабочем месте. | Тестирование , опрос |
Тема 10. Власть и политика. | Тестирование , опрос |
Тема 11. Лидерство в организации. | Тестирование, практическое задание |
Тема 12. Техника коммуникаций и межличностные процессы. | Тестирование , опрос, практическое задание |
Тема 13. Теория и строение организаций. | Тестирование , опрос |
Тема 14. Организационная культура. | Тестирование, практическое задание |
Тема 15. Поведенческий маркетинг. | Тестирование, практическое задание |
Тема 16. Международные аспекты организационного поведения. | Тестирование, практическое задание |
Тема 17. Организационные изменения и организационное развитие. | Тестирование , опрос |
4.1.2. Экзамен проводится с применением следующих методов (средств): в форме устного опроса. Для проведения экзамена разрабатываются билеты, включающие теоретические вопросы из разных разделов дисциплины и ситуационные задания.
4.2. Материалы текущего контроля успеваемости обучающихся.
Типовые оценочные материалы по теме 1.
Тема 1. Основы организационного поведения. Теории поведения в организации.
Примерный перечень вопросов для проведения опроса
- Организационное поведение как теория и практика.
- Организационная стратегия современного бизнеса.
- Модели, виды организационного поведения.
Контент-тест:
1. Организационное поведение — это:
a. Поведение организации и ее действия во внешней и внутренней среде;
b. Комплекс поступков и действий человека, отражающих реакцию на все обстоятельства его существования и организации, точнее, в группе людей, социально-экономической системе;
c. Поведение коллектива организации, основанное на его психологических характеристиках;
d. взаимоотношения между субъектами и объектами управления.
Правильный ответ: b
2. Какова цель создания организации:
a. Решение своих проблем и достижение общих целей организации;
b. Получение прибыли;
c. Повышение благосостояния общества;
d. создание дружеских взаимоотношений настроенных индивидов.
Правильный ответ: b
3. Две основные парадигмы организационного поведения:
a. Теория систем и «модель участвующих сторон»;
b. Теория Х и теория У;
c. Микро и макроуровни изучения организационного поведения;
d. разработки системы мотивации и стимулирования сотрудников в организации.
Правильный ответ: a
4. Поведение - это:
a. Функция природных свойств личности, обусловленная внешним окружением в результате социализации ( П=f (I,E), где I – особенности индивида, E- окружающая среда);
b. Действия индивида по выполнению заданий менеджера;
c. Действия индивида, основанные на личных представлениях о необходимости соответствия окружающей среде;
d. сформированный в процессе восприятия образ ситуации.
Правильный ответ: a
5. Наличие какого фактора принципиально необходимо для того, чтобы объединение работающих людей можно было считать организацией:
a. наличие общих интересов;
b. наличие общих потребностей;
c. наличие общей цели;
d. взаимодействие большого количества лиц;
e. наличие границ существования.
Правильный ответ: c
6. Положительные последствия разработки школы человеческих отношений:
a. разработаны методы анализа работы и рабочего места
b. создана теоретическая база для построения автоматизированных систем управления
c. переосмыслена правильность концепции Ф.Тейлора и его теории «кнута и пряника»
d. введена в научный оборот концепция «человека экономического»
Правильный ответ: c
7. Процессный подход позволил:
a. исключить научный поиск лучших вариантов решений, как своеобразного лекарства от всех болезней
b. автоматизировать часть процессов управления
c. признать факторы внешней среды и отработать методики их анализа
d. широко использовать математические методы в управлении
Правильный ответ: b
8. Человек в процессе производства рассматривается как «живая машина, требующая регулировки» представителями школы:
a. науки управления
b. человеческих отношений
c. научной
d. классической
Правильный ответ: c