Организация работы с молодежью

Профиль подготовки

Бакалавр

Разработчик (составитель)

к.филос.н., доцент Асылгужин Х.Б. января 2012 г.

подпись

Уфа 2012

Содержание

1. Нормативные документы по направлению подготовки «Организация работы с молодежью»

2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы

3. Цели освоения дисциплины

4. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

5. Структура и содержание учебной дисциплины «Основы исследовательской культуры»

6. Рабочая программа учебной дисциплины

7. Образовательные технологии

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины

10. Методические рекомендации (материалы) для преподавателя

11. Методические указания для студентов

12. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

13. Контрольно-оценочные материалы

14. Рейтинг–планы дисциплины по семестрам

1. Нормативные документы по направлению подготовки «Организация работы с молодежью»

Нормативную правовую базу подготовки бакалавра составляют:

1. Федеральные законы Российской Федерации: «Об образовании» (от 10 июля 1992 г. №3266-1) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (от 22 августа 1996 г. №125-ФЗ);

2. Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. №71 (далее – Типовое положение о вузе);

3. Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению подготовки «Организация работы с молодежью» высшего профессионального образования (бакалавриат), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 марта 2010 г., № 230;

4. Нормативно-методические документы Министерство образования и науки России;

5. Устав вуза - Башкирского государственного университета

2. Место учебной дисциплины структуре основной образовательной программы

Данная учебная дисциплина входит в раздел «Б3.В9 Профессиональный цикл» ФГОС ВПО по направлению подготовки 040700 «Организация работы с молодёжью» (квалификация (степень) «Бакалавр»), утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от декабря 2010 г., и является вариативной дисциплиной.

Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в результате освоения дисциплин ООП подготовки специалиста по организации работы с молодежью: «Информатика", «Общая теория статистики», «Математическая статистика и теория вероятностей", "Методы прикладной статистики в социологических исследованиях молодежи", "Теория измерений и современные информационные технологии в социальных науках", "Управление проектами"; «Методология и методика исследования молодежных проблем», «Методы комплексного исследования и оценки положения молодежи в обществе», «Методы системных педагогических исследований», «Теория и методология социокультурного анализа».

3. Цели освоения учебной дисциплины

Основными целями изучения дисциплины «Основы исследовательской культуры» являются:

- приобщение студентов к исследовательской деятельности; усвоение ими знаний и умений рационального поиска, отбора, учета, анализа, обработки и использования информации разными методами и способами в самых различных источниках.

- формирование информационной грамотности студентов; выработка поисковых навыков (алгоритмов работы) в электронных и карточных каталогах; в универсальных и отраслевых энциклопедиях, словарях, справочниках; в библиографических указателях и базах данных; в реферативных журналах и сборниках; в справочно-правовых системах и электронных ресурсах локального и удаленного доступа;

- создание у студентов положительной учебной, творческой мотивации;

- формирование умений и навыков планирования, проектирования, организации интеллектуального труда по углубленному освоению программ направления подготовки «Организация работы с молодежью»;

- формирование культуры исследовательского труда.

Программа данного курса ставит перед собой основную задачу:

- сформировать основы исследовательской культуры студентов, как отражение его творческих и проектных способностей, реализации природного и социального потенциалов, формирование ключевых компетенций;

- формирование целостного представления об исследовательской деятельности;

- систематизировать представление обучающихся об исследовательской деятельности через овладение основными понятиями;

- развивать умение формулировать цель, задачи, гипотезу, объект и предмет исследования;

- совершенствовать умения поиска информации по разным источникам информации;

- развивать умение представлять информацию в разных видах и оформлять результаты исследования;

- формировать культуру публичного выступления.

Данный курс позволит выявить у студентов задатки и склонности; научить студентов составлять планы, тезисы, конспекты, анализировать источники, писать рефераты, аннотации, отзывы, рецензии, использовать компьютерные, проектные технологии.

4. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Учебная дисциплина «Основы исследовательской культуры» способствует формированию соответствующих компетенций, предусмотренных ФГОС ВПО по направлению подготовки 040700 «Организация работы с молодежью» (квалификация (степень) «Бакалавр»).

В результате освоения дисциплины «Основы исследовательской культуры» бакалавр должен:

- Знать:- современные требования к научно-исследовательской деятельности студентов, её актуальность;

- принципы научной деятельности; основные виды научной деятельности студентов;

- структуру научной деятельности; методы, способы прогностики результатов;

- актуальность информационных технологий в научно-исследовательской деятельности студентов;

- формы поиска, накопления и обработки информации, классификацию источников;

- принципы и виды, способы организации проектной деятельности;

- требования к оформлению и защите научных проектов.

- Уметь:- осуществлять выбор темы научной деятельности, видеть и выявлять проблемы и противоречия в научном исследовании, доказывать актуальность темы, представить практическую значимость собственного научного исследования;

- аргументировать, доказывать собственную научную позицию;

- анализировать, синтезировать научную информацию;

- формулировать проблему научного исследования, гипотезу;

- осуществлять оптимальный отбор, классификацию научных методов исследования;

- проводить анкетирование, наблюдения, эксперимент, лабораторные исследования, работать в архиве, использовать библиотечные электронные каталоги;

- осуществлять исследовательскую деятельность индивидуально или в команде;

- осуществлять творческий подход при проектировании исследования;
- нестандартно презентовать результаты исследования.

- Владеть: - исследовательской культурой, умениями оперировать элементами методологии научного исследования и навыками решения научно-исследовательских задач;

- культурой самостоятельного и грамотного сбора и поиска социальной информации в различных источниках;

- культурой чтения изучаемых научных текстов, гипертекстов, навыками их аналитико-синтетической переработки: составления библиографических описаний, аннотаций, рефератов, обзоров научной литературы и рецензирования научной статьи;

- культурой мышления и навыками анализа, осмысления, систематизации, интерпретации, обобщения изученных фактов;

- культурой владения компьютерными технологиями, составления электронных презентаций, проектов теоретического и прикладного характера;

- культурой оформления учебно-исследовательских и научно-исследовательских работ на основе соблюдения общих требований стандартов организаций, государственных стандартов и норм авторского права и защищать результаты своей научно-исследовательской деятельности.

В целом учебная дисциплина «Основы исследовательской культуры» способствует формированию соответствующих компетенций, предусмотренных ФГОС ВПО по направлению подготовки 040700 Организация работы с молодежью (квалификация (степень) «Бакалавр»).

5. Структура и содержание учебной дисциплины «Основы исследовательской культуры»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 единицы, 72 часа.

№ п/п Раздел дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
ЛК ПЗ КСР СРС
1.     Тема 1. Теоретико- концептуальные основы развития исследовательской культуры     1-18         Текущий контроль: 1.терминологический диктант 2.проверка конспектов нормативных документов
2.   Тема 2. Методология проблемы развития научно-исследова- тельской культуры                 Текущий контроль: 1. экспресс-опрос 2. контрольная работа
3. Тема 3.Методические основы развития научно-исследоват-ской культуры   Текущий контроль: 1. опрос 2. контрольная работа
4.     Тема 4. Экспериментальное изучение процесса развития исследовательской культуры                       Текущий контроль: 1.опрос 2.контрольная работа 3.контроль сам. рабо- ты (проверка решения задач, конспектов лит-ры) Рубежный контроль - тестирование
5.   Тема 5.Формирование исследовательской культуры на основе информационных технологии               Текущий контроль: 1.беглый опрос 2.контрольная работа 3.промежуточная аттестация – зачет
6.   Тема 6. Общая методология научного творчества     Текущий контроль: 1.мини-тест 2.контрольная работа 3.рубежный контроль - тестирование
7. Тема 7. Этапы работы в рамках научного исследования     Текущий контроль: 1.мини-тест 2.контрольная работа 3.рубежный контроль - тестирование
8. Тема 8. Оформление исследовательской работыи ее презентация     Текущий контроль: 1.беглый опрос 2.контрольная работа 3.промежуточная аттестация – зачет
                         

Образовательные технологии

Основные формы обучения: лекции, практические и семинарские занятия (практикумы), собеседование, консультация, дискуссия, практическое упражнение под руководством педагога по закреплению определенных навыков, самостоятельное исследование, самостоятельная работа с литературой, познавательные тесты, защита работы исследования.

Запланировано использование активных и интерактивных форм проведения занятий (видео-аудиоматериалы, деловая игра (тренинг), эвристическая беседа, «мозговой штурм», творческое задание, дебаты, брейн-ринг, работа в справочно-социально-экономической системах, поисково-компьютерные тренинги по электронным базам данных локального и удаленного доступа и отраслевым ресурсам Интернет, учебно-методические комплексы на Web-сайте библиотеки и образовательном портале БашГУ, тематические презентации, тестирования и др.) в сочетании с внеаудиторной работой. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет 20% (8 часов) аудиторных занятий.

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

«Основы исследовательской культуры»

Рекомендуемая литература

А. Основная литература:

1. Арнольдов, А.И. Человек и мир культуры. Введение в культурологию Текст. / А.И. Арнольдов. - М.,

1992. - 218 с.

2. Библер, B.C. От наукоучения к логике культуры Текст. / B.C. Библер. -М.: Владос, 1991.-317 с.

3. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей.-М.: Академия,2002.- 320 с.

4. Быстрицкий, Е. К. Личность в мире культуры: философско-онтологический подход Текст. / Е. К.

Быстрицкий.- М., 1990. - 70 с.

5. Выжлецов, Г. П. Аксиология культуры. Текст. / Г. П. Выжлецов. - СПб: Изд-во СПб университета,

1996. 152 с.

6. Гендина Н.И., Колкова Н.И., Стародубова Г.А. Информационная культура личности: диагностика,

технология формирования: учебно-методическое пособие. Ч. 1, 2. - Кемерово: Кемеровская гос.

академия культуры и искусств, 1999.

7. Гордеева Н.А. Воображение - инвариант творческого саморазвития научно-исследовательской

деятельности //Инновации в образовании. - 2006 .- №4. - С.115-122.

8. Громыко, Ю.В. Деятельностный подход: новые линии исследований / Ю.В. Громыко // Вопросы

философии. - 2001. - №2. - C.116-123.

9. Давыдова Н.А. Технология проектирования как один из видов исследовательской деятельности //

Педагогический вестник ЕАО. - 2003.- №4. - С.56-

10. Засадыч М.Г. Вовлечение в творчество - путь к формированию активной, творчески мыслящей

личности // Педагогический вестник ЕАО. - 2006.- №1-2. - С.56-58.

11. Информационная культура: Кодирование информации. Информационные модели: Учебник для 10-

11 классов общеобразовательных заведений / Кушниренко А.Г. и др. - М: Дрофа, 1996. - 136 с.

12. Кравец А.С. Инновационные процессы в научном творчестве // Становление человека в творчестве.

- М., 1994. С. 105 115.

13. Леденев В.В. Основы научных исследований. - Тамбов, 1994. 290 с.

14. Леонтович, А.В. В чем отличие исследовательской деятельности от других видов

творческой деятельности? / А.В. Леонтович// Завуч. – 2001. - №1. – С 105-107.

15. Мацумото Д. Психология и культура: современные исследования.- СПб; М., 2000.

16. Основы научных исследований: учебник для техн. вузов / В.И. Крутов, И.М. Грушко, В.В. Попов [и

др.]. - М.: Высш. шк., 1989. - 400 с.

17. Поддъяков, А. Н. Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь, противодействие,

конфликт / А.Н. Поддъяков. - М.: Просвещение, 2000. – С.45.

18. Слабунова Э.Э. Методология научного познания // Молодежная инновационная политика.

Петрозаводск, 1993. С. 64-65.

19. Скляров И.Ф. Методология системных исследований. - М., 1995. - 67 с.

20. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы: Учеб. пособие. –

Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1995.

Б. Дополнительная литература

1. Аванесов В.С. Тесты в социологическом исследовании. – М., 1982.

2. Антопольский А. Б. Информационные ресурсы России: науч. - метод. пособие. – М .:

Либерия, 2004. – 423 с. – (Библиотекарь и время. ХХ1 век).

3. Барис В.В., Садыхбеков Д.Р. и др. Начинающему социологу (как правильно составить

программу исследования). – М., 1991.

4. Гендина Н.И. Информационная культура личности. Диагностика, технология

формирования : учеб. пособие для вузов культуры и искусств: в 2 ч. – Кемерово, 1999 –

Ч. 1. -141 с.; Ч. 2. – 146 с.

5. Гецов Г.Г. Рациональные приемы с книгой. - М: Книга, 1975. - 109 с.

6. Гуров Ю.С. Методология и методика социологических исследований. – Чебоксары,

1995.

7. Жабко Е.Д. Справочно–библиографическое обслуживание в электронной среде. Теория

и практика : монография. – Спб.: Изд – во РНБ, 2006. – Гл. 4. Обучение пользователей в

справочно-библиографическом обслуживании. – С. 281 – 315

8. Социология: Словарь-справочник. Т.5. Социологическое исследование: методы, методика, математика и статистика / Отв. ред. Т.В. Осипов. – М.: Наука, 1991.

9. Тернер Р. Сравнительный контент-анализ биографий // Вопросы социологии. – 1992. – № 1.

10. Умберто Эко. Как написать дипломную работу. Гуманитарные науки: учеб.-метод.

пособие; пер с ит. Е. Костюкович. – 2-е изд. – М.: Университет, 2003.- 240 с.

11. Шлыкова О.Е. Культура мультимедиа: учеб. пособие для студентов вузов. – М.: ФАИРПРЕСС, 2004. - 414 с с.

Электронные ресурсы, рекомендуемые для подготовки к занятиям

Наши рекомендации