Советская культура: плюсы и минусы.

Культура советского периода - это сложное и противоречивое явление в истории России и других постсоветских государств. С позиции сегодняшнего дня достаточно трудно дать объективный анализ истории культуры СССР - явления, еще не раскрывшего в полной мере свои первоисточники и движущие силы развития. Отсюда неоднозначность и полярность научных оценок сущности истории культуры СССР: то негативная - это примитивная культура тоталитаризма, то положительная - это культура единения и развития советского народа и государства.

Плюсы

• Проведение политики равенства всех граждан,

• Культурная революция.

• Ликвидация безграмотности,

• Создание новой модели образования, доступного всем,

• Доступ к образованию получили все слои населения,

• Создание большого количества высших учебных заведении, новых научных школ, развитие академической деятельности,

• Индустриализация страны.

• Создание огромного числа творческих союзов, организаций.

• Утверждение плана монументальной пропаганды.

· Концепция новой школы

· Проект монументальной пропаганды

Минусы

• Уничтожение национальной элиты,

• Противоречивый характер,

• Манипулирование на высоких образцах,

• Репрессии,

• Цензура, отсутствие свободы творчества.

Советское время подарило миру гениальных ученых и исследователей, талантливых художников, писателей, музыкантов, режиссеров. В это время сложились многочисленные творческие сообщества, художественные школы, направления, течения, стили. Однако именно в это время была создана тотализированная социокультурная мифология, сопровождавшаяся догматизацией, манипулированием сознания, уничтожением инакомыслия, примитивизацией художественных оценок и физическим уничтожением цвета российской научной и художественной интеллигенции.

33. Иформационное общество, его основные черты.

В 60-е гг. XX века японский социолог Дж. Масуда введением нового термина зафиксировал втор­жение нового типа общества на историческую арену - «информационного общества,которое будет новым ти­пом общества, целиком отличающимся от своего индустриального предшественника».

В книге «Сдвиг вла­сти» (1990)* А. Тоффлер определяет информацион­ное общество как общество, в котором фактор зна­ния и сфера знания играют определяющую роль в общественном развитии.

А.Тоффлер строит своеобразную перио­дизацию истории, В основании которой лежат:

в доиндустриальную эпоху - сила,

в индустриальную — деньги,

в современном ускоряющемся обществе — знание.

Главное и определяющее место в обществе начинает играть информация. «Информа­ция становится основанием и непременным усло­вием любого взаимодействия».

История информационного общества, на пер­вый взгляд, коротка. Внешне все началось в середи­не XX века с появления новой техники — инфор­мационных носителей, компьютеров и автоматизи­рованных систем.

· Первый компьютер появился в 1947 году,

· транзистор — в 1948 году,

· автоматиза­ция возникла в 1957 году, «

· микросхемы были созда­ны в 1975 году,

· экспертные системы — в 1976 году.

· роботы и проч.

Информатизация привела к универсализации форм управления, тотальному контролю, превращению мира в «глобальную дерев­ню» благодаря новым информационным технологиям: телефону, мобильной связи, электронной почте, Интернету, Глобальной паутине. Благодаря новым средствам коммуникации стираются пространственно-временные границы, необычайно расширяются возможности взаимодействия между людьми.

Примером может служитьреорганизации образования, появляется дистанционное образование. Информатизация в сфере образования связана с появлением ЭВМ с разделением времени и режима человеко-машинного диалогового взаимодействия,

Информация все больше становится товаром, начинает конкурировать с капиталовложениями.

Наряду с благами информатизация породила и ряд проблем:

· Гигантское ускорение темпа жизни.

· Избыточность информации приводит к информационной усталости»,

· Возможность манипулирования людьми со стороны собственникови производителей программных продуктов

· Желание получить закрытую информацию порождают такие явления как промышленный, корпоративный шпионаж, хакерство, информационные войны.

· Весь мир становится фрагментарным, разорванным, напоминающим файлы компьютера или телевизионную картинку, состоящую из мозаичных математических единиц.

Все это нашло отражение в художественной культуре второй половины XX века, получившей название постмодернизм.

34. Культура постмодернизма.

В 60-70-х годах в западноевропейской эстетике произошел новый поворот. Этот поворот в культурологии принято на­зывать «постмодернизмом».Этот термин начал широко применяться с 1979 года, когда вышла книга французского философа Жана-Фран­суа Лиотара «Постмодернистское состояние».

Термин «постмодернизм» не может быть понят, как обозначение какого-либо стиля. «Это особый тип мировоззрения, ориентированный на формирование такого жизненного пространства, в котором главными ценностями становятся свобода во всем, спонтанность деятельности человека, игровое начало. В реальной художественной практике последних десятилетий XX века искусствоведы не без основания полагают, что эпоха модернизма продолжается и постмодернизм надо рассматривать всего лишь как некоторое направление или этап внутри модернизма («поздний модернизм»). Он подразумевает цитирование известных образцов, часто в манере намеренно бредового кол­лажа.

Для него характерны:

· разнородные эклектические образования.

· смещение различных духовных пластов.

· передразнивание - «диалог» в перевернутой форме.

· изменением ценностных ориентации общества.

· отказ от гуманистических принципов и замещением их игровыми

Такой путь художественного развития ставит на одну грань с художником и зрителя, а это — грань варварства, точка отсчета. В эстетике и искусстве постмодерна и теоретик, и ху­дожник — являются фигурами молчащими.

Сторонники взгляда на постмодернизм как на новую эпоху в художественной культуре пытаются, однако, указать новые веяния, которые впервые появились в искусстве послевоенного времени и которых не знало искусство модернизма. К признакам постмодернизма относят, например:

· воскрешение традиций художественной классики, диалог с ней, включение элементов великих стилей прошлого в новые формы искусства;

· ироническую интонацию, смешение фактографичности с гротеском, рационального, серьезного, возвышенного – с иррациональным, игровым, шуточным;

· ориентацию искусства одновременно и на массу, и на элиту;

· экспансию искусства в новые сферы – создание новых форм, видов и жанров, расширение границ искусства вплоть до отождествления его с нехудожественными формами деятельности (например, создание художественных композиций из реальных предметов и элементов пейзажа – хэппенинг, инвайронмент, ленд-арт и т.п.

Искусство стремиться с одной стороны к гигантизму (архитектура, интерьеры) – акценты на материальном. С другой стороны – к малым, интимным формам, прячась от серьезного анализа и отражения реальной жизни, ее трудностей (литература, живопись, декоративно-прикладное искусство). – уходя от глубоких аспектов духовных аспектов бытия.

35. Глобализация и ее влияние на культуру.

К числу наиболее значимых цивилизационных тенденций современности следует отнести процессы глобализации и информатизации, находящиеся в диалектическом единстве и взаимообусловленности. Именно их синтез все в большей степени определяет генеральное направление социального развития человечества на ближайшую перспективу.

Глобализация— процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции, основными характеристиками которого являются распространение капитализма по всему миру, мировое разделение труда, миграция в масштабах всей планеты денежных, человеческих и производственных ресурсов, а также стандартизация экономических и технологических процессов и сближение культур разных стран. Постиндустриальное общество - историческая фаза развития цивилизации, которой в сфере культуры присущи:

• Прагматизм

• Динамизм

• Плюрализм

• Внутренняя конфликтность

• Экспансия

• Демократизм

Современная эпоха есть завершающая фаза гигантского «мегацикла» человеческой истории и вместе с тем начальный этап возникновения какой-то принципиально иной исторической «мегаволны». Хронологически она расположена на стыке двух тысячелетий, что символически подчеркивает ее переломный характер.

В третьем тысячелетии развертывается процесс формирования принципиально нового типа социальной реальности. Этот процесс идет одновременно в двух основных направлениях:

1) становление нового типа общества в наиболее развитых странах;

2) образование глобального, охватывающего весь мир социального организма (глобализации).

Новый тип общества, приходящий на смену индустриальному, называют по-разному: «постиндустриальное общество», «постиндустриальное общество», «неотехническая эра», «сверхиндустриальная цивилизация», «информационное общество». Высказывается мнение, что такое общество уже возникло в наиболее высокоразвитых странах (США, Япония, Евросоюз), другим же странам для этого потребуется 25-50 лет.

36. Социокультурные прогнозы развития культуры будущего.

Осознание опасностей, поджидающих людей на нынешнем этапе истории, необходимо. Но не для того, чтобы предаваться отчаянию.

Переживаемый исторический этап – это время великих перемен, и нет ничего удивительного, что в такое время просыпаются силы хаоса, приводящие людей в смятение, что в общественной жизни возникают противоречивые течения и «турбулентные» завихрения. В очередной раз история бросает людям вызов, может быть, особенно трудный и ответственный. Опустив руки, ожидать неизбежная «конца мира» - это самый скверный ответ на него. Но выход из трудностей современной эпохи, по-видимому, требует объединения человечества для разумно организованной деятельности как на нашей планете, так и в космосе.

Глобализация нужна человечеству, ибо без нее не удастся справиться с проблемами, возникающими вследствие развития постиндустриального общества. Исторической эпохе разрозненного существования народов и стран приходит конец. Наступает эпоха их объединения и сотрудничества во всемирном масштабе. Мировой экономический рынок, международное право, непрерывное передвижение через границы государств людей, товаров, денег, информации, стандартов образования и т.д. – все это постепенно формирует глобальное человеческое общество, сплачивает человечество в единый социальный организм.

В сущности, лишь в современную эпоху человечество обретает единство не только антропологическое – как биологический вид, но и социальное – объединяясь в целостную всемирную систему, и культурное – поскольку во взаимообмене достижениями различных культур образуется единая общечеловеческая культура.

Глобализация имеет свои трудности.

Идея сотрудничества сталкивается с идеей соперничества.Наиболее мощные в экономическом отношения государства стремятся к лидерству. Реакцией на это стал взрыв национализма в экономически слаборазвитых странах.

Стабильность глобального порядка пока не достигнута, мировая система находится в неустойчивом состоянии.

Раньше человечество двигалось вперед через «пробы и ошибки», совершавшиеся в рамках отдельных социокультурных миров, и вступление какого-то из них на гибельный путь не означало гибели человеческой культуры: существование множества культур создавало возможность выживания человечества за счет более удачных путей, найденных другими социокультурными мирами. Теперь же в критических точках всемирной истории выбор наилучшего решения определяет судьбу всего человечества в целом. При неудачном выборе дальнейшего пути развития мировой культуры человечество может оказаться перед угрозой деградации и самоуничтожения.

Наступает новая эра, в которой взаимодействие культур становится важнейшим условием развития любой из них. Становится ясно, что нельзя ни одну культуру считать совершенной и самодостаточной. Наоборот, каждая из них несовершенна и ограниченна. Любая культура нуждается в выходе за свои рамки, ибо, замыкаясь в себе, она с течением времени исчерпывает свои внутренние возможности, застывает, «консервируется», и чтобы получить импульс для дальнейшего развития, должна обращаться к опыту других культур и усваивать его. Культура, не находящаяся в контакте с другими и не испытывающая их влияния, неминуемо обречена на отставание от темпов мирового и культурного развития, подобно тому как экономика страны, оторванной от мирового экономического рынка, неизбежно впадает в застой.

Выравнивание уровней развития культур – одна из характерных черт современной эпохи. Перспективы дальнейшего развития мировой культуры во многом зависят от того, как будет складываться взаимодействие двух тенденций – к сохранению уникальности культур и к их унификации.

Наши рекомендации