По курсу «Основы исследовательской культуры»

1. Российский образовательный портал www.distance.ru .

2. Сайт www.escocman.edu.ru Образовательный портал – экономика, социология, менеджмент.

3. Сайт www.isn.ru/sociology Российская сеть информационного общества.

4. Сайт www.ecsoc.ru Центр экономической социологии.

5. Сайт консалтинговой группы «Русинфомар» www.rusinfomar.ru

6. Круглый стол маркетологов www.gfk.ru/texts/index.html

7. Федеральная служба статистики России [Электронный ресурс] / www.infostat.ru.

Интернет-ресурсы по проблемам проектной и исследовательской деятельности

http://schools.keldysh.ru/labmro - Методический сайт лаборатории методики и информационной поддержки развития образования МИОО

www.konkurs.dnttm.ru - обзор исследовательских и научно-практических юношеских конференций, семинаров конкурсов и пр.

www.subscribe.dnttm.ru - рассылка новостей и информации

Электронные библиотеки

1. Автоматизированная библиотечно-информационная система

«VTLS» (Visionary Technology in Librari Solutions). Версия «VIRTUA». Модуль «OPAC».

2. Электронные каталоги научных библиотек:

- Научной библиотеки Башкирского государственного университета (НБ БашГУ)

- Российской национальной библиотеки (РНБ)

- Российской государственной библиотеки (РГБ)

- Президентской библиотеки им. Б.Н. Ельцина

- Государственной публичной научно-технической библиотеки России (ГПНТБ)

- Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского

отделения Российской академии наук (ГПНТБ СО РАН)

- Национальной библиотеки РБ и других библиотек.

3. Российские сетевые ресурсы:

- Электронная библиотека БашГУ

- Электронная библиотека диссертаций РГБ

- Научная электронная библиотека « e LIBRARY. RU»

4. Библиографическая база данных Института научной информации по общественным наукам (ИНИОН)

5. Электронные реферативные журналы Всероссийского института научной и Тех-нической информации (ВИНИТИ)

6. Электронные летописи Российской книжной палаты (РКП) и др.

7. Зарубежные сетевые ресурсы:

- Springer Link, JSTOR, EBSCO, Science Direct, Oxford Journals, Physical Review

и другие лицензионные базы данных.

8. Интернет-ресурсы по профилю БашГУ по различным отраслям знаний: астрономия, биология, геология, журналистика, информатика, история, культурология, литературоведение, математика, наука, образование, политика, правоведение, психология социология, физика, философия, химия, экономика, языкознание и др.

9. Справочно-правовые системы: - Консультант Плюс, Гарант, Кодекс.

10. Википедия – свободная энциклопедия Интернета и другие справочные издания online-доступа.

11. Тематические порталы и сайты различных учреждений и организаций…

Социальные журналы

1. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены (Информационный бюллетень) http://www.wciom.ru/
Информационный бюллетень Всероссийского центра изучения общественного мнения. Содержит архив номеров и отдельные электронные версии статей по социально-экономическим вопросам.

2 Мир России: социология, этнология, культорология http://www.hse.ru/journals/main.htm
Журнал издается Государственным университетом - Высшей школой экономики.

.3. Регион: Экономика и социология http://www-psb.ad-sbras.nsc.ru/regw.htm
Выходные данные. Аннотация опубликованных материалов

4. "Экономическая социология" под ред. В. В. Радаева http://www.ecsoc.msses.ru/ Полнотекстовый электронный журнал.

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Компьютерный класс на 25 автоматизированных рабочих мест, оргтехника, учебный зал, мультимедийное оборудование (проекторы), доступ к сети Интернет и справочным системам во время практических занятий и самостоятельной подготовки, доступ к электронно-библиотечной системе, учебный фонд и др.

10. Методические рекомендации (материалы) для преподавателя

1. Изучив глубоко содержание учебной дисциплины, целесообразно разработать матрицу наиболее предпочтительных методов обучения и форм самостоятельной работы студентов, адекватных видам лекционных и семинарских занятий.

2. Необходимо предусмотреть развитие форм самостоятельной работы, выводя студентов к завершению изучения учебной дисциплины на её

высший уровень.

3. Пакет заданий для самостоятельной работы следует выдавать в начале семестра, определив предельные сроки их выполнения и сдачи. Задания для самостоятельной работы желательно составлять из обязательной и факультативной частей.

1. Организуя самостоятельную работу, необходимо постоянно обучать студентов методам такой работы.

2. Вузовская лекция - главное звено дидактического цикла обучения. Её цель - формирование у студентов ориентировочной основы для последующего усвоения материала методом самостоятельной работы. Содержание лекции должно отвечать следующим дидактическим требованиям:

-изложение материала простого к сложному, от известного к неизвестному;

- логичность, четкость и ясность в изложении материала;

-возможность проблемного изложения, дискуссии, диалога с целью

активизации деятельности студентов;

-опора смысловой части лекции на подлинные факты, события, явления, статистические данные;

-тесная связь теоретических положений и выводов с практикой и будущей профессиональной деятельностью студентов.

Преподаватель, читающий лекционные курсы в вузе, должен знать существующие в педагогической: - науке и используемые на практике варианты лекций, их дидактические и воспитывающие возможности, а также их методическое место в структуре процесса обучения.

6. Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара - наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала:

-формулировка темы, соответствующей программе и госстандарту;

-определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия;

- выбор методов, приемов и средств для проведения семинара;

- подбор литературы для преподавателя и студентов;

-при необходимости проведение консультаций для студентов;

б) подготовка обучаемых и преподавателя:

-составление плана семинара из 3-4 вопросов;

-предоставление студентам 4-5 дней для подготовки к семинару; -предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, законы и постановления, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и бюллетени, статистические данные и др.);

-создание набора наглядных пособий.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов:

-полнота и конкретность ответа;

- последовательность и логика изложения;

- -связь теоретических положений с практикой;

- обоснованность и доказательность излагаемых положений;

- -наличие качественных и количественных показателей;

- -наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.;

-уровень культуры речи;

-использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты:

- качество подготовки;

- -степень усвоения знаний;

- -активность;

- положительные стороны в работе студентов;

- -ценные и конструктивные предложения;

- недостатки в работе студентов;

- --задачи и пути устранения недостатков.

После проведения первого семинарского курса, начинающему преподавателю целесообразно осуществить общий анализ проделанной работы, извлекая при этом полезные уроки.

7. При изложении материала важно помнить, что почти половина информации на лекции передается через интонацию. Учитывать тот факт, что первый кризис внимания студентов наступает на 15-20-й минутах, второй - на 30-35-й минутах. В профессиональном общении исходить из того, что восприятие лекций студентами младших и старших курсов существенно отличается по готовности и умению.

8. При проведении аттестации студентов важно всегда помнить, что систематичность, объективность, аргументированность - главные принципы, на которых основаны контроль и оценка знаний студентов. Проверка, контроль и оценка знаний студента, требуют учета его индивидуального стиля в осуществлении учебной деятельности. Знание критериев оценки знаний обязательно для преподавателя и студента.

11. Методические указания для студентов

Знание любой дисциплины невозможно без владения ее «языком» – понятийным аппаратом.

В ходе лекций и семинаров записывайте упоминаемые термины (понятия) и перед следующим занятием проверяйте себя – можете ли Вы объяснить содержание каждого из них.

При подготовке к зачету потренируйтесь в составлении логических схем связи категорий. Если Вы не знаете смысла какой-либо категории, ни в коем случае не используйте ее в схеме или ответе. В случае, когда Вам представляется, что без данной категории ответ будет неполон, спросите до начала ответа, правильно ли вы поняли его содержание

Самостоятельная работа студентов состоит в поиске и изучении публикаций и данных из разных источников (включая Интернет) для докладов на семинарах и написания эссе, выполнении заданий по разработке методики и схемы проведения учебно-практического обследования, написании эссе и подготовке зачетной схемы взаимосвязи изученных категорий социологии.

Усвоение методов, методологии исследовательской деятельности и т.д. призвано сформировать у обучаемых рациональные предпосылки толерантности к инакомыслию, наличию несовпадающих идеологий, норм поведения, реакций

Учебные задачи дисциплины. Основными целями изучения дисциплины «Основы исследовательской культуры» являются:

- приобщение студентов к исследовательской деятельности; усвоение ими знаний и умений рационального поиска, отбора, учета, анализа, обработки и использования информации разными методами и способами в самых различных источниках.

- формирование информационной грамотности студентов; выработка поисковых навыков (алгоритмов работы) в электронных и карточных каталогах; в универсальных и отраслевых энциклопедиях, словарях, справочниках; в библиографических указателях и базах данных; в реферативных журналах и сборниках; в справочно-правовых системах и электронных ресурсах локального и удаленного доступа;

- создание у студентов положительной учебной, творческой мотивации;

- формирование умений и навыков планирования, проектирования, организации интеллектуального труда по углубленному освоению программ направления подготовки «Организация работы с молодежью»;

- формирование культуры исследовательского труда.

Программа данного курса ставит перед собой основную задачу:

- сформировать основы исследовательской культуры студентов, как отражение его творческих и проектных способностей, реализации природного и социального потенциалов, формирование ключевых компетенций;

- формирование целостного представления об исследовательской деятельности;

- систематизировать представление студентов об исследовательской деятельности через овладение основными понятиями;

- развивать умение формулировать цель, задачи, гипотезу, объект и предмет исследования;

- совершенствовать умения поиска информации по разным источникам информации;

- развивать умение представлять информацию в разных видах и оформлять результаты исследования;

- формировать культуру публичного выступления.

Данный курс позволит выявить у студентов задатки и склонности; научить студентов составлять планы, тезисы, конспекты, анализировать источники, писать рефераты, аннотации, отзывы, рецензии, использовать компьютерные, проектные технологии.

В результате освоения дисциплины «Основы исследовательской культуры» бакалавр должен:

- Знать:- современные требования к научно-исследовательской деятельности студентов, её актуальность; - принципы научной деятельности; основные виды научной деятельности студентов; - структуру научной деятельности; методы, способы прогностики результатов; - актуальность информационных технологий в научно-исследовательской деятельности студентов; - формы поиска, накопления и обработки информации, классификацию источников; - принципы и виды, способы организации проектной деятельности; - требования к оформлению и защите научных проектов.

- Уметь:- осуществлять выбор темы научной деятельности, видеть и выявлять проблемы и противоречия в научном исследовании, доказывать актуальность темы, представить практическую значимость собственного научного исследования; - аргументировать, доказывать собственную научную позицию; - анализировать, синтезировать научную информацию; - формулировать проблему научного исследования, гипотезу; - осуществлять оптимальный отбор, классификацию научных методов исследования; - проводить анкетирование, наблюдения, эксперимент, лабораторные исследования, работать в архиве, использовать библиотечные электронные каталоги; - осуществлять исследовательскую деятельность индивидуально или в команде; - осуществлять творческий подход при проектировании исследования; - нестандартно презентовать результаты исследования.

- Владеть: - исследовательской культурой, умениями оперировать элементами методологии научного исследования и навыками решения научно-исследовательских задач; - культурой самостоятельного и грамотного сбора и поиска социальной информации в различных источниках; - культурой чтения изучаемых научных текстов, гипертекстов, навыками их аналитико-синтетической переработки: составления библиографических описаний, аннотаций, рефератов, обзоров научной литературы и рецензирования научной статьи; - культурой мышления и навыками анализа, осмысления, систематизации, интерпретации, обобщения изученных фактов; - культурой владения компьютерными технологиями, составления электронных презентаций, проектов теоретического и прикладного характера; - культурой оформления учебно-исследовательских и научно-исследовательских работ на основе соблюдения общих требований стандартов организаций, государственных стандартов и норм авторского права и защищать результаты своей научно-исследовательской деятельности.

12. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

а. Основные виды самостоятельной работы:

 изучение нормативного материала, материалов практики, основной и дополнительной литературы в целях самоподготовки

 изучение отдельных тем теоретического материала по учебно-методическому комплексу «Основы исследовательской культуры» (БашГУ,2012) http://bsu.ru

 изучение примеров оформления ссылок и образцов библиографического описания научных документов по методическим рекомендациям «Оформление курсовых, дипломных и диссертационных работ» (БашГУ, 2011) http://www.bsu.ru

 поиск информации в электронном и карточном каталогах библиотеки (www.bashlib.ru) (по заданиям преподавателя).

 выполнение творческих зачетных заданий: составление программы социсследования по выбранной теме и проведение соцопроса с участием сокурсников

 сбор материала и его анализ при подготовке к конференции, посвященной проблемам современной молодежи, в том студенческой

 составление терминологического словаря (по заданию преподавателя).

 заучивание необходимой терминологии, выработка навыков ее применения при

интерпретации фактов и реалий межкультурной коммуникации.

 работа со справочной литературой: словарями, энциклопедиями, Интернет-ресурсами, материалами периодической печати и т. д.

 разработка моделей инструментария, таблиц сравнительной характеристики, диагностических программ и т.д.

 творческое конспектирование первоисточников (по заданию преподавателя).

 изучение лекционного материала, подготовка к занятиям, проводимым в интерактивной форме.

 анализ актуальных социальных проблем современной молодежи на основе изучения публикаций в социологической и экономической научных журналах и составление аннотаций, рецензий, эссе, рефератов.

Самостоятельная работа студентов предполагает выполнение рекомендованных видов работ в целях раскрытия содержания вопросов каждой из нижеприведенных тем.

Содержание

Наши рекомендации