Функции и дисфункции институтов

Функция(от лат. functio — исполнение, осуществление) — назначение или роль, которую выполняет определенный социальный институт или процесс по отношению к целому (например, функция государства, семьи и т.д. в об­ществе). Функцией социального института будем называть ту пользу, кото­рую он приносит обществу, иначе говоря, совокупность решаемых задач, до­стигаемых целей, оказываемых услуг.

Первой и основной функцией социальных институтов является удовлет­ворениеважнейших жизненных потребностейобщества, т.е. того, без чего об­щества не будет как такового. Оно не может существовать, если не будет по­стоянно пополняться новыми поколениями людей, добывать средства про­питания, жить в мире и порядке, приобретать новые знания и передавать их следующим поколениям, заниматься решением духовных вопросов.

Не менее важной является функция социализациилюдей, осуществляемая практически всеми социальными институтами (усвоение культурных норм и освоение социальных ролей). Ее можно назвать универсальной. Список универ­сальных функций, т.е. общих для всех институтов, можно продолжить, включив сюда функцию закрепления и воспроизводства общественных отношений, ре­гулятивную, интегративную, транслирующую и коммуникативную функции38.

36 Oakeshott M. Rationalism in Politics and Other Essays. Indianapolis, 1991. P. 54—55. ■" Putnam R. Making Democracy Work: Civic Traditions in Modern Italy. Princeton, 1993. ФроловС.С. Указ. соч. С. 130-132.

Наряду с универсальными существуют специфические функции, т.е. такие, которые присущи одним институтам и не свойственны другим, например воспроизводство людей, рождение новых поколений (институт семьи), до­бывание средств существования (производство), наведение порядка в обще­стве (государство), открытие и передача новых знаний (наука и образование), отправление духовных ритуалов (религия).

Некоторые институты выполняют функцию стабилизаторов обществен­ного порядка. К ним относятся политико-правовые институты типа государ­ства, правительства, парламента, полиции, судов, армии. Институты церк­ви и религии поддерживают и развивают культуру. Комбинация универсаль­ных и специфических функций дает схему, представленную табл. 8.

В каждом социальном институте можно выделить ряд подфункций, кото­рые он выполняет и которых может не быть у других институтов. К приме­ру, в институте семьи ученые обнаружили функцию сексуального регулиро­вания, репродуктивную функцию, функцию социализации, функцию эмо­ционального удовлетворения, а также статусную, защитную и экономическую функции39.

функции и дисфункции институтов - student2.ru

Рис. 38. В племенах с полигинией по нескольку жен имеет лишь небольшое число мужчин,

как правило, самых богатых

Общество устроено так, что ряд институтов выполняет несколько функций одновременно, и в то же время на выполнении одной функции могут специ­ализироваться сразу несколько институтов. К примеру, функцию воспитания или социализации детей выполняют институты семьи, церкви, образования,

39 Фролов С.С. Указ. соч. С. 141-143.

государства. В то же время институт семьи реализует такие функции, как вос­производство человека, воспитание и социализация, удовлетворение в интим­ной близости и др. Функции, осуществлявшиеся некогда одним институтом, со временем могут передаваться другим или распределяться, частично или полностью, среди других. Скажем, в далеком прошлом институт семьи выпол­нял более пяти-семи функций, однако сегодня некоторые из них переданы другим. Воспитанием наряду с семьей занимается школа, организацией отды­ха — специальный институт рекреации. Даже функцию удовлетворения сек­суальных потребностей с ней разделяет институт проституции. А функцию до­бывания средств существования, чем во времена охотников и собирателей за­нималась исключительно семья, сегодня целиком и полностью взяла на себя индустрия.

Таблица 8 Типы социальных институтов и их функции

Функция Типы институтов
Репродукция (воспроизводство общества в целом и отдельных его членов, а также их рабочей силы) Брачно-семейные, культурные, образовательные
Производство и распределение материальных благ (товаров и услуг) и ресурсов Экономические
Контроль за поведением членов общества (в целях создания условий для конструктивной деятельности и урегулирования возникающих конфликтов) Политические, правовые, культурные
Регулирование использования власти и доступа к ней Политические
Коммуникация между членами общества Культурные, образовательные
Защита членов общества от физической опасности Военные, правовые, коерсивные40, медицинские

Источник: Анурин В.Ф. Основы социологических знаний. Н. Новгород, 1998. С. 127.

На заре своего возникновения государство выполняло узкий круг задач, прежде всего связанных с налаживанием и поддержанием внутренней и внешней безопасности. По мере усложнения общества усложнялось и госу­дарство. Сегодня оно не только защищает границы, борется с преступнос­тью, но также регулирует экономику, занимается социальным обеспечени­ем и помощью малоимущим, собирает налоги и поддерживает здравоохра­нение, науку, образование и т.д. Церковь создавалась ради решения важных мировоззренческих вопросов и установления высших нравственных норма­тивов. Но со временем она стала заниматься также образованием, экономи­ческой деятельностью (монастырское хозяйство), сохранением и передачей знаний, исследовательской работой (монастырские библиотеки, религиоз­ные академии, гимназии, школы, университеты, колледжи), попечитель­ством и филантропией (помощь нуждающимся).

40 Обобщенное название полицейских сил, судебной и пенитенциарной системы (от англ. coercion — принуждение, подавление).

Выполняемые институтами функции изменяются со временем.Часть из них исчезает, часть перемешается к другим институтам, часть уменьшает­ся или увеличивается в объеме. Раньше среди основных задач церкви были образование и социальная помощь нуждающимся. Но современное государ­ство создало разветвленную сеть учреждений, выполняющих ту и другую работу. Однако церковь продолжает заниматься образованием и социаль­ной работой41.

К функциям семьиотносят обеспечение экономической безопасности, образования, религиозного инструктирования и руководства, рекреации, вос­производства и эмоциональной поддержки. В разных культурах функции се­мьи различались. Приведем примеры из примитивных обществ.

Контроль воспроизводства. В одних племенах биологическому отцу не да­валось никакого социального статуса, в других биологическим отцом был

один человек, а социальным — другой. Число разрешенных супругов. Полига­мия означает множество супругов и включает полиандрию (однаженщина и несколько мужчин), полигинию (один функции и дисфункции институтов - student2.ru мужчина и несколько женщин), груп­повой брак (несколько женщин и не­сколько мужчин). Полиандрия встречалась в 31 из 475 изученных племен, полигиния — в 378, моногамия — в 66. Но в племенах с полигинией по не­скольку жен имело лишь небольшое число мужчин в племени, как правило, самых богатых42.

Стабильность брака. Нерушимым брак оказался только в 4% изученных племен, в 48% развод мог происходить по инициативе любого из супругов, в 23% — только по желанию мужа. Ни одного случая развода по инициативе жены не обнаружено.

Выбор супруга и социальная структура. Эндогамия предполагает брак внут­ри своей группы, но не разрешает жениться близким родственникам. Экзо­гамия означает выбор супруга вне своей группы. Брак между близкими род­ственниками запрещен.

Передача статуса и собственности. Линия родства ведется как по мате­ри, так и по отцу. Материальная и патернальная системы существуют также в передаче собственности.

Статус и роль пола. Женщины в большинстве случаев занимают низшие статусы. Это свойственно для 73% земледельческих и 87,5% пастушеских племен43.

Если институт помимо пользы приносит обществу вред, то такое действие называют дисфункцией. Кпримеру, функция (задача) института образова­ния — вести подготовку всесторонне развитых специалистов. Но если он не справляется со своей задачей, если образование поставлено из рук вон пло­хо, то общество не получит ни развитых индивидов, ни высококвалифици­рованных специалистов. Школы и вузы выпустят в жизнь рутинеров, диле­тантов, полузнаек. Функция превратится в дисфункцию, плюс — в минус.

42 ^ernard J., Thompson L.F. Op. cit. P. 126.

43 bolsom J.K. The Family. N.Y., 1934. Chap. 2.

Bernard J., Thompson L.F. Op. cit. P. 135; Folsom J.K. Op. cit. Chap. 2.

Деятельность социального института считается функциональной, если она способствует сохранению стабильности и интеграции общества. Она может рас­цениваться как дисфункциональная, если институт работает не на сохранение общества, а на его разрушение. Нарастание дисфункций в деятельности соци­альных институтов может привести к социальной дезорганизации общества.

К примеру, в конце 1960-х гг. СССР выпускал специалистов с высшим образованием надушу населения больше, чем любая страна в мире. Уровень подготовки и система образования были, возможно, самыми высокими на планете. В сенате США обсуждался вопрос о вызове, брошенном миру со­ветской системой образования. Американцы срочно разработали ряд прак­тических мероприятий по совершен­ствованию системы образования. Но в 1970—1990-е гг. отечественная система образования изменялась слишком мед­ленно. Возник разрыв между теорети­ функции и дисфункции институтов - student2.ru ческой подготовкой и практическими навыками студентов. Производство явно недоиспользовало выпускников; на предприятиях с передовой техно­логией вузовских знаний не хватало, а там, где трудились на устаревшем обо­рудовании, знаний было излишне много.

В конце 1980-х гг. в стране началась перестройка, общество повернуло к ры­ночным отношениям. В связи с этим открылся новый недостаток образования: марксистское обществоведение не могло вооружить молодежь знаниями в об­ласти рыночной экономики, менеджмента, современной социологии, психоло­гии и философии. Пришлось срочно перестраивать учебные планы, перенимать западные технологии обучения. Национальная экономика недополучила сотни тысяч грамотных специалистов, знающих современную науку. Экономический ущерб колоссальный. К нему надо добавить социальный и нравственный ущерб, поскольку те, кто воспитан на старых традициях, занимает ключевые позиции в обществе, следовательно, направляет страну не всегда так, как требуют обсто­ятельства. Урон от неверной внешней и внутренней политики, непродуманных государственных решений вообще не поддается исчислению.

Из этого можно сделать вывод, что нормальное функционирование соци­альных институтов — благо для общества, а неправильное — огромное зло. Школа и вуз ставят перед учащимися многочисленные задачи, включая ус­воение учебного материала, осознание нравственных целей, овладение основ­ными навыками. Но список задач всегда возглавляет умение мыслить. Учитель в школе и преподаватель в вузе обязаны обучить ему молодое поколение. Одна­ко хотя развитие мышления занимает важное место в школьных и вузовских программах, творческому мышлению, по мнению российских и американских специалистов, целенаправленно никто не обучает. Это подтверждается рядом исследований, основанных на наблюдении учебной деятельности в классе. Ав­тор книги «Место, называемое школой» (1983) Дж. Гудлэд пришел к выводу, что учителя редко помогают своим подопечным устанавливать связь между факта­ми и идеями. Он отметил: лишь 1 % объяснений учителя побуждает подростков к таким ответам, в которых содержится рассуждение или собственное мнение. Наблюдение Гудлэда совпадает с данными десятков других исследований.

Результаты тестирования учащихся свидетельствуют о неспособности большинства педагогов научить умению аналитически мыслить. Тестирова-

ние академических способностей, проводившееся в США с 1963 по 1993 г., показало, что за 30 лет индекс способностей упал. Особенно заметно снизи­лись логическое мышление и умение применять знания44.

Если институт работает, как положено, то плюсов у него намного больше, чем минусов. Плюсы, или функции, укрепляют, стабилизируют и развивают общество. Минусы, т.е. дисфункции, его расшатывают. Какую полезную фун­кцию осуществляли, например, концентрационные лагеря фашистов? Их сле­дует считать дисфункциональными, т.е. вредными формами институтов.

функции и дисфункции институтов - student2.ru

Еще в 1980-е гг. в России начали говорить о кризисе института семьи. Кон­кретно он выражается в резком росте разводов, неправильном распределе­нии ролей между мужем и женой, неэф­фективной социализации детей. Это лишь главные черты. А каково значение кризиса семьи? Число дисфункций в нем уравнялось либо превысило число функций. Негативные последствия для общества нетрудно представить.

Крупные общественные потрясения, например войны, революции, экономический и политический кризисы, мо­гут привести к нарушению деятельности, сбоям и дисфункциям одного или нескольких институтов, таких, как правительство, парламент, производство, собственность, школа, религия и т.д. Подобное произошло после Октябрь­ской революции в России 1917г.

Сделаем вывод:у социальных институтов (основных и неосновных) есть не только функции (приносимая ими польза), но и дисфункции (наносимый обществу вред).

Понятие социальной функции, как и культурной, многогранно. Иногда оченьтрудно провести разграничительную линию между функцией и дисфун­кцией. К примеру, функции шамана в традиционном обществе —руководить сельскохозяйственными работами, судить сорящихся, лечить больных, пред­сказывать погоду и т.п. Они доказывают его нужность обществу. Просвещен­ные европейцы, переселившиеся в Австралию, сочли шаманов пережитком, т.е. дисфункцией, и решили заменить их врачами — специалистами с медицин­скими дипломами, чуждыми суеверий и предрассудков. Предполагалось, что они к тому же будут выполнять просветительскую функцию. Окажется ли подобная замена «функционально эквивалентной»? Вряд ли. Во-первых, ев­ропейский врач выполняет меньше функций, чем австралийский шаман. Во-вторых, аборигены верят, что болезнь вызывается нечистой силой и для лече­ния надо вступить с ней в контакт и победить ее, чем и занимается шаман. Если просвещенный врач не может делать того же, то лечиться к нему никто не пойдет. Стало быть, замена окажется неэквивалентной. Для врача места и роли в традиционном обществе нет. Об этом европейской администрации, осуще­ствляющей руководство местным населением, должен сообщить, конечно, этнограф. Правда, есть примеры, опровергающие этот подход. В частности, А. Швейцер, обученный современным медицинским знаниям, сумел завоевать доверие аборигенов в глухих дебрях Африки.

лплиас А. Как научить ребенка мыслить// Перспективы гуманитарного образования в средней шко­ле. 1992. С. 47-63.

ЯВНЫЕ И ЛАТЕНТНЫЕ ФУНКЦИИ

Функции и дисфункции бывают явные,если они официально заявлены, все­ми осознаются и очевидны, и латентные,если они скрыты от глаз, не заявляют­ся. Явные функции институтов ожидаемы и необходимы, формируются и де­кларируются в законах и закреплены в системе статусов и ролей. Латентные фун­кции являются непредумышленным результатом деятельности институтов или лиц, представляющих их. Демократическое государство, установившееся в Рос­сии в начале 1990-х гг., через парламент, правительство и президента стреми­лось улучшить жизнь народа, создать в обществе цивилизованные отношения и внушить гражданам уважение к закону. Таковы были явные, заявленные во всеуслышание цели и задачи. На самом же деле в стране выросла преступность, упал уровень жизни. Таковы побочные результаты усилий институтов власти. Явные функции свидетельствуют о том, чего хотели добиться люди в рамках того или иного института, а латентные — о том, что из этого получилось.

Концепцию явных и латентных функций разработал в середине XX в. вы­дающийся американский социолог Роберт Мертон(1910—2003)45. Первые — осознаваемые и произвольные функции социальных процессов, вторые — неосознаваемые и непреднамеренные. Явными называют такие функции (или дисфункции), последствия деятельности которых носят намеренный ха­рактер и осознаются людьми. Латентными принято называть функции (дис­функции), последствия деятельности которых не осознаются участниками и носят ненамеренный характер. Явные функции института заявлены, офици­ально признаны и контролируются обществом. Латентные функции — это «не свои» функции, которые выполняются институтом скрытно или непредна­меренно (когда, например, система образования выполняет не свойственные ей функции политической социализации).

Так, явной функцией запрещающего азартные игры закона может быть их прекращение, а латентной — создание подпольного игорного бизнеса. Хри­стианские миссионеры, представители института религии, в Латинской Аме­рике и в Африке явно стремились обратить жителей в новую веру, а латент­но способствовали разрушению местных племенных культур и, таким обра­зом, дали толчок процессам социальной трансформации.

Контроль КПСС над всеми сферами жизни советского общества явно был призван поддерживать революционный дух советских людей, латентно же породил класс новых партийных бюрократов, несомненно, буржуазных по своим взглядам и устремлениям и все менее склонных к самоотречению и преданности идеалам, что было свойственно большевикам.

Явная функция многих добровольных организаций в Америке заключа­ется в объединении людей и служении на благо общества, латентная — в при­своении статусных признаков тем, кому разрешается принадлежать к подоб­ным организациям46.

К явным функциям школы как института среднего образования относятся обучение грамотности, которая удостоверяется аттестатом зрелости, подго-

45 Мертон Р. Явные и латентные функции. Американская социологическая мысль: Тексты. М., 1994.С. 379-447.

46 Бергер П.Л. Приглашение в социологию: Гуманистическая перспектива / Пер. с англ.; Под ред.Г.С. Батыгина. М„ 1996. С. 44.

товка к поступлению в вуз, обучение профессиональным ролям, усвоение ба­зисных ценностей общества. Но у школы есть также скрытые функции: при­обретение определенного социального статуса, который позволит поднять­ся на ступеньку выше неграмотного, завязывание прочных дружеских свя­зей, поддержка выпускников в момент их вступления на рынок труда. Явными, т.е. достаточно самоочевидными, функциями института высшего образования можно считать подготовку молодежи к различным специальным ролям и усвоение господствующих в обществе ценностных стандартов, мо­рали и идеологии, а неявными — закрепление социального неравенства, име­ющего место при получении высшего образования.

Таким образом, латентные функции выступают как побочный эффект де­ятельности социального института. Они могут быть и позитивными, и нега­тивными. Негативные называются также дисфункциями (о них шла речь выше). В качестве положительного примера использования латентных фун­кций часто называют деятельность Генри Форда — крупного бизнесмена и основателя знаменитой автомобильной компании. Он искренне ненавидел профсоюзы, большие города, крупные кредиты и покупки в рассрочку, но по мере своего продвижения в обществе он более чем кто-либо другой сти­мулировал их развитие, понимая, что латентные, скрытые, побочные функ­ции этих институтов работают на него, на его бизнес.

Функции и дисфункции относительны, а не абсолютны. Каждая из них имеет два вида — явный и латентный. Функция может быть явной для од­них членов общества и латентной для других. То же и с дисфункцией. К при­меру, одним важно приобрести в университете фундаментальные знания, а другим завязать полезные знакомства. Пересечение функций, дисфункций, явных и латентных можно изобразить в виде логического квадрата (рис. 39).

функции и дисфункции институтов - student2.ru

Рис. 39. Логический квадрат функций социальных институтов

Сделаем вывод:социальные институты имеют явные и латентные (скры­тые) функции. Латентные функции тем отличаются от дисфункций, что они

не наносят вреда. Они показывают, что любой институт может принести го­раздо большую пользу (и прежде всего для себя лично), нежели об этом офи­циально заявляется.

Когда расхождение явных и латентных функций велико, возникает двой­ной стандарт социальных отношений, что угрожает стабильности общества. Еще более опасна ситуация, когда наряду с официальной институциональ­ной системой формируются «теневые» институты, которые берут на себя фун­кцию регулирования важнейших общественных отношений (например, кри­минальные структуры в современной России).

Наши рекомендации