Вклад Русской культуры в мировую культуру. «Золотой» век России.
Период с середины до 90 годов XIX век называют «Золотым веком» русской культуры.К началу XIX века русская культура, усвоив многообразные направления культуры западноевропейской, и при этом, сохранив самобытность входит в самый яркий свой период.
«Ни в какое другое время в России не рождалось столько гениев мировой величины, внесших такой вклад в сокровищницу общечеловеческих достижений. Очень ярко и образно сказал об этом А.М.Горький: « Гигант Пушкин, величайшая гордость наша и самое полное выражение духовных сил России, а рядом с ним волшебный Глинка и прекрасный Брюллов, беспощадный к себе и людям Гоголь, тоскующий Лермонтов, грустный Тургенев, гневный Некрасов, великий бунтовщик Толстой и больная совесть наша Достоевский, Крамской, Репин, неподражаемый Мусоргский, Лесков: все силы на, чтобы создать положительный тип русского человека, и наконец, великий лирик Чайковский и чародей языка Островский, не похожие друг на друга, как это может быть у нас, на Руси, где в одном и том же поколении встречаются люди как бы разных веков, до того они психологически неслиянны. Все это грандиозное создано Русью менее чем за сотню лет.
XIX век – век науки, техники и индустриализации. Европейская культура вступает в пору своей зрелости.
В это время:
• растет крупное машинное производство,
• используются новые виды энергии – пар, электричество, тепловая энергия,
• ощущается нужда в квалифицированных инженерах и рабочих,
• грамотность становится общекультурной нормой,
• созданы телеграф, телефон,
• эра автомобиля,
• железные дороги и сети,
• подорвана основа патриархальной семьи,
• увеличивается население, растет урбанизация,
• расцвет классического естествознания, создание единой системы наук.
Бурно развивается наука. Фундаментом новой научной системы послужили математика и механика.
В биологии возникает клеточная теория. Появляется экспериментальная психология.
Величайшим открытием культуры XIX века стала идея социальной сущности человека. Она же сделала демократическое движение важнейшим актом культурной жизни XIX столетия. Под влиянием этих идей находилась и Россия.
XIX век в истории европейской культуры занимает исключительное положение не только выдающимися достижениями в области науки и техники, но и радикальными переменами в сфере художественной жизни.
В целом художественная культура России XIX в. развивалась под знаком усиления роли субъективного начала личности художника и творчества как процесса.
Стал очевиден интерес не к внешней, общественной деятельности человека, а к внутреннему, духовному, эмоциональному миру личности. Предметом искусства все чаще становится не окружающий мир и природа, а внутренний духовный мир человека и самого художника
В развитии культуры России XIX в. можно выделить несколько основных стилей:
Романтизм. Под термином «романтизм» чаще всего понимается нечто духовно-возвышенное, удивительное, призрачное, порою фантастическое, авантюрное. Романтизм противопоставлял утилитаризму и нивелированию личности устремленность к безграничной свободе и «бесконечному», жажду совершенства и обновления, пафос личной и гражданской независимости. Яркими произведениями этого стиля являются картины М. Врубеля «Царевна лебедь», «Демон сидящий», «Демон поверженный».
Символиз - разновидность романтизма. Его стилистика широко использовала метафоры, символы. Стремление передать силу духа, борющегося с косностью реального мира, наполняет романтические образы внутренним порывом, энергией, динамизмом.
Он объявил себя защитником идеала свободы, связывая ее прежде всего с независимостью творческой индивидуальности и личности, права личности на самоутверждение и самовыражение.
Произведения: Шардена «Игорный дом», «Прачка».
Реализм -выдвинул задачу правдивого,объективного и глубокого отображения действительности.Творческий метод реализма предполагает всесторонний анализ, глубокое проникновение в суть явлений и фактов.Отражение типичных характеров в типичных обстоятельствах.
Творческий метод реализма предполагает всесторонний анализ, глубокое проникновение в суть явлений и фактов, типизацию и отбор, оценку событий. Поэтому представители реализма стремились к максимальной объективности, конкретно-историческому отражению действительности. Изображая жизнь в формах самой жизни они заговорили четким, ясным, твердым языком, который пришел на смену зыбким, метафорическим реалиям.
Особое место в культуре «золотого века» занимала литература. Она приобрела статус нравственного эталона, на который равнялось общество. Классическая литература XIX в. была больше чем литературой, она стала универсальной формой общественного самосознания. Многие просвещенные люди русского общества строили свою жизнь, ориентируясь на высокие литературные образцы. Произведения Толстого, Куприна, Чехова.
Характерной чертой стали творческие объединения(литературные, театральные, музыкальные и проч.). Создается «Могучая кучка» – «Новая русская музыкальная школа». Ее представители: Балакиреев, Бородин, Мусоргский, Римский- Корсаков, Ц. Кюи. Мировое признание получает
выдающийся композитор П. И.Чайковский.
К началу века расцвел талант А.Скрябина. С.Рахманинова.
Создается «Товарищество передвижных художественных выставок(по инициативе Крамского): Мясоедов, Ге, Перов, Куинджи, Серов, Васнецов, Суриков и мн.др.
В архитектуре основной стиль ампир (от франц. эмпир – империя), наложившая яркий отпечаток на архитектурный облик обеих столиц и других городов. В русской архитектуре ампиру присущи регламентированность, симметрия, статичность, сочетающаяся со
смелостью пространственных решений и градостроительным размахом.
Выдающиеся памятники: Адмиралтейство, Казанский собор Воронихина, Исакиевкий собор в Санкт-Петербурге.
Критический реализм(в отличие от реализма просветительского) -особая страница в культуре XIX века.Онсосредоточил свое внимание на неприглядных сторонах и тяготах жизни человека, его пороках и несовершенствах (И. Е. Репин «Бурлаки на Волге», Перов «Тройка», «Чаепитие в Мытищах». Творчество Салтыкова - Щедрина, Достоевского.
30. Тенденции культуры XX века.
В первой половине XX века завершилось становление индустриальной цивилизации.
Для культуры XX века характерно интегрирующее начало, охватившее не только сферу духовного, но и материального производства.
Цивилизационные процессы были максимально динамичны и имели определяющее значение для культуры. Эти процессы породили массу противоречий. Противоречия разломили культуру на две антагонистические формы: традиционную и инновационную. Сноу «между двумя этими культурами растет катастрофический разрыв. Это породило глубокий кризис культуры.
Что же определило культуру и кризис ХХ века?
Социальные изменения и потрясения:
· Первая мировая война.
· Октябрьская революция. Революции в Европе.
· Вторая мировая война.
· Падение колониальной системы.
· Создание лагеря социализма, который расколол мир на два лагеря.
· Колоссальные миграционные процессы.
· Глобализм.
Бурный научно-технический прогресс:
Ø Техника стала важнейшей составляющей культуры XX века.
Техногенная цивилизация могла реализовать свои возможности только через полное подчинение сил природы человеческому разуму. Это связано прежде всего с противоречиями возникшими между человеком и машиной.
Ø Техника принесла унификацию человеческого бытия. Новая форма организации массовой жизни разрушает красоту старой, лишив культурный процесс оригинальности и индивидуальности. Формирует безликую псевдокультуру.
Ø Создалась ситуация чрезвычайно высокой перенапряженности техникой. Техномасса стала вытеснять растительный и животный мир.
Ø Под влиянием техники меняется и сам человек, техника внедряется во внутренний мир, оказывает влияние на его психику, мышление.
Ø Незаметно для себя человек потерял веру в свои собственные силы. Постепенно атрофируется то, что дала человеку природа. Роковая роль техники в человеческой жизни связана с тем, что созданное руками человека восстает против своего творца.
Все это способствовало отчуждению человека от культуры.
Отчуждение – процесс превращения различных форм человеческой деятельности и ее результатов в самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную ему.
Человечество в ХХ в. совершило радикальный поворот. Человек потерял волю к жизни, тем самым поставил себя на грань самоуничтожения. «Человек не сумел развить свой организм до более совершенного, чем у любого животного. В борьбе за свое существование он выработал в себе способность заменять деятельность собственных органов их инструментами».
Научные открытия:
· Рентген.
· Микроскоп.
· Гены,
· ДНК.
· Атом- исходное начало материи.
· Атомная бомба.
· Новые лекарства: наука позволила регулировать жизнь с самого начала ( противозачаточные таблетки).
· Кино.
· Телевидение. Спутниковое телевидение,
· Мобильная телевизионная связь.
· Компьютер. Интернет.
Созданный человеком огромный мир культуры: государство, языки, наука, искусство, технологии и прочие – стали ухудшать саму человеческую сущность.
XX век ознаменовал начало глобальных войн. Человек стал жертвой своего изобретения. Стало возможным уничтожить полмира. Распространённым явлением стал терроризм.
В обществе нарастает внутренний дискомфорт, напряженность, агрессия, заметно утрачивается чувствительность к природному миру, способность откликаться на многообразную красоту. Идет процесс разрушения целостного мировосприятия, чувства гармонии. Внутренний мир человека становится беднее и примитивнее.
Начинают формироваться дисгармоничные, односторонне развитые типы людей:
• человек – функционер – безупречный исполнитель чужой воли,
• человек-гедонист – стремящийся любой ценой получить яркие, чувственные переживания, наслаждения,
• человек прагматик, рационалист, в духовном складе которого доминируют энергия, воля, целеустремленность, опора на разум, трезвый расчет. Но нравственность, отзывчивость для рационалиста не представляют ценности.
Это отразилось и на эстетической, нравственной и духовной природе человека.
· Утрата людьми взаимных обязательств по соблюдению социального порядка.
· Отрицание господствующей системы ценностей.
Возникают новые методы и подходы к искусству.