Технология взаимодействия клубов в консорциях второго порядка

Принципиально необходимым элементом, ядром Круга или Системы, является КРК − Клуб Руководителей Клубов. Это сленговый термин. В разных неформальных сообществах аналогичная структура называется по-разному, например: президиум, исполком, совет, ревком... иногда никак не называется, но обязательно реализуется в виде регулярных контактов между руководителями клубов.

КРК, как и всякий клуб, имеет ядро, актив и прочие сферы. Распоряжаясь ресурсами и влияя на судьбы, КРК часто имеет институт членства. Но опытные неформальные лидеры стараются не обременять работу КРК процедурами типа общих собраний и голосований. Решение большинства вопросов может происходить «на ходу», в потоке событий, хотя новичкам в создании Систем мы этого не рекомендуем. Также не рекомендуется принимать в потоке и без собрания ключевые решения, например, в периоды «точек бифуркации», когда решается вопрос об изменениях в направлении общего развития.

Ядро Системы, клуб руководителей обязательно должен быть коллективом с очень глубокой совместимостью своих членов, гораздо глубже, чем в обычном рядовом, даже сильном клубе. Во многих КРК все решения принимаются не большинством, а обязательным общим консенсусом, но существуют и КРК, где действуют процедуры демократического централизма. Во многих случаях принятие общих решений облегчается тем, что клубы Системы сохраняют значительную внутреннюю самостоятельность (не путать с автономией кругов), и многие решения могут касаться не всех клубов, то есть руководитель соглашается с тем, что ему лично в своём клубе делать не придётся.

Но всё-таки существует достаточное число вопросов, где «не придётся» неупотребимо. Система − объединение куда более жёсткое, чем Круг, и потому совместимость членов КРК в ней жизненно важна, так как орган этот должен вызывать полное доверие участников. Начиная от таких «мелочей», как психофизиологическая совместимость − трудно приходить к общему мнению с человеком, один вид которого вызывает у тебя неприязнь. Даже в тех КРК, где обычные вопросы решаются большинством, вопрос о приёме нового члена КРК в явном или неявном виде решается общим согласием.

Но главное − это идеологическая совместимость (не путать с единомыслием). Идеология здесь понимается как особый язык для строительства будущего. У кого нет идеологии, тот ничего и не строит, а лишь воспроизводит старое, образов будущего просто нет. Системе для разностороннего развития личности нужны разные клубы, но КРК − это не лебедь, рак и щука; тащить Систему в целом (развиваться) нужно в одну сторону. Базой для идеологической совместимости должна являться, прежде всего, идеологическая терпимость, толерантность. Но и она, как отмечено выше, имеет свои границы − вот они-то и определяют границы расширения Системы.

Для выяснения идеологической и психологической совместимости некоторые КРК проводят так называемые «установочные сессии» − семинары, ролевые или организационно-деятельностные игры, дискуссии и т.п. Установочная сессия − сама по себе трудоёмкое мероприятие, требует нескольких дней в отрыве от цивилизации − в условиях, например, лесного палаточного лагеря, пансионата и т.п.

В другом случае, если Система обладает территорией «точки потоков», установочная сессия как бы размазана во времени, импровизированный семинар по проблемам идеологической совместимости может возникнуть в любой момент, когда члены КРК собрались для обсуждения конкретных житейских дел, быстро их решили, и остался хвостик времени. А при активно действующей Системе собираться им приходится часто, поэтому реально все решения принимаются оперативно.

Ядро, будучи ценностно более строго выстроено, нежели остальная часть КРК, обладает дополнительными полномочиями, наподобие учредительских.

В любом случае, клуб представлен в КРК своим руководителем-лидером, при смене которого пересматривается само членство клуба в Системе. Член КРК отвечает за результаты деятельности своего клуба.

Вышеупомянутый пакет джентльменских соглашений членов КРК, кроме, как уже понятно, уговора об уровне моральной планки, содержит следующую конкретизацию:

Член КРК отдаёт себе отчёт в своей ответственности перед Законом (государства) и Системой. Остальные члены, оказав ему доверие быть равным среди них, считают, что он должен отвечать лишь, как говорится, «перед богом и собственной совестью». Впрочем, если рамки установленных Системой ценностей будут перейдены, то вопрос о выбытии такого руководителя из КРК, а его объединения из Системы, будут поставлены моментально.

Член КРК является хозяином своей «территории». «Территория» − это помещение его клуба, иное базовое пространство − бивак, концертная сцена, площадка трудового лагеря, плантация, на которой работает клуб, уличная тусовка. Но по решению КРК «территория» может быть передана и иному, правда, со всем комплексом соответствующих полномочий. В некоторых случаях КРК способен даже менять руководство отдельным объединением, перебрасывая руководящие кадры с места на место.

Одним из побочных но, очень полезных результатов постоянного взаимодействия руководителей клубов в рамках КРК является постоянный информационный обмен между клубами. Например, в самом простом случае: в каждом клубе постоянно висит расписание и тематика работы других, постоянно меняются объявления о новых делах. Но этого мало. Необходимы регулярные совместные мероприятия всех или нескольких клубов Системы. Все люди всех уровней, не только ядро, но и актив, аудитория, даже аура − зрители, должны иногда где-то встречаться, пересекаться, что-то совместно делать. Обычно это происходит в рамках базового транслятора, а также в совместных, больших, требующих усилий всех клубов Системы проектах внешней деятельности, за которыми тянется шлейф легенд о «подвигах» данной Системы.

Благодаря обмену идеями, методами, кадрами, взаимному демпфированию, заимствованию опыта из внешних контактов и взаимообогащению внутренним опытом в Системе продлевается эффективная продолжительность жизни каждого клуба.

Существуют ещё варианты полусистем-полукругов, то есть что-то среднее между одним и другим, этакий переходный вариант, на котором, правда, объединение может застыть на многие годы. В этом случае объединение демонстрирует часть черт Системы, а часть − Круга. Например, не запрещён переход из клуба в клуб, часто образуются совместные флэш-группы на общих мероприятиях, вообще перемешивание членов клубов приветствуется. Члены объединения легко одалживают друг другу предметы материальной базы, хотя она и строго распределена в смысле «что чьё», но коннективы при всём этом рьяно отстаивают свою автономию.

Один и тот же клуб может быть и членом различных Кругов, но вряд ли больше двух-трёх, так как у одного коннектива просто не хватает времени поддерживать достаточно плотные отношения с большим количеством Кругов. А вот Системы могут иметь куда больше связей, так как каждый из отдельных коннективов, входящих в Систему, может иметь ещё один-два круга контактов. Поскольку коннективов в Системе много, то общее количество контактов может быть очень значительным: множество кругов как бы нанизывается на Систему. Система обрастает поистине гигантской аурой. В этом случае у физического центра такой Системы появляется шанс стать «точкой потоков»...

Выход из конфликтов

В случае возникновения конфликтной зоны неформальная практика рекомендует следующие шаги.

У СИСТЕМЫ:

- создать комиссию из лидеров конфликтующих клубов и референтных арбитров иных коннективов Системы;

- обсудить суть конфликта с точки зрения базовых принципов Системы и её идеологии;

- принятое комиссией решение по поводу конфликта выполнить беспрекословно и незамедлительно;

- в случае саботажа одной из сторон вывести соответствующий клуб из взаимоотношений по типу «Система» и перейти к типу взаимоотношений «Круг».

Надо помнить, что частое разрешение конфликтов не в пользу одного и того же коннектива ведёт к ослаблению его связей с Системой из-за накопления негативного опыта. При таком развитии событий данныйконнектив может покинуть объединение. Более безболезненный отход − это уменьшение взаимодействия с остальными коннективами Системы, наращивание собственного круга на базе новых контактов, фиксация разрыва взаимоотношений по типу «Система» и переход к взаимодействию по типу «Круг».

У КРУГА:

- отказаться от мероприятий, где возможны встречи с соседями;

- отказаться от людей, которых соседи считают своими, переход в соседний клуб сопроводить запретом на посещение своего;

- объявить соседний клуб запретной темой для разговоров, а информацию о нём − тайной на некий существенный, но не на бесконечный промежуток времени (обычно от пары месяцев до полугода);

- по истечении указанного срока возобновить отношения с клубом-конфликтантом;

- в случае возобновления конфликта процедуру повторить.

Надо помнить, что для решения конфликта внутри Круга ни в коем случае нельзя использовать алгоритм разрешения конфликта «Системы». Это вызовет лишь обратную реакцию и усиление конфронтации, иногда в неявном, тлеющем виде, будет вести к росту недоверия и интриг во взаимоотношениях, оттягивая коннективы Круга к уровню ассоциации.

Неформальная практика указывает, что при выполнении ряда нехитрых принципов вероятность вызревания конфликтов резко падает.

Вопрос о том, в каком из двух разных мероприятий, одновременно проводимых двумя клубами, участвовать, безоговорочно признаётся правом выбора участника. В крайнем случае, допустимо короткое обсуждение этого вопроса только в форме просьбы, обращённой только к участнику, но никак не к руководству соседей.

Участие в мероприятиях соседнего клуба безоговорочно признаётся уважительной причиной для неучастия в своих. В крайнем случае, всякая попытка определить, что важнее и кто не прав в выборе, подвергается беспощадной критике. Возможно осуждение лишь одновременно взятой ответственности, при которой одна из сторон оказывается потерпевшей и предварительно не была поставлена в известность о таком положении дел со стороны ушедшего ответственного лица.

Всякое участие в двух клубах приветствуется как проявление разносторонности интересов. Всякое предпочтение любого из клубов приветствуется ещё больше как акт выбора одного из двух стульев.

При этом никак не исключено взаимное признание того, что один из клубов, в общем, интереснее другого. Равенство клубов, как и равенство между людьми, должно определяться не некими объективными параметрами (рост, вес, должность), а принципом уважения к людям.

Эти правила применимы как к системам, так и к кругам. Правда, не все круги готовы к их безоговорочному выполнению. В том случае, когда круг строится из коннективов разных городов, и перетекание людей от одного клуба к другому затруднено по чисто географическим причинам, то это не особенно страшно. Если же Круг строится из коннективов одного города или близлежащих, когда миграция членов весьма вероятна, тогда невыполнение этих правил чревато фактически неизбежными конфликтами.

Кроме указанного выше свода правил, в случае Круга неформальная практика рекомендует ещё несколько.

В ведении руководителя клуба находятся материальные ценности, формальный статус клуба, служебная должность его руководителя. В случае, когда клуб по договорённости пользуется общим помещением или оборудованием, объявляется их «экстерриториальность», при которой в течение обусловленного периода они являются частью «территории» клуба − пользователя.

В любом случае посягательство на суверенитет соседнего клуба недопустимо. Всё, что происходит на его территории, считается происходящим по воле его членов, представителем которых в КРК является руководитель. Максимум вмешательства − постановка его в известность о происходящем.

Примеры:

– Коллега, у тебя в клубе светопреставление!

– Знаю.

Конец диалога.

Или:

– Коллега, у тебя в клубе смертельная опасность!

– Где?!!

– Паяльники на 220 вольт, а положено на 36.

– Знаю.

– Но завтра комиссия по технике безопасности из области!

– Хорошо, повешу на розетки таблички «24 В».

Конец диалога.

Разумеется, члены КРК данного круга заслуживают самого сурового порицания за игнорирование правил техники безопасности, но сейчас речь о важнейшем условии существования Круга − независимости клубов.

Наши рекомендации