Курс «Массовая культура» является курсом по выбору для специальностей «Социология», «Реклама», «Прикладная информатика в социокультурной сфере», «Организация работы с молодежью».

Кафедра общей социологии

Калуцкий А.А.

Учебно-методический комплекс по дисциплине

Массовая культура

для специальностей 040201.65 – социология; 080801.65 "Прикладная информатика в социально-культурной сфере"; 032401.65 – реклама; 040104.65 - организация работы с молодежью;

бакалавриат, направление 040200.62 – социология; бакалавриат, направление 040300.62 - "Конфликтология"

(для дневной и заочной формы обучения)

Рассмотрено и утверждено

На заседании кафедры от «____»__________2012 г.

Барнаул

Введение

Настоящая программа предназначена для студентов дневного и заочного отделений факультета социологии. Тематика совокупностью проблем уточняет и развивает курсы «Социология культуры», «Социология духовной жизни» и др.

Содержательно программа представляет возможность осмысления тех процессов, которые произошли за последние десятилетия в области культуры, прежде всего массовой. Эти процессы охватили большинство населения России. Авторский интерес к массовой культуре диктуется тем, что она, удовлетворяя витальные потребности людей в снятии напряжения, в восстановлении жизненных сил, энергии, потребностей в отдыхе, в достижении жизненного успеха, затрагивает интересы всех слоев населения, а, следовательно, составляет предмет исследования социологии.

Теоретико-методологической основой программы курса является социологическая концепция витализма, которая акцентирует внимание на исследовании жизненных сил человека, индивидуальной и социальной субъектности, представляет возможности для анализа социокультурной ситуации в России.

В данную программу включены региональные аспекты массовой культуры, т.к. культура российской провинции заметно отличается от ее развития в столице и крупных городах. Здесь сокращаются возможности развития элитарной культуры и массовая культура становится господствующей и единственной. Еще меньше альтернатив у массовой культуры в деревне, где основным источником и каналом массовой культуры является образование и средства массовой информации.

Курс занимает особое место в подготовке профессиональных кадров для учреждений социальной и культурной сферы, т.к. ориентирует студентов не только на теоретико-методологическое усвоение знаний, но и формирует умения их эффективного применения для анализа тех культурных сдвигов, которые произошли за последние полтора-два года в России.

Курс может быть полезен при рассмотрении социальных и политических проблем, т.к. дает знания о манипулятивном воздействии массовой культуры на сознание людей, о возможностях блокирования низкопробной продукции массовой культуры. Имея информацию об особенностях ее воздействия на различные социально-демографические группы, можно формировать у молодых людей иммунитет к вредным, опасным влияниям массовой культуры, ее отдельных видов и образцов.

Таким образом, специалисты, обладая достаточно высокой компетентностью в области реальных культурных процессов могут быть более эффективными в своей практической и прогностической деятельности.

Организационно-методический раздел

Требования к уровню освоения содержания курса.

Студент должен иметь представление о социологических подходах к массовой культуре как социальному феномену, о закономерностях и тенденциях развития и формах ее регуляции.

- знать основные элементы массовой культуры и механизм их воздействия на общество и отдельные социальные группы.

- углублять свои знания и сформировать свою позицию в отношении перспектив культурного развития России.

- уметь провести самостоятельный анализ особенностей культурного процесса в России, овладеть методикой проведения социологического исследования, навыками обработки эмпирической информации.

- уметь правильно ориентироваться в государственной социальной политике, проводить анализ явлений и противоречий культурного развития общества.

- знать правовые документы, регламентирующие развитие массовой культуры.

- подготовить доклад или реферат по одной из избранных тем

Критерии оценки

Основанием для получения отличной оценки является: глубокие знания при ответе на поставленный вопрос, последовательное изложение материала с использованием знаний лекционного курса, монографической литературы, ответы на все дополнительные вопросы, иллюстрация теоретических положений собственными примерами, сформулированные и обоснованные выводы.

Для получения хорошей оценки студент должен показать прочные знания программного курса, обязательного минимума учебной и монографической литературы, умение связывать теоретические положения с анализом реальной ситуации. (Основанием для снижения оценки могут быть неточности и непоследовательность в изложении материала, недостаточно обоснованные выводы).

Удовлетворительная оценка выставляется за изложение минимума лекционного материала и учебника при недостаточном умении студента раскрыть тему самостоятельно, и неумении связать данную тему со смежными темами курса, за неаргументированные выводы.

Для получения отметки «зачтено» студент должен показать знание и понимание предложенных в билете проблем, умение иллюстрировать теоретический материал собственными примерами, аргументированно доказывать свою точку зрения.

Курс рассчитан на один семестр, по окончании студенты очной формы обучения сдают зачет, студенты заочной формы обучения – экзамен.

Распределение часов курса по темам и видам работ для студентов дневного отделения, специальность 040201.65 – социология

Наименование тем Кол-во часов Всего часов
Лекции Семинары Самост. работа
Массовая культура как социальное явление
Массовая культура как явление социокультурной ситуации в России -
Механизм и современные технологии распространения массовой культуры
Современный кинематограф как элемент массовой культуры -
Современная индустрия развлечений -
Реклама как элемент и канал массовой культуры
Социальные следствия массовой культуры в российском обществе
Социально-правовое регулирование массовой культуры  
  Всего:

Распределение часов курса по темам и видам работ для студентов заочного отделения, специальность 040201.65 – социология

Наименование тем Кол-во часов Всего часов
Лекции Семинары Самост. работа
Массовая культура как социальное явление -
Массовая культура как явление социокультурной ситуации в России
Социальные следствия массовой культуры в российском обществе
Социально-правовое регулирование массовой культуры
  Всего:

Распределение часов курса по темам и видам работ для студентов дневного отделения, специальность 080801.65 "Прикладная информатика в социально-культурной сфере"

Наименование тем Кол-во часов Всего часов
Лекции Семинары Самост. работа
Массовая культура как социальное явление
Массовая культура как явление социокультурной ситуации в России -
Механизм и современные технологии распространения массовой культуры
Современный кинематограф как элемент массовой культуры -
Современная индустрия развлечений -
Реклама как элемент и канал массовой культуры
Социальные следствия массовой культуры в российском обществе
Социально-правовое регулирование массовой культуры  
  Всего:

Распределение часов курса по темам и видам работ для студентов дневного отделения, специальность 032401.65 – реклама

Наименование тем Кол-во часов Всего часов
Лекции Семинары Самост. работа
Массовая культура как социальное явление
Массовая культура как явление социокультурной ситуации в России
Механизм и современные технологии распространения массовой культуры
Современный кинематограф как элемент массовой культуры
Современная индустрия развлечений
Реклама как элемент и канал массовой культуры
Социальные следствия массовой культуры в российском обществе
Социально-правовое регулирование массовой культуры  
  Всего:

Распределение часов курса по темам и видам работ для студентов заочного отделения, специальность 032401.65 – реклама

Наименование тем Кол-во часов Всего часов
Лекции Семинары Самост. работа
Массовая культура как социальное явление -
Массовая культура как явление социокультурной ситуации в России
Социальные следствия массовой культуры в российском обществе
Социально-правовое регулирование массовой культуры
  Всего:

Распределение часов курса по темам и видам работ для студентов дневного отделения, специальность 040104.65 - организация работы с молодежью

Наименование тем Кол-во часов Всего часов
Лекции Семинары Самост. работа
Массовая культура как социальное явление
Массовая культура как явление социокультурной ситуации в России -
Механизм и современные технологии распространения массовой культуры
Современный кинематограф как элемент массовой культуры -
Современная индустрия развлечений -  
Реклама как элемент и канал массовой культуры
Социальные следствия массовой культуры в российском обществе
Социально-правовое регулирование массовой культуры    
  Всего:

Распределение часов курса по темам и видам работ для студентов заочного отделения, специальность 040104.65 - организация работы с молодежью

Наименование тем Кол-во часов Всего часов
Лекции Семинары Самост. работа
Массовая культура как социальное явление
Массовая культура как явление социокультурной ситуации в России  
Социальные следствия массовой культуры в российском обществе    
Социально-правовое регулирование массовой культуры    
  Всего:

Распределение часов курса по темам и видам работ для бакалавров, направление 040200.62 – социология

Наименование тем Кол-во часов Всего часов
Лекции Семинары Самост. работа
Массовая культура как социальное явление
Массовая культура как явление социокультурной ситуации в России -
Механизм и современные технологии распространения массовой культуры
Современный кинематограф как элемент массовой культуры
Современная индустрия развлечений -
Реклама как элемент и канал массовой культуры
Социальные следствия массовой культуры в российском обществе
Социально-правовое регулирование массовой культуры -
  Всего:

Распределение часов курса по темам и видам работ для бакалавров, направление 040300.62 - "Конфликтология"

Наименование тем Кол-во часов Всего часов
Лекции Семинары Самост. работа
Массовая культура как социальное явление
Массовая культура как явление социокультурной ситуации в России -
Механизм и современные технологии распространения массовой культуры
Современный кинематограф как элемент массовой культуры
Современная индустрия развлечений   -
Реклама как элемент и канал массовой культуры
Социальные следствия массовой культуры в российском обществе  
Социально-правовое регулирование массовой культуры    
  Всего:

Содержание курса

Методические указания

Студент выбирает тему для письменной самостоятельной работы или доклада в соответствии с собственными интересами или по заданию преподавателя. При подготовке заданий предусмотрена как индивидуальная, так и групповая форма работы. Текст реферата набирается с использованием компьютера 14 шрифтом, с обязательным наличием структуры, соответствующей реферату (титульный лист, введение, основная часть, заключение, список литературы).

Примерный перечень вопросов к зачету и экзамену

1. Понятия «массовая культура», «элитарная культура», «массовое общество», «народная культура».

2. Массовая культура как явление социокультурной ситуации в России.

3. Сущность и содержание массовой культуры, основные элементы (виды, жанры).

4. Функции массовой культуры. Традиционное и новое.

5. Технологические и социальные предпосылки возникновения феномена массовой культуры.

6. Тенденции развития массовой культуры в России.

7. Популярная музыка как элемент массовой культуры.

8. Кинематограф как элемент массовой культуры.

9. Современное телевидение как основной элемент и инструмент массовой культуры. Основные каналы.

10. Городские праздники. Увеселения и зрелища как элемент массовой культуры.

11. Массовая художественная литература в России.

12. Реклама как элемент массовой культуры.

13. Мировой опыт развития рекламной деятельности.

14. Содержание и особенности рекламной деятельности в России.

15. Особенности реализации рекламной деятельности в Алтайском крае.

16. Механизм морально-правового регулирования рекламной деятельности. Саморегуляция рекламы.

17. Отношение населения к рекламе.

18. СМИ как инструмент массовой культуры.

19. Компьютер как канал распространения массовой культуры.

20. Печатная продукция как канал распространения массовой культуры.

21. Современная индустрия культуры «шоу-бизнеса».

22. Видеопродукция, видеоклипы. Их значение в субкультуре молодежи.

23. Сленг, китч в различных субкультурах.

24. Мода как канал распространения массовой культуры.

25. Коммерциализация культуры и творчество.

26. Массовая культура в западном и отечественном обществознании.

27. Психические основания восприятия массовой культуры различными социально-демографическими группами (теория М. Маклюэна, З. Фрейда, Э. Фромма и др.)

28. Мотивы любви – секса в массовой культуре.

29. Массовая культура и политика.

30. Социально-экономические эффекты развития массовой культуры.

31. Американизация российского кинематографа.

32. Телевидение как механизм манипулятивного воздействия на массовое сознание.

33. Игровой элемент в массовой культуре.

34. Современный российский кинематограф (анализ одного из отечественных фильмов).

35. Динамика массовой культуры в разные периоды советского общества.

36. Культура и язык. Влияние массовой культуры на трансформацию языка.

37. Амбивалентность воздействия массовой культуры на различные социально-демографические группы.

38. Механизм социально-правового регулирования массовой культуры.

39. Функция социализации и инкультурации современной массовой культуры.

40. Трансформирующее влияние массовой культуры на современное образование.

41. Закон о рекламе. Законодательство РФ о средствах массовой информации. Закон о книгопечатании.

42. Механизмы культурной селекции и роль цензуры.

43. Массовая культура как сфера реализации жизненных сил человека.

44. Виталистская социологическая концепция как методологическая основа анализа массовой культуры.

Учебно-методическое обеспечение курса.

1. Рекомендуемая литература (основная):

1. Каган М.С., Солонин Ю.Н. Культурология. – М.: Юрайт, 2012, 566 с. (ЭБС издательства «Лань» http://e.lanbook.com)

2.Кравченко, Альберт Иванович. Социология : учеб. для вузов / А. И. Кравченко, В. Ф. Анурин. - СПб. ; М. ; Н. Новгород : Питер, 2010. - 432 с.

3. Матецкая А.В., Самыгин С.И. Социология культуры. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 317 с.

2. Рекомендуемая литература (дополнительная)

1. Золкин, Андрей Львович. Культурология : учеб. для вузов / А. Л. Золкин. - 2-е изд., перераб. и доп.. - М. : ЮНИТИ-[ДАНА], 2009. - 583 с.. - ([Cogito ergo sum])

2. История мировой культуры (мировых цивилизаций)/ Под ред. Г.В. Драча – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 533 с.

3. Киселев, Александр Георгиевич. Теория и практика массовой информации : учеб. для вузов / А. Г. Киселев. - М. : КноРус, 2009. - 432 с.

Электронные ресурсы:

ЭБС издательства «Лань» http://e.lanbook.com

ЭБС университетская библиотека online http://www.biblioclub.ru

Тест по всему курсу:

  1. Существуют ли количественные критерии массового общества?

Да Нет

2. Характерна ли для становления массового общества такая черта, как секуляризация?

Да Нет

  1. Является ли новизна ценностью в массовой культуре?

Да Нет

4. К какому типу по Сорокину относится современная массовая культура?

А) идеациональная Б) идеалистическая В) сенситивная

5. Является ли характерной чертой массового общества стандартизация?

Да Нет

6. Логично ли будет утверждать, что в массовой культуре происходит ослабление традиций?

Да Нет

7. Для какого общества характерно наличие анонимных и автономных индивидов?

А) для современного массового общества Б) для традиционного общества

8. Кто писал, что современное общество, это общество, пораженное аномией

А) Вебер Б) Дюркгейм В) Зиммель

9. Какая функция массовой культуры связана с преодолением стресса?

А) интеграционная Б) образовательная В) дезинтеграционная Г) рекреационная

10. Способствует ли массовая культура интеграции людей?

Да Нет

11. Для какой культуры характерно отсутствие ярко выраженного морального единства?

А) массовая Б) народная

12. Имеется ли среди функций массовой культуры дезинтеграционная функция?

Да Нет

13. Отличительным признаком какой культуры служит серьезность затрагиваемой темы и затрагиваемых проблем, утонченность и богатство выраженных чувств?

А) мид-культура Б) китч-культура В) высокая культура

14. Чертой какой культуры является ее коммерциализованность?

А) массовая Б) народная В) элитарная

15. Какое начало преобладает в массовой культуре?

А) коллективизм Б) индивидуализм

16. Кто является автором работы «Одномерный человек»?

А) Зиммель Б) Маркузе В) Шиллз

17. К какому уровню культуры относится китч-культура?

А) высший Б) средний В) низший

18. Являются ли острые социальные проблемы наиболее востребованной темой массовой культуры?

Да Нет

19. Кто является автором книги «Восстание масс»?

А) Моль Б) Зиммель В) Ортега-и-Гассет Г) Вебер

20. Мотивы насилия и секса являются ведущими в

А) элитарной культуре Б) народной культуре В) массовой культуре

Кафедра общей социологии

Калуцкий А.А.

Учебно-методический комплекс по дисциплине

Массовая культура

для специальностей 040201.65 – социология; 080801.65 "Прикладная информатика в социально-культурной сфере"; 032401.65 – реклама; 040104.65 - организация работы с молодежью;

бакалавриат, направление 040200.62 – социология; бакалавриат, направление 040300.62 - "Конфликтология"

(для дневной и заочной формы обучения)

Рассмотрено и утверждено

На заседании кафедры от «____»__________2012 г.

Барнаул

Введение

Настоящая программа предназначена для студентов дневного и заочного отделений факультета социологии. Тематика совокупностью проблем уточняет и развивает курсы «Социология культуры», «Социология духовной жизни» и др.

Содержательно программа представляет возможность осмысления тех процессов, которые произошли за последние десятилетия в области культуры, прежде всего массовой. Эти процессы охватили большинство населения России. Авторский интерес к массовой культуре диктуется тем, что она, удовлетворяя витальные потребности людей в снятии напряжения, в восстановлении жизненных сил, энергии, потребностей в отдыхе, в достижении жизненного успеха, затрагивает интересы всех слоев населения, а, следовательно, составляет предмет исследования социологии.

Теоретико-методологической основой программы курса является социологическая концепция витализма, которая акцентирует внимание на исследовании жизненных сил человека, индивидуальной и социальной субъектности, представляет возможности для анализа социокультурной ситуации в России.

В данную программу включены региональные аспекты массовой культуры, т.к. культура российской провинции заметно отличается от ее развития в столице и крупных городах. Здесь сокращаются возможности развития элитарной культуры и массовая культура становится господствующей и единственной. Еще меньше альтернатив у массовой культуры в деревне, где основным источником и каналом массовой культуры является образование и средства массовой информации.

Курс занимает особое место в подготовке профессиональных кадров для учреждений социальной и культурной сферы, т.к. ориентирует студентов не только на теоретико-методологическое усвоение знаний, но и формирует умения их эффективного применения для анализа тех культурных сдвигов, которые произошли за последние полтора-два года в России.

Курс может быть полезен при рассмотрении социальных и политических проблем, т.к. дает знания о манипулятивном воздействии массовой культуры на сознание людей, о возможностях блокирования низкопробной продукции массовой культуры. Имея информацию об особенностях ее воздействия на различные социально-демографические группы, можно формировать у молодых людей иммунитет к вредным, опасным влияниям массовой культуры, ее отдельных видов и образцов.

Таким образом, специалисты, обладая достаточно высокой компетентностью в области реальных культурных процессов могут быть более эффективными в своей практической и прогностической деятельности.

Организационно-методический раздел

Курс «Массовая культура» является курсом по выбору для специальностей «Социология», «Реклама», «Прикладная информатика в социокультурной сфере», «Организация работы с молодежью».

Цель курса – способствовать освоению студентами теории и методологии исследования массовых культурных процессов в современной России.

Задачи курса – дать студентам базовые знания о содержании, основных закономерностях и тенденциях социокультурного развития в России.

- способствовать углублению ранее полученных знаний по дисциплинам «Общая социология», «Социология культуры», «Культурология».

- способствовать усвоению методик исследования массовой культуры, применению полученных теоретических знаний для конкретно-социологических исследований массовых процессов в культурной сфере.

- оказать помощь студентам в формировании умений провести самостоятельный социологический анализ конкретного вида (жанра, отдельного произведения) массовой культуры.

- сформировать у студентов представление о позитивных и негативных следствиях воздействия массовой культуры на различные социально-демографические группы и общество в целом.

- дать знания о системе регулирования массовой культуры (ознакомить студентов с Законодательством РФ, Законодательством Алтайского края).

- способствовать умению студентов прогнозировать развитие культурных процессов.

Место курса в профессиональной подготовке выпускника

Курс «Массовая культура» является методологической основой изучения и исследования социокультурной ситуации в России, что является составной частью проблемного поля социологов и специалистов по организации работы с молодежью, специализирующихся в области исследования духовной сферы общества.

Требования к уровню освоения содержания курса.

Студент должен иметь представление о социологических подходах к массовой культуре как социальному феномену, о закономерностях и тенденциях развития и формах ее регуляции.

- знать основные элементы массовой культуры и механизм их воздействия на общество и отдельные социальные группы.

- углублять свои знания и сформировать свою позицию в отношении перспектив культурного развития России.

- уметь провести самостоятельный анализ особенностей культурного процесса в России, овладеть методикой проведения социологического исследования, навыками обработки эмпирической информации.

- уметь правильно ориентироваться в государственной социальной политике, проводить анализ явлений и противоречий культурного развития общества.

- знать правовые документы, регламентирующие развитие массовой культуры.

- подготовить доклад или реферат по одной из избранных тем

Критерии оценки

Основанием для получения отличной оценки является: глубокие знания при ответе на поставленный вопрос, последовательное изложение материала с использованием знаний лекционного курса, монографической литературы, ответы на все дополнительные вопросы, иллюстрация теоретических положений собственными примерами, сформулированные и обоснованные выводы.

Для получения хорошей оценки студент должен показать прочные знания программного курса, обязательного минимума учебной и монографической литературы, умение связывать теоретические положения с анализом реальной ситуации. (Основанием для снижения оценки могут быть неточности и непоследовательность в изложении материала, недостаточно обоснованные выводы).

Удовлетворительная оценка выставляется за изложение минимума лекционного материала и учебника при недостаточном умении студента раскрыть тему самостоятельно, и неумении связать данную тему со смежными темами курса, за неаргументированные выводы.

Для получения отметки «зачтено» студент должен показать знание и понимание предложенных в билете проблем, умение иллюстрировать теоретический материал собственными примерами, аргументированно доказывать свою точку зрения.

Курс рассчитан на один семестр, по окончании студенты очной формы обучения сдают зачет, студенты заочной формы обучения – экзамен.

Распределение часов курса по темам и видам работ для студентов дневного отделения, специальность 040201.65 – социология

Наименование тем Кол-во часов Всего часов
Лекции Семинары Самост. работа
Массовая культура как социальное явление
Массовая культура как явление социокультурной ситуации в России -
Механизм и современные технологии распространения массовой культуры
Современный кинематограф как элемент массовой культуры -
Современная индустрия развлечений -
Реклама как элемент и канал массовой культуры
Социальные следствия массовой культуры в российском обществе
Социально-правовое регулирование массовой культуры  
  Всего:

Распределение часов курса по темам и видам работ для студентов заочного отделения, специальность 040201.65 – социология

Наименование тем Кол-во часов Всего часов
Лекции Семинары Самост. работа
Массовая культура как социальное явление -
Массовая культура как явление социокультурной ситуации в России
Социальные следствия массовой культуры в российском обществе
Социально-правовое регулирование массовой культуры
  Всего:

Распределение часов курса по темам и видам работ для студентов дневного отделения, специальность 080801.65 "Прикладная информатика в социально-культурной сфере"

Наименование тем Кол-во часов Всего часов
Лекции Семинары Самост. работа
Массовая культура как социальное явление
Массовая культура как явление социокультурной ситуации в России -
Механизм и современные технологии распространения массовой культуры
Современный кинематограф как элемент массовой культуры -
Современная индустрия развлечений -
Реклама как элемент и канал массовой культуры
Социальные следствия массовой культуры в российском обществе
Социально-правовое регулирование массовой культуры  
  Всего:

Распределение часов курса по темам и видам работ для студентов дневного отделения, специальность 032401.65 – реклама

Наименование тем Кол-во часов Всего часов
Лекции Семинары Самост. работа
Массовая культура как социальное явление
Массовая культура как явление социокультурной ситуации в России
Механизм и современные технологии распространения массовой культуры
Современный кинематограф как элемент массовой культуры
Современная индустрия развлечений
Реклама как элемент и канал массовой культуры
Социальные следствия массовой культуры в российском обществе
Социально-правовое регулирование массовой культуры  
  Всего:

Распределение часов курса по темам и видам работ для студентов заочного отделения, специальность 032401.65 – реклама

Наименование тем Кол-во часов Всего часов
Лекции Семинары Самост. работа
Массовая культура как социальное явление -
Массовая культура как явление социокультурной ситуации в России
Социальные следствия массовой культуры в российском обществе
Социально-правовое регулирование массовой культуры
  Всего:

Распределение часов курса по темам и видам работ для студентов дневного отделения, специальность 040104.65 - организация работы с молодежью

Наименование тем Кол-во часов Всего часов
Лекции Семинары Самост. работа
Массовая культура как социальное явление
Массовая культура как явление социокультурной ситуации в России -
Механизм и современные технологии распространения массовой культуры
Современный кинематограф как элемент массовой культуры -
Современная индустрия развлечений -  
Реклама как элемент и канал массовой культуры
Социальные следствия массовой культуры в российском обще<

Наши рекомендации