Средства и методы реализации программы
Направления усилий и мероприятия программы дифференцируются по типам:
• регионов: (продвинутые; имеющие зоны роста; имеющие точки роста; депрессивные);
• поселений (мегаполис, крупный город, средний город, малый город, село);
• институтов (библиотеки, система образования, книжная индустрия, индустрия производства и распространения иных видов контента различными средствами (газеты, журналы, документы и т.п.), системы: популяризации чтения, подготовки кадров для инфраструктуры чтения, научно-методического решения проблем чтения);
• читательских групп (знатоки, любители, проявляющие интерес, читающие от случая к случаю, не читающие; дети и юношество, иммигранты, интеллектуальная элита и др.);
• контента (образовательный, просветительский, развлекательный);
• средств распространения информации (книги, газеты, журналы, документы на бумажных и электронных носителях).
Для реализации целей и задач Программы используется следующая совокупность универсальных и специальных методов и средств:
Универсальные:
• диагностика состояния инфраструктуры чтения, под которой понимается: совокупность существующих институциональных структур и предлагаемых ими сервисов; наличная информация, которой могут располагать читатели (предложение); группы читателей и их дифференциальные интересы (спрос); диагноз осуществляется как соотнесение спроса и предложения и выявление причин расхождения между ними;
• пилотные проекты (социальный эксперимент), предполагающие целенаправленные контролируемые изменения работы соответствующих институтов, отобранных так, чтобы наиболее полно представлять каждое из ранее выделенных дифференциальных направлений;
• мониторинг результатов эксперимента и последующей расширенной реализации программы;
• оценка социальной и экономической эффективности реализации программы;
• укрепление институтов инфраструктуры чтения и обеспечение их соответствия современной социальной необходимости в российском обществе.
Специальные:
1. В отношении читателей:
• изучение читательских интересов, запросов и уровня читательской компетентности различных социокультурных групп и слоев;
• типичные виды работы с адресными группами читателей на базе образовательных учреждений, библиотек, литературных музеев, книжных магазинов, клубов и др. при поддержке СМИ.
2. В отношении институтов инфраструктуры чтения:
• разработка рекомендаций по кругу чтения для разных социокультурных групп читателей;
• изменение учебных программ и развитие новых методик обучения в школах и вузах с акцентом на активизацию чтения, на повышение уровня читательской компетентности и информационной компетентности личности;
• разработка специальных проектов и программ для образовательных и просветительских учреждений, ориентированных на повышение уровня читательской активности (школ, колледжей, библиотек, литературных музеев и т.д.);
• выявление успешных образцов работы с читателями в библиотеках и других типах просветительских учреждений и возможностей их распространения;
• организация государственных заказов на издание специальной, художественной, популярной литературы;
• создание, поддержка и продвижение массовых периодических изданий (типа «круг чтения», «литературные новинки» и т.п.);
• создание на радио, телевидении и в печатных СМИ постоянно действующих рубрик, посвященных проблемам чтения;
• использование возможностей Интернета для популяризации чтения.
3. В отношении разработки и корректировки национальной Программы:
• конкурсы на наиболее продуктивные идеи по активизации чтения;
• конкурсы на самые эффективные образцы реализации национальной Программы;
• мониторинг, выявление и распространение эталонных образцов решения программных задач по каждому из выделенных направлений;
• поощрение лучших исполнителей программ.
4. В отношении тех, кто должен нести ответственность за активизацию чтения:
• переподготовка и совершенствование системы повышения квалификации воспитателей детских учреждений, преподавателей общеобразовательных школ, работников библиотек;
• подготовка и повышение квалификации преподавателей гуманитарных дисциплин не только в гуманитарных и социальных, но и в технических и естественно-научных вузах и на соответствующих факультетах;
• организация специальных образовательных и просветительских курсов для родителей;
• работа с региональными и муниципальными администрациями, в первую очередь с органами образования и культуры, направленная на расширение и повышение качества образовательных и культурно-просветительских программ, связанных с чтением.
5. В отношении направлений и форм популяризации чтения:
• повышение престижа чтения с использованием СМИ (TV, радио, печатная пресса, Интернет, реклама);
• наружная (растяжки, билборды, плакаты) и наглядная (внутри учреждений) агитация (плакаты, листовки, закладки, посвященные чтению и книгам);
• широкая презентация в СМИ и Интернете книг и литературных событий;
• создание механизмов оперативного реагирования на изменение ситуации в области чтения;
• проведение специальных мероприятий (фестивали книги и чтения, литературные праздники и т.д.)