Особенности взаимодействия с семьями воспитанников.

Взаимодействие ДОУ и семьи как одно из условий воспитания здорового ребёнка.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) предъявляет высокие требования к психолого-педагогическим условиям реализации образовательной программы дошкольного образования. Одним из таких требований является «взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи».

Взаимодействие дошкольного учреждения с семьями воспитанников является приоритетным направлением в работе нашего детского сада. А с появлением ФГОС это направление стало особо актуальным. Детский сад, семья, здоровый ребёнок – три понятия, тесно связанные между собой.

Вырастить здорового ребенка – нет задачи сложнее, а может и важнее для семьи и дошкольного учреждения. Здоровье – важный фактор работоспособности и гармоничного развития детей. Здоровье не существует само по себе, оно нуждается в особой заботе на протяжении всей жизни человека и, особенно, в первые семь лет. Известный педагог современности Ю. Ф. Змановский писал: «Помните, что первые семь лет жизни – самое важное время в формировании физического здоровья человека. А значит, этот период нужно грамотно смоделировать, иначе впоследствии за сегодняшние просчёты придётся платить слишком дорого».

Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторимый на протяжении всей последующей жизни. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Здоровье никому нельзя дать или подарить, его нужно сохранять и укреплять. А чтобы собственное здоровье стало ценностью для ребенка, необходимо переосмыслить работу с дошкольниками в сфере физического воспитания, организации двигательного режима, навыков самообслуживания и личной гигиены, в воспитании чувств бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

Поступая в детский сад, многие дети имеют отклонения в физическом развитии, и одной из причин таких результатов является неосведомленность родителей в вопросах физического воспитания детей. Это означает, что система тесного сотрудничества с семьей является острой необходимостью. А учитывая, что у взрослых в современном обществе нет лишнего времени, работу стараемся организовать компактной, но эффективной.

Организуя взаимодействие с семьей по вопросам оздоровления детей, мы используем в детском саду следующие формы работы:

1. Наглядные уголки для родителей, стенды, папки-передвижки.

На информационных стендах в каждой возрастной группе и в холле детского сада работают рубрики, освещающие вопросы оздоровления детей, такие как «Растим детей здоровыми», «Здоровье без лекарств», «Помоги ребёнку быть здоровым!», «Здоровая семья», и т.д., предлагаются комплексы для профилактики плоскостопия, коррекции осанки, упражнения пальчиковой гимнастики, подвижные игры.

2. Консультации специалистов.

Инструктор по физической культуре, логопед, врач, психолог, медсестра, – это круг специалистов детского сада, готовые в любое время проконсультировать родителей по вопросам здоровья их ребёнка. Консультация может быть как по желанию родителя, так и по инициативе специалиста. Целью консультаций является желание коллектива улучшить физическое, психическое, эмоциональное здоровье ребёнка, сделать его пребывание в детском саду максимально комфортным.

3. Анкетирование, тесты.

Этот метод позволяет получить информацию от родителей по вопросам физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, анализировать качество проводимой работы с родителями, узнать больше о каждом ребёнке и о его семье. В анкете родители задают вопросы, которые чаще и являются определяющими при выборе темы родительского собрания.

4. Круглый стол

Использование нетрадиционных форм в работе позволяет в оживленной, интересной беседе с родителями обмениваться опытом оздоровления детей, общаться и получать исчерпывающие ответы от специалистов, высказывать свое мнение. Тему круглого стола может определить как сам специалист, так и предложить родители. Практикуются совместные занятия детей и родителей, как правильно выполнять с детьми утреннюю, дыхательную, пальчиковую гимнастику, играть в подвижные игры, выполнять элементы закаливания и ЛФК.

5. Конкурсы стенгазет, выставки совместных рисунков, поделок.

Используются в детском саду конкурсы семейных стенгазет «Физкультурная семья!», «Выходной день в семье!», «Двигательная активность дошкольника в режиме дня», конкурсы рисунков и поделок «Физкульт-ура!».

6. Совместная спортивно-игровая деятельность.

Совместная деятельность направлена на развитие эмоциональной сферы, партнерских и доверительных отношений родителей и детей. Совместные игры-занятия «Мы за здоровый образ жизни!» и «Вместе с мамочкой моей становлюсь я здоровей!»,тематические развлечения "Осенние старты", "Зимние забавы", "День защитника Отечества", "День Космонавтики". Родители участвуют с детьми в играх, танцах, эстафетах, конкурсах.

7. Спортивные праздники «Папа, мама, я – спортивная семья!».

Благотворно влияет на взаимоотношения между семьёй и коллективом сада. Дети, которые не соревнуются с родителями, читают стихи о семейной физкультуре, выступают с музыкально-спортивными номерами, участвуют в разминке и подвижных играх.

8. Спартакиады.

Любая спартакиада – это всегда радостное событие. Проходит спартакиада в мае и является эффективной формой активного отдыха детей и взрослых, а также итогом работы за год. Дети соревнуются в беге, метании, прыжках, а родители оказывают посильную помощь педагогам. Обязательные атрибуты спартакиады – парад, разминка, показательные выступления детей, приглашение настоящего спортсмена, участие героя сказки, награждение участников.

9. «День открытых дверей».

Традиционное мероприятие детского сада. В этот день двери открыты для всех желающих, как родителей. Воспитатели проводят экскурсии по группе и саду, игры-занятия с детьми. Родители вместе с детьми под руководством инструктора по физической культуремогут поупражняться в утренней или гимнастики с оздоровительными комплексами ЛФК.

10. День «Здоровья». В детском саду отменяются все виды занятий, режим дня наполняется играми, развлечениями, увеличивается время пребывания детей на свежем воздухе. В течении дня проводим физкультурный праздник или досуг. Желающие родители могут принять активное участие во всех мероприятиях.

Все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада. Только взаимодействуя с родителями, можно добиться положительных результатов в оздоровлении, воспитании и обучении детей, подготовки их к школе.

IIIОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Наши рекомендации