Комплекс 9. «Путешествуем по реке»

Краткое содержание. Сегодня мы попрощаемся с морем. Давайте сядем в «Лодочку» и поплывем по реке. По дороге мы увидим много интересного. И мы внимательно будем «Смотрим во все стороны». Над нами летит «Вертолетик». Приятно качается наша лодочка, а мы держим в руках и «Качаем куклу». На поле пасутся «Корова» и «Бычок». Чтобы быть сильными и здоровыми, надо пить «Простоквашу», которую делают из молока. Впереди мы видим «Мост». А вот скачет на лошади «Всадник». По берегам реки растут разные деревья, смотрите, какое высокое «Дерево». А если два дерева прижмутся друг к другу и переплетут свои ветки, то получится «Дерево дружбы». Мы сегодня долго гребли и сильно устали. Отдохнем, надуем в животе «Воздушный шарик». Давайте просто «Полежим в лодочке».


1. Простые растяжки-разминки с элементами суставной гимнастики.
«Лодочка». Исходное положение - лежа на животе. Вытянутые руки лежат перед собой, на полу ладонь к ладони. Или руки вытянуть вперед, параллельно друг другу, и пальцы «смотрят» вперед. Приподнимать выпрямленные ноги и руки, вытягиваться, слегка прогибаясь, и перекатываться как лодочка вперед и назад. Смотреть на пальцы рук.
«Вертолетик». «Вывеситься»: в положении сидя вытянуть вперед прямые руки и ноги таким образом, чтобы ноги по всей своей длине – от бедер до икр и пяток – не касались пола. Кистями рук и стопами ног одновременно начать вращательные движения как бы по циферблату. Обе кисти и обе стопы вращаются в одну сторону. Затем поменять направление вращения. Делать в каждую сторону до 25 круговых движений. Варианты: кисти вправо, стопы влево; кисть и стопа правой стороны вращаются в одну сторону, кисти и стопы левой стороны – в другую; кисть правой руки и стопа левой ноги вращается в одну сторону, кисть левой руки и стопа правой ноги – в другую.
«Качаем куклу». Исходное положение - сидя на полу, ноги скрещены. Положить стопу правой ноги на локтевой сгиб левой руки, при этом колено правой ноги положить на локтевой сгиб правой руки. Соединить пальцы рук в замок. Покачать ногу, как куклу, из стороны в сторону и вверх-вниз. Осторожно поставить стопу ноги на пол. Вытянуть обе ноги и напрячь их, тянуться пятками вперед. Повторить упражнение с другой ногой.

2. Массажи.
«Сильные ручки». Указательным пальцем правой руки с усилием нажимать на большой палец левой руки со стороны ладони. Большим пальцем необходимо сопротивляться. Повторить то же для другой руки.
Согнутыми пальцами правой руки изо всех сил пытаться оттолкнуть левую кисть, которой давить на пальцы. Выполнить то же для другой руки.

3. Глазодвигательные и артикуляционные упражнения.
«Смотрим во все стороны». Исходное положение – сидя. Держать голову прямо и расслабленно. Следить глазами за движущимся большим пальцем, описывающим «8-ку» (как знак бесконечности) в горизонтальном поле видения. Выставить руку вперед, поднять большой палец на уровне переносицы в переднем зрительном поле, примерно на расстоянии локтя и начать движение по форме «восьмерки». Движения должны быть медленными и осознанными для достижения максимальной мышечной концентрации. Следить при этом за движением большого пальца только глазами. Большой палец начинает движение от центра зрительного поля и идет вверх по краю поля видения, далее следует против часовой стрелки вниз и возвращается в центр. Затем аналогично по часовой стрелке вправо и вверх, и обратно в центр. Движение необходимо повторить как минимум по три раза каждой рукой, плавными и непрерывными движениями. После этого сцепить руки в замок: большие пальцы направлены вверх и образовывают перекрестие («X»). Сосредоточившись на центре перекрестия, проделать упражнение теперь уже двумя сцепленными руками.
Эффект. Упражнение эффективно усиливает наружные глазные мышцы, способствуя развитию и миелинизации нервных сетей, идущих от зоны, ответственной за центральное зрительное и точное моторное слежение. Оно также устанавливает схемы координации «глаза-руки» и «руки-глаза».

4. Упражнения на развитие общей и мелкой моторики.
«Бычок». Скрестить пальцы на затылке (локти в стороны), поднять голову, смотреть вверх. Руками стараться наклонить голову вперед, шея сопротивляется. Выполнить 3-5 раз. Аналогично - ладони на лоб.
Эффект. Работа с локальными мышечными зажимами и дистониями. Расширение сенсомоторного репертуара.

5. Сложные растяжки.
«Мост». Исходное положение – лежа на спине. Руки вдоль тела. Согнуть ноги в коленях, поставив ступни на пол, пятки как можно ближе к ягодицам. Поднять живот вверх, оторвав таз от пола и выгнув спину. Согнуть руки в локтях и упереться ладонями в пояс – большими пальцами к животу, а остальными к спине. Удержать позицию на некоторое время, дышать ровно.
Эффект. Стимулирует кровоснабжение, улучшает концентрацию за счет притока крови к мозгу, способствует крепкому сну.
«Всадник». Исходное положение – стоя, ноги вместе. Со вдохом наклониться вперед и поставить руки параллельно стопам. Из этого положения плавно на очередном вдохе сделать большой шаг правой ногой назад. При этом левая нога сгибается в колене, голень перпендикулярна полу. Опустить колено правой ноги на пол. Ладони остаются на полу по обе стороны от левой стопы на одной линии с ней. Руки выпрямлены в локтях, пальцы вместе и повернуты вперед. Прогнуться в верхних отделах позвоночника, глядя вперед (голова назад не запрокидывается). Грудная клетка расправлена, плечи расслаблены, повернуты немного назад и вниз. Макушкой тянуться вверх. Затем желательно оторвать колено правой ноги от пола. Руки вытянуть вверх и соединить.
Эффект при задержке в позе. Растягивает и укрепляет паховые связки. Благотворно влияет на грудной отдел позвоночника. Растягивает переднюю сторону бедра.

«Дерево». Исходное положение – стоя, ноги вместе. Расставить пальцы левой ноги для равновесия и держать ее прямо. Поднять правую ногу правой рукой и прижать ступню и пятку к внутренней части бедра как можно выше. Удерживать равновесие, сосредоточив внимание на точке на стене или на полу перед собой. Расставить руки в стороны на уровне плеч. На вдохе медленно поднять руки, сомкнуть ладони над головой. Повторить то же для второй ноги. Возможно парное выполнение упражнения.
Эффект. Это балансирующая поза. Она учит удерживать равновесие и развивает концентрацию.
«Корова». Исходное положение – сесть на пятки (между пятками), носки в сторону. Сцепить руки за спиной в замок. Локоть одной руки смотрит вверх, локоть другой – вниз. Меняя руки, выполнить замок то с одной, то с другой стороны.

6. Функциональные упражнения.
«Дерево дружбы». Партнеры становятся бок о бок, опустив руки вниз и не касаясь друг друга. Оба партнера сгибают дальнюю друг от друга ногу в колени и прижимают ступню к внутренней части бедра второй ноги над коленом. Можно помогать себе руками. Оба партнера поднимают соседние руки вверх и соединяют их, сплетя пальцы. Затем партнеры поднимают дальние руки, соединив их на уровне груди, и помогают друг другу удерживать равновесие.

7. Скороговорка.
«Простокваша». «Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши».
Эффект. Выработка правильной речи. Тренировка произношения звука «ш».

8. Дыхательные упражнения.
«Воздушный шарик-9». Исходное положение - стоя, спина прямая, прямые руки вытянуты вперед, одна ладонь смотрит вниз, а другая вверх. На вдохе ладони переворачиваются одна вверх, а другая вниз; на выдохе опять переворачиваются и т.д. На задержке дыхания - удержание позы. Упражнение выполняется 5-8 раз. Отсчет: вдох, выдох – счет до 9, задержка – счет до 5.

9. Релаксация.
«Полежим в лодочке». Исходное положение – лежа на спине. Инструктор: «Давайте перестанем грести и ляжем в нашей лодочке. Ложитесь поудобнее, расслабьте ваши ручки и ножки. Расслабляется правая половина тела. Расслабляется левая половина тела. Расслабляется верхняя часть тела, расслабляется нижняя часть тела. Солнышко ласково согревает наши ручки и ножки. Лежим и слушаем, как ласково плещутся волны о нашу лодочку. Качается лодочка, а мы отдыхаем. Все наше тело расслабленное и тяжелое. Постепенно возвращаемся в нашу комнату (пауза)… Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно и аккуратно садимся».

Комплекс 10. «Прогулка по лесу»

Краткое содержание. Сегодня мы пойдем гулять по берегу реки и по лесу. На самом краю леса, в поле стоит «Мельница». Смотрите, как крутятся крылья мельницы! Мельник дал нам мешок зерна. Погрузим его в «Тачку» и повезем с собой. Сразу прибежал к нам «Хомяк» и стал просить зернышки. Пойдем подальше в лес. Почему так затрещали кусты? Это «Медведь». Побежали от него скорей! Кажется, мы попали в болото. Надуем в животе «Воздушный шарик», чтобы выбраться. Отряхнем наши ручки и ножки, сделаем «Ладушки». И если снова нас поманит полянка с болотом, мы скажем «Нет»: покачаем головой, ручками и ножками. Ой, кажется, мы заблудились! Идем вперед и «Раздвигаем ветки». Придется покричать. Нам поможет «Крик в лесу». А вот большой, мудрый «Ворон» сидит на ветке. Он покажет нам дорогу. Долго мы шли и устали, давайте немножко погладим наши «Ножки», чтобы они отдохнули. Какая большая растет «Березка». На березе живет «Кукушка». Надо торопиться на станцию, а то уже наступает вечер, выходят на охоту «Волки» и воют на луну. На станции мы сядем на «Паровозик». Теперь мы точно приедем домой! Можно отдохнуть «Под стук колес».

1. Простые растяжки-разминки с элементами суставной гимнастики.
«Медведь». Исходное положение – стоя на четвереньках. Переставлять одновременно правую руку и правую ногу, затем – левую руку и левую ногу. Ходить надо, покачиваясь из стороны в сторону.
«Ладушки-4». Исходное положение - «вывеситься»: в положении сидя вытянуть вперед прямые руки и ноги таким образом, чтобы ноги по всей своей длине – от бедер до икр и пяток – не касались пола. Вытянутые вперед ноги соединить друг с другом то подошвами, поворачивая стопы навстречу друг другу, то лодыжками, разворачивая подошвы в противоположную сторону. Руки в это время вытянуты вперед, пальцы рук проделывают энергичные движения, как бы разминая большие куски пластилина. Делать до 10 раз, считая касание лодыжками и касание ступнями за один раз. Затем постучать стопами и лодыжками друг о друга.
«Нет-1». Из положения сидя делать энергичные повороты головы влево-вправо до упора. Делать до 25 раз, считая поворот влево-вправо за один раз. Вначале упражнение делать осторожно. Добиться быстрых движений.
«Нет-2». Исходное положение - «вывеситься»: в положении сидя вытянуть вперед прямые руки и ноги таким образом, чтобы ноги по всей своей длине – от бедер до икр и пяток – не касались пола. Стараясь сохранить неподвижное положение вытянутых вперед рук и ног. Начать одновременные движения кистей рук и ступней вправо, поворачивая до упора вправо обе кисти и обе стопы, и затем влево, поворачивая влево кисти и стопы также до упора. Руки и ноги прямые, движутся только кисти и стопы, все остальное неподвижно. Движения делать энергично. Во время одного упражнения делать до 25 движений. Считая движение вправо-влево за одно. Варианты: стопы вправо, кисти влево; стопы внутрь, кисти наружу; пальцы рук растопырить.
«Раздвигаем ветки». Исходное положение – сидя или стоя. Двумя руками с усилием выполнять раздвигающие движения в стороны, как бы отодвигая от себя воображаемые стены. Руки движутся медленно, с напряжением до полного распрямления. При возвращении в исходное положение – расслабить руки. Выполнить 2 раза. Затем двумя руками отодвигаем воображаемую стену от груди прямо перед собой. Повторить 2 раза. После этого выполнять отодвигающие движения ладонями вверх, как бы поднимая над собой потолок. Повторить 2 раза.
«Волки». Исходное положение – сидя на коленях, руки на полу перед собой. На выдохе изображать вой волка и тянуться челюстью вверх.
«Паровозик». Ладони лежат на коленях. Не отрывая ладоней, выполнять круговые движения плечами вперед, а затем назад. В каждую сторону делать до 30 движений. Вариант: выполнять вращение одним плечом вперед, другим назад.

2. Массажи.
«Ножки». Исходное положение – сидя на полу. Гладить и растирать ноги от пятки к кончикам пальцев.

3. Глазодвигательные и артикуляционные упражнения.
«Хомяк». Хомяк идет по лесу. Вот такой он - сытый, а такой – голодный (шагать с закрытыми ртами. Надувать обе щеки и разводить руки в стороны, затем втягивать щеки и прижимать руки к животу). Нашел зерно. Идет и гоняет зерно из одной щеки в другую (поочередно надувать то одну, то другую щеку; перемещать руки в ту сторону, где надутая щека. На втором этапе щеки и руки синхронно двигаются в противоположные стороны. На третьем - присоединяется однонаправленное, а затем разнонаправленное движение глаз). Пришел хомяк в норку и выплюнул зерно. Вот так (рот закрыт. Бить кулачками по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом)!
Эффект. Развитие артикуляции.

4. Упражнения на развитие общей и мелкой моторики.
«Волшебная мельница». Исходное положение – стоя. Представить, что руки - это лопасти волшебной мельницы, которые могут, складываясь и распрямляясь, вращаться в разные стороны. Все внимание - на ощущениях в разминаемых суставах:
1) вращать прямую правую (левую) руку в плечевом суставе вперед, назад, направо, налево; обе руки в одном направлении, затем в противоположных (правая — вперед, левая — назад); поставить кисти к плечам и совершать такие же круговые движения;
2) вытянуть прямые руки в стороны, согнуть их в локтях и свободно раскачивать предплечья, затем вращать их по кругу; аналогично предыдущему — вращать руки в локтевых суставах (при этом плечи и кисти неподвижны);
3) вращать руки в лучезапястном суставе (руки вытянуты вперед, локти слегка согнуты, плечи и предплечья неподвижны).

5. Сложные растяжки.
«Ворон». Исходное положение – стоя. Поставить ноги чуть шире бедер и развернуть носки наружу. Сесть на корточки, упереться локтями в бедра и развести их еще шире. Представить себя вороной и сказать «кар-р».
Эффект. Раскрывает тазобедренные суставы, помогает успокоить нервы и улучшает сон, развивает гибкость ног.
Фото 29. «Ворон».
«Березка». Исходное положение – лежа на спине, руки вдоль туловища, ноги вместе. Согнуть ноги в коленях и поднять их так, чтобы колени были на уровне живота, поднять таз. Поддерживая его руками, и затем вытянуть ноги вверх. Поднять туловище еще больше, подбородок упирается в грудную кость. Спину, таз и ноги установить на одной вертикальной прямой. Ладони поддерживают туловище, упираясь как можно ближе к лопаткам. Локти широко не расставлять. Вес тела должен приходиться на затылок, шею и плечи. Дыхание свободное. В позе находиться до дискомфорта. Из позы выходить в обратном порядке, сразу после выхода расслабиться и отдохнуть минимум 30 с. Выполнять три раза.
Эффект. Эта поза, способствующая восстановлению практически всех систем организма, прекрасно его омолаживает. Особое влияние оказывает на щитовидную и зобную железы, миндалины, половые железы, мозг, сердце, легкие. Успокаивается нервная система, и исчезают головные боли. Длительной практикой излечиваются хронические головные боли, хронические простудные заболевания, гипертония и гипотония. Улучшаются слух и зрение. Усиливается перистальтика.


6. Функциональные упражнения.
«Тачка». Один из партнеров принимает положение упор лежа; другой берет его за ноги и приподнимает их. Первый начинает движение на руках, второй идет за ним, поддерживая ноги первого и учитывая скорость его движения.
Эффект. Развитие ловкости и коммуникативных навыков.
«Крик в лесу». Участники садятся в круг, скрестив ноги по-турецки, и по сигналу инструктора начинают громко кричать. При этом необходимо наклоняться вперед, доставая руками и лбом до пола.
Эффект. Элиминация (снижение) агрессии и импульсивности.

7. Скороговорка.
«Кукушка». «Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон».
Эффект. Выработка правильной речи. Тренировка произношения звука «к».

8. Дыхательные упражнения.
«Воздушный шарик-10». Исходное положение - сидя на пятках, спина прямая, руки расставлены в стороны, правая рука согнута в локте, а левая рука прямая, при этом обе руки смотрят влево. На вдохе руки описывают полукруг через верх и на задержке дыхания останавливаются в позе - обе руки смотрят вправо: правая рука прямая, а левая согнута в локте. На выдохе: руки описывают полукруг через низ и останавливаются в первоначальной позе и т.д. Упражнение выполняется 5-8 раз. Отсчет: вдох, выдох – счет до 10, задержка – счет до 5.

9. Релаксация.
«Под стук колес». Исходное положение – лежа на полу на спине. Инструктор: «Давайте ляжем на полку в поезде и будем отдыхать. Ложитесь поудобнее, расслабьте ваши ручки и ножки. Расслабляется правая половина тела. Расслабляется левая половина тела. Расслабляется верхняя часть тела, расслабляется нижняя часть тела. Расслабляется все тело, а мы едем в поезде.
Лежим и отдыхаем
Мы все под стук колес.
Расслаблено все тело:
От пальцев до волос.
Стучат колеса, а мы лежим и слушаем стук колес. Отдыхаем. Все наше тело расслабленное и тяжелое. Постепенно возвращаемся в нашу комнату (пауза)… Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно и аккуратно садимся».

Список литературы.

1) Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью (подг.гр.)-М.: Элизе-трейдинг. ЦГЛ, 2003г.

2) Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ЦГЛ, 2004.

3) Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

4) Выгодская И.Г., Пеллингер Е.Л. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях. – М.: Просвещение, 1993.

5) Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. – М.: Просвещение, 1984.

6) Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

7) Голицына Н.С., Шумова И.М. Воспитание основ здорового образа жизни у малышей. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2007.

8) Дыбина О.Б. Что было до… Игры-путешествия в прошлое предметов. – М.: Сфера, 1999.

9) Казакова Т.Г. Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности. – М.: Просвещение, 1996.

10) Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 5-7 лет/Сост. В.В.Гербова, Н.П.Ильчук и др. – М.: Оникс, 2005.

11) Метлина Л.С. Занятия по математике в детском саду: - М.: просвещение, 1985г.

12) Миронова С.А. Программа коррекционного обучения заикающихся детей правильной речи (под.гр.). – М.: Просвещение, 1978.

13) Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.

14) Развернутое перспективное планирование по программе под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Подготовительная группа/ авт.-сост. И.А.Осина, Е.В.Горюнова, М.Н.Павлова, Т.И. Кандала. – Волгоград: Учитель, 2010.

15) Селихова Л.Г. Интегрированные занятия: ознакомление с окружающим миром и развитие речи. Для работы с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет). – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

16) Скоролупова О.А. Домашние животные и дикие животные средней полосы России. Занятия для старшего дошкольного возраста. - Москва, 2006г.

17) Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения». – М.: «Издательство «Скрипторий 2003», 2004.

18) Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Лето». – М.: «Издательство «Скрипторий 2003», 2004.

19) Ривина Е.К. Герб и флаг России. – М.: АРКТИ, 2003.

20) Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники/ Под ред. Р.Г.Казаковой – М.: ТЦ Сфера, 2007.

21) Тарловская Н.Ф., Топоркова Л.А. Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду. – М.: Просвещение, Владос, 1994.

22) Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду. – М.: Просвещение, 1984.

23) Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. – М.: ЗАО Издательство Центрполиграф, 2002.

23) Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. – М.: ВЛАДОС, 2002.

Наши рекомендации