Взаимодействие с семьями воспитанников.
В условиях модернизации российского образования большое внимание уделяется вопросам взаимодействия с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ. В ФГОС говорится, что одним из условий реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования является: «взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи».
Одним из важнейших направлений работы является систематическое и целенаправленное взаимодействие с семьями детей с нарушениями зрения. Работа тифлопедагога с родителями включает в себя разные виды деятельности: анкетирование, консультации, тематические родительские собрания и т.д.
Для выстраивания и структурирования системы тифлопедагогического взаимодействия с семьями, воспитывающими ребенка с нарушением зрения (косоглазие и амблиопия) составляется план работы. (Приложение).
2.4.1. Формы взаимодействия тифлопедагога с семьей
Направления работы | Формы работы |
Педагогическое просвещение родителей | • информационные стенды • памятки • тематические выставки • консультации |
Активные формы взаимодействия | • родительские собрания • индивидуальные консультации • практические занятия для родителей • индивидуальные занятия с родителями и их ребенком • анкетирование, опросы |
Совместное творчество детей, родителей и педагогов | • совместные досуговые мероприятия, праздники, развлечения • индивидуальные проекты для совместного выполнения родителями и детьми (изготовление поделок, газет, открыток, игрушек и др.) • организация и участие в конкурсах, выставках |
2.4.2. Содержание работы с семьей воспитанников 7-го года жизни по лексическим темам
Тема | Рекомендации родителям |
«Осень. Краски осени» | Во время прогулок с ребенком обращайте его внимание на явления, характерные для осени: - дни становятся короче, ночи длиннее, начинается похолодание, часто идут моросящие дожди, дуют сильные ветры; - листья на деревьях меняют окраску, опадают; вянет трава; - птицы собираются стаями и улетают, исчезают насекомые; - люди одеваются теплее, по их одежде можно узнать, насколько тепло или холодно; - люди собирают урожай овощей и фруктов, заготавливают их на зиму; - утепляют помещения для домашних животных. Наблюдайте с ребенком эти явления, предложите зарисовать их в альбоме. Беседовать с детьми о пользе труда работников сельского хозяйства. Привлекать ребенка, прививать у него желание и умение ухаживать за растениями на дачном участке. Привлечь ребенка к приготовлению заготовок. Рассказать детям о необходимости тепло одеваться и прививать навыки ухода за своей одеждой. Привлекать ребенка к уборке вещей дома. Рассказать детям о необходимости вести себя на улице правильно, избегая опасных для здоровья ситуаций. |
«Лес. Парк. Луг» | |
«Одежда, головные уборы, обувь» | Учите ребенка различать и называть не менее 7 предметов одежды, обуви, головных уборов. Упражняйте в подборе комплектов одежды по назначению (спортивная, праздничная, рабочая и т.п.), ориентируясь на расцветку и сочетание оттенков. Покажите ребенку, как и чем можно дополнить костюм, украсить платье, … Учите ребенка замечать и устранять самостоятельно или с помощью взрослого непорядок в одежде; одеваться и раздеваться в определенной последовательности, складывать вещи и обувь в шкаф на отведенные полки. Помогите ребенку научиться пришивать крупные и средние пуговицы со сквозными отверстиями. Для этого помогите ребенку вставить нитку в иголку, завязать не ней узелок. Закрепляйте умение детей самостоятельно одеваться, ухаживать за своими вещами. Учите ребенка одеваться по погоде. |
«Урожай. Овощи. Фрукты» | 1.Предложите ребенку вспомнить, узнать и назвать овощные и фруктовые растения. Спросите, плоды каких овощных растений растут под землей, над землей. 2.Вспомните вместе с ребёнком, по каким признакам можно догадаться о спелости овощей и фруктов (размер, плотность, цвет, запах, вкус). 3. «Готовим вместе». Приготовьте вместе с ребенком винегрет. Поощряйте желание ребенка оказывать взрослому посильную помощь: чистить вареные овощи, крошить их, смешивать. Беседовать с детьми о пользе труда работников сельского хозяйства. Привлекать ребенка, прививать у него желание и умение ухаживать за растениями на дачном участке. Привлечь ребенка к приготовлению заготовок. Рассказать детям о том, какие есть витамины и в каких овощах и фруктах они содержатся. |
«Птицы. Перелетные птицы» | Прогулка в парк, лес. Наблюдение за птицами в лесу, на участке. Изготовление кормушек и кормление птиц. |
«Домашние и дикие животные» | Побеседуйте с ребенком о домашних птицах. Помогите вспомнить и узнать на картинках разных птиц. Учите ребенка распознавать птиц по внешнему облику (окраске, размеру), поведению, издаваемым звукам. Предложите найти этих птиц на картинках, учите сравнивать. Составляйте вместе с ребенком описательные загадки о птицах. Расширяйте представления ребёнка о животных и их детёнышах. Ребёнок 6-7 лет должен уметь выделять и называть отличительные особенности животных: рога, копыта, когти, голос, окраска шерсти, величина животного и отдельных частей тела относительно других. Посетите с ребенком зоопарк, предложите рассмотреть иллюстрации с изображением животных, найти сходное и отличное. Предлагайте ребёнку собирать разрезные картинки, кубики и т.д. – всё это поможет сформировать более полные и точные представления ребёнка о животных Посетить с детьми зоопарк. Привлекать дома детей к уходу за домашними животными, птицами Поговорите с ребенком о труде животноводов. Почитайте рассказы, посмотрите фильм. |
«Животные разных климатических зон» | |
«Рыбы» | Выполнять вместе с ребенком и поощрять самостоятельные наблюдения, эксперименты, опыты с водой. Учить пониманию необходимости бережного отношения к воде как природному ресурсу. Познакомить детей с правилами пользования водой. Закрепить с детьми правила ношения очков и ухода за ними. |
«Природа нашего края» | |
«Земля – наш общий дом» | |
«Игрушки» | Уточняйте представления о геометрических фигурах: ребёнок должен узнавать и развивать способность снимать мышечное напряжение рук. Кистей, пальцев. называть круг, овал, квадрат, треугольник, прямоугольник, отличать трапецию (без названия), пятиугольники различной конфигурации; находить предложенную фигуру из множества других. Во время игр, прогулок, дома обращайте внимание ребенка на объемные формы: шар, куб, кирпичик, конус, цилиндр; учите отличать предметы шарообразной и эллипсоидной формы. 2. Для закрепления представлений об этих фигурах предложите обвести их через кальку, заштриховать, нарисовать по клеточкам, выложить фигуры из частей. Например: Разрежьте один из двух одинаковых картонных квадратов на 2, 3, 4, 5, 6 частей разными способами; предложите собрать целую фигуру из полученных частей. При затруднении разрезанный квадрат можно выкладывать на целый. Учите сравнивать фигуры: плоскостные – с плоскостными фигурами, объёмные – с объёмными, плоскостные – с объёмными. Задайте ребёнку вопросы и помогите ему ответить (на наглядном примере): - как называется фигура? (при затруднении назовите сами, пусть ребёнок повторит название и обведёт контур рукой); какая она: плоская или объёмная? - чем похожи круг и овал? Квадрат и прямоугольник? Овал и прямоугольник? И др. - чем отличаются круг и овал? Квадрат и прямоугольник? Овал и прямоугольник? И др.(при этом необходимо обращать внимание на количество углов, сторон, отсутствие углов, длину сторон – одинакова или отлична, на объём фигуры). 1. Игра «Подбери картинки разной формы». Упражняйте ребёнка в нахождении формы в окружающем, на картинках. Пусть ребенок подберет картинки с изображением предметов различной формы (например: конус – морковка у снеговика, колпак у клоуна, крыша на башне и т.п.; треугольник – косынка, парус, флажок и т.п.), вырежет их и наклеит в альбом. «Смастерим игрушки». Сделайте вместе с ребенком объемные формы из ватмана или других материалов. Покажите и объясните выкройку (из деталей какой формы она состоит, сколько деталей, где они расположены), порядок склеивания. |
«Здравствуй, зимушка-зима!» | Зима вступила в свои права! Уточните, что знает ваш ребенок о зиме, какие признаки сезона называет: -дни короткие, ночи длинные; -холодно, часто бывают морозы, метели, вьюги; -земля покрыта снегом, водоемы льдом; -деревья и кустарники без листьев, т.к. отсутствуют необходимые условия для роста; -снегопады бывают разные: крупкой, хлопьями, снежинками. Чтобы речь ребенка была яркой и образной, учите употреблять в речи описательные прилагательные: белоснежный, искристый, расписной, кружевной, студеный, узорчатый, хрупкий, изящный, разнаряженный, волшебный, сказочный, восхитительный, чудесный, морозный, колючий, рассыпчатый. |
«Библиотека. Музей» | |
«Дикие и домашние животные и птицы зимой. Зимующие птицы» | Побеседуйте с ребенком о птицах. Помогите вспомнить и узнать на картинках и в природе разных птиц. Учите ребенка распознавать птиц по внешнему облику (окраске, размеру), поведению, издаваемым звукам. Дайте ребенку возможность самостоятельно подкармливать птиц. Предложите найти этих птиц на картинках, учите сравнивать. Составляйте вместе с ребенком описательные загадки о птицах. |
«Новогодний калейдоскоп» | Изготовление новогодних украшений для дома. Украшение елки и дома. Моделирование костюма для праздника. Чтение с ребенком его любимых сказок с новогодними героями. Просмотр мультфильмов и сказок о Новым годе. Заучивание стихов и песен к утреннику. Во время бес о празднике настроить детей на положительные эмоции и позитивное отношение к утренникам. Побеседовать с детьми о правилах поведения на праздничных мероприятия. Обсудить и подобрать нарядные вещи или костюм для праздника. Беседа о правилах безопасного поведения возле Новогодней елки, и правилах обращения с бенгальскими огнями, свечками. |
«Зимние забавы» | Сколько радости приносят всем зимние забавы! Интересно, какие зимние игры знает ваш ребенок, в какие предпочитает играть? Запишите в альбом те зимние развлечения, в которые любит играть ваш ребенок. Приучайте ребенка беречь деревья и кустарники (не ломать ветки во время прогулки, катания на лыжах). Расширяйте представления ребенка о предметах, необходимых для зимних игр-забав. Уточните, из какого материала они изготовлены и почему выбран именно этот материал. Помогите сравнить, чем коньки отличаются от лыж, чем санки похожи на коньки. Предложите ребенку найти эти предметы на картинках, вырезать и наклеить в альбом. Учите ребенка выбирать безопасные способы поведения во время катания с горы, на лыжах, коньках, игры в снежки и др. Лепка «Зимние забавы». Понаблюдайте вместе с ребенком за движениями человека во время катания на коньках, лыжах. Предложите ребенку изобразить характерные позы фигуриста, лыжника, хоккеиста. Помогите ребенку вылепить несколько фигур человека в движении для составления композиции по теме «Зимние забавы», например: «Как мы с мамой ходили на каток», «Наша горка», «Лыжная прогулка» и др. Обсуждать с ребенком правила безопасного поведения. |
«Здания» | Уточнение и расширение представлений валеологической направленности. Приучение к самостоятельности в выполнении режимных моментов. Организация игры во время свободной деятельности и прогулки. |
«Квартира. Мебель. » | Помогите ребёнку ориентироваться в многообразии предметов мебели одного вида (например, столы – разные по форме, величине, цвету, назначению). Учите понимать взаимосвязь между назначением предметов мебели и её строением и материалом, из которого она изготовлена (например, письменный стол – много ящиков, устойчивый; диван – мягкая красивая обивка, высокая спинка, подлокотники и т. п.). |
«Бытовые приборы» (электроприборы и средства связи) | Уточняйте представление ребёнка о бытовой технике (какие предметы может назвать, знает ли назначение, чем может пользоваться самостоятельно). Расширяйте представления ребенка об электрических приборах: светильники, телевизор, пылесос, магнитофон, компьютер, электрочайник, электроплита, стиральная машина и др. Учите ребёнка правилам безопасного пользования бытовой техникой, самостоятельному пользованию некоторыми приборами под присмотром взрослых. |
«Посуда. Продукты питания» | Помогите ребёнку научиться ориентироваться в предметах посуды, различных по назначению: кухонная посуда (кастрюля, сковорода,…), столовая посуда (супница, тарелки, столовые приборы,…), чайная посуда (чашка, блюдце, сахарница, … ), кофейная посуда. Объясните ребёнку значение понятия «сервиз». Учите понимать зависимость между назначением посуды и материалом, из которого она сделана, между назначением посуды и ее строением. Учите ребёнка правильно называть предметы посуды, использовать их по назначению, сервировать стол, убирать и мыть посуду. |
«Транспорт» | Расширяйте представления ребёнка о разнообразии транспортных средств. Учите узнавать и называть все виды транспорта: - наземный - легковые и грузовые автомобили, автобус, троллейбус, трамвай, - водный - лодка, катер, корабль, подводная лодка; - воздушный – самолёт, вертолёт, ракета. Обращайте внимание ребёнка на работу специального транспорта (пожарная машина, милицейская, скорая помощь, подъёмный кран, трактор, экскаватор и др.). Помогайте узнавать этот транспорт по характерным признакам (цвет, специальные детали, световые и звуковые сигналы и.т.п.), объясните, для чего нужно специальное оборудование. Развивайте способности ребенка узнавать транспортные средства в доступном окружении с помощью зрения, слуха, обоняния. Учите ориентироваться на улице, определяя на слух, далеко ли едет транспорт, приближается или удаляется. Наблюдайте с ребенком за работой светофора. Помогите запомнить ребенку очередность включения цветов. Учите ориентироваться на улице, определяя на слух, далеко ли едет транспорт, приближается или удаляется. Наблюдайте с ребенком за работой светофора. Помогите запомнить ребенку очередность включения цветов. Познакомьте ребенка с несколькими дорожными знаками, например: пешеходный переход, подземный пешеходный переход, остановка троллейбуса или автобуса, пункт питания, телефон, велосипедная дорожка и др. Помогите изготовить ребенку знакомые дорожные знаки. Предложите использовать поделки в играх. |
«Наши защитники» | Рассмотрите с ребенком иллюстраций по военной тематике, к празднику дню защитников Отечества. Побеседуйте с ребенком о профессии папы, дедушки, если кто – то служил в армии, то рассмотрите фотографии, в каких войсках служил. Во время бесед с ребенком об армии прививать уважение к людям военных профессии. Объяснять мальчикам, что они бедующие защитники Родины и поэтому должны быть сильными, ловкими и смелыми, всегда защищать младших и слабых. Поддерживать желание мальчиков помогать папам, дедушкам, братьям. |
«8 Марта» | Поощрять развитие умений, необходимых для помощи маме в домашних делах в семейных традициях (собрать игрушки, полить цветы, протереть пыль и др.). Поручить детям выполнение постоянно закрепленных домашних дел. Поддерживать традиции семейных праздников, досугов. Организовать выставку семейных фотографий «Мамы разные нужны» (о профессиях мам). Выучить с детьми стихотворения к празднику. |
«Моя семья» | Расширение представлений ребенка о родственниках (где они живут, кем работают, какие они замечательные люди, кем они приходятся ребенку); о своей работе или учебе, о тех людях, которые вас окружают. Объясните ребенку понятия: доброжелательность, заботливость, внимательность. Закрепить за ребенком выполнение поручений по дому; выполнить его вместе и научить ребенка выполнять это поручение хорошо. |
«Я - человек» | Совершенствуйте умения ребенка ориентироваться на собственном теле. Обращайте внимание на обозначение в речи пространственного расположения частей своего тела. Расскажите ребенку об его уникальности. Обратите внимание на его рост, цвет глаз и волос, прическу, форму лица, носа, манеру ходить, мимику и др. Рассмотрите вместе с ребенком его фотографии; сравните фото, сделанные в младенчестве, в более старшем возрасте, сейчас. Поиграйте с ребенком в игру «Я росту»: помогите разложить фотографии по мере взросления ребенка. Ежедневно повторяйте правила ухода за телом, учите последовательно выполнять гигиенические процедуры. Прививать детям здоровый образ жизни: совместные прогулки, занятия спортом и т.д. Беседа о правилах безопасного поведения в помещениях и на улице. Соблюдение зрительного режима в домашних условиях. Гуляя по улице повторите правила безопасного поведения на улице, на проезжей части. Совместно с ребенком приготовить о полезных продуктах, побеседовать о здоровом образе жизни. Провести беседу: «Спорт – залог здоровья». |
«Школа. Школьные принадлежности» | |
«Весна шагает по планете» | Предложите ребёнку вспомнить и назвать все времена года. Спросите, сколько времён года он знает, сколько месяцев в году? Попросите назвать все времена года, перечислить летние месяцы, зимние, осенние, весенние. Спросите у ребенка, по каким признакам можно определить, что пришла весна (погода, природа, птицы, животные, одежда, труд людей и т.д.)? Обращайте внимание ребёнка на весенние изменения, гуляя с ним на улице, рассматривая иллюстрации. Учите ребёнка не только наблюдать и отмечать особенности сезона, но и устанавливать зависимости в изменении живой природы от неживой (например, проявились проталины – на них вырастает первая весенняя травка, прогревается земля и кора деревьев – просыпаются насекомые и др.). При рассматривании насекомых, семян, почек, первоцветов и других мелких предметов приучайте ребёнка пользоваться лупой. Расширяйте представления ребёнка о весенних изменениях в природе. Спросите, почему появились первые насекомые (снег растаял, согрелась земля, появляется первая трава, листочки, цветы). |
«Встречаем птиц» | Наблюдая весенние изменения в природе, обращайте внимание ребёнка на то, что все изменения в жизни животных и птиц связаны с изменениями в неживой природе: стало тепло, растаял снег, появились растения, проснулись насекомые – вернулись перелётные птицы (грач, скворец, ласточка, кукушка, журавль, соловей, жаворонок). Помогите ребёнку сформировать полное и точное представление о перелётных птицах: рассматривайте иллюстрации, обращая внимание ребенка на части тела птицы, окраску, величину птицы и её частей, форму частей. |
«Космос» | Просматривать и обсуждать информацию из фильмов и телевизионных программ: о космонавтах, луноходах, космических путешествиях, звёздных войнах; организовать длительное чтение К.Булычев «Девочка с Земли», «Алиса и крестоносцы» и др. |
«Комнатные растения» | |
«Инструменты» | Обсудите с ребенком разнообразие профессий. Объясните важность и значимость любого труда для общества и каждого человека. Помогите своему ребёнку разобраться в многообразии инструментов, используемых людьми для облегчения своего труда. Напомните ребёнку, что инструменты бывают столярные, слесарные, медицинские, музыкальные, садовые, малярные, чертёжные и т. п. Покажите эти инструменты или их изображения на иллюстрациях ребёнку; объясните, как ими работают. При обследовании различных инструментов учите ребёнка устанавливать взаимосвязи между их строением, материалом, из которого они изготовлены и той работой (действием), которую выполняют с помощью разных инструментов. Учите пользоваться некоторыми инструментами. |
«Родная страна» | |
«День победы» | |
«Первоцветы» | Гуляя с ребенком, полюбуйтесь вместе с ним красотой весенних первоцветов (одуванчик, подснежник, мать-и-мачеха). Спросите, в каких местах их можно встретить раньше всего? Почему? Обратите внимание ребенка на их окраску, строение, форму листьев. |
«Насекомые» | Расширяйте представления ребёнка о насекомых. Предложите ребёнку с помощью лупы рассмотреть строение насекомых (бабочка, муравей, жук), сосчитать, сколько у них лапок, усиков, крыльев. Понаблюдайте вместе с ребенком за их повадками. |
«Начало лета» |
2.4.3. Планирование коррекционно-образовательной деятельности в семье
№ | Форма работы | Тематика | Срок |
Родительские гостиные | 1.Особенности развития детей с нарушениями зрения (косоглазие, амблиопия) 6-7 лет. 2.Гимнастика для снятия зрительного напряжения. 3.Подготовка руки к письму 4. Знакомство с результатами работы за год. Рекомендации на лето. | Октябрь Май | |
«Школа любознательных родителей» | 1.Развитие мелкой моторики детьми в подготовительной к школе группе 2. Зрительные гимнастики (подборка) 3. Снятие мышечного напряжения с кистей и пальцев рук «Массаж и самомассаж» 4. «Делаем вместе» (советы, игры, упражнения, пальчиковые игры с ребенком с тяжелыми нарушениями зрения. | Ноябрь Февраль | |
Индивидуальные консультации | 1.По запросу родителей 2.В течение учебного процесса с целью консультирования, выработки плана совместной работы и т. д. 3.Консультирование родителей детей с тяжелыми нарушениями зрения | в течение учебного года | |
Стендовая информация | 1. Информация о прохождении детьми офтальмологического лечения и остроты зрения детей - «Экран зрения» 2. Информацияо теме недели, включающая в себя информацию о том, что изучают дети на этой неделе и рекомендации родителям, о том, чем заниматься дома с детьми | Ежемесячно еженедельно | |