Европейская культура Нового времени.

Хронологическими гранями Нового времени служат, с одной стороны, Английская буржуазная революция сер. XVII века, положившая начало торжеству капитализма в Европе, с другой – Октябрьская революция в России(1917 г.).

В этот период в Европе создается единое культурное пространство, в основе которого лежит единый базис – буржуазный способ производства. И единый ориентир – развитие человеческой индивидуальности.

В этот период культура западноевропейских стран обрела ту развитую форму, которая выделила Европу из остального мира и которую имеют в виду, когда говорят о европейской культуре в целом.

Каждый век эпохи Нового времени имел свое историческое лицо, свою культурную специфику.

XVII в. В этот период были заложены основы научного естествознания. Галилей впервые обратил внимание на разработку методологии науки. Выдающиеся мыслители этого времени – Бэкон, Гоббс, Декарт, Спиноза, Лейбниц и др. освободили философию от схоластики. Одной из фундаментальных новаций в духовной культуре XVII в. стал переворот в науке, основой которого стал рационализм. Этот метод мышления основывался на идее, что в мире существует порядок, доступный человеческому познанию. Он утверждал понятие естественного закона, не знающего исключений ни для Бога, ни для человека. Основой рационализма стала ориентация на систематизированное, достоверное и экспериментально подтверждаемое знание.

Христианская религия осталась важнейшим фактором духовной жизни общества, но ее безраздельному владычеству над всей культурой пришел конец. Европейская культура стала светской.

С XVII века средневековая латынь уступает место национальным языкам. Европейская культура становится многоязычной. Начинается подъем национальных культур. Их контакты и взаимодействие, взаимообмен культурными достижениями оказываются важнейшим фактором быстрого культурного и социально-экономического прогресса Европы.

В европейской культуре XVII века начинает формироваться классическая буржуазная мораль, принципы которой существенно отличались от дворянско-аристократической этики и от официальной церковной морали. Новое буржуазное «Евангелие» труда и накопительства, тесно связано с протестантской этикой. Главным естественным правом считается не право силы, а право на собственность и на труд, которое дает людям свободу, равенство и независимость.

В странах Европы складываются оригинальные художественные школы, в которых находят выражение два больших стиля того времени – барокко и классицизм.

Барокко (от итал. barocco – грубый, неуклюжий, фальшивый). Для барокко характерны: явно подчеркнутая ассиметричность, экспрессия, порыв, многозначность, драматизм. В нем возросла значимость элементов зрелищности, эффектного воздействия. Синонимом красоты становится сияющее величие и богатство.Красота воспри­нималась как проявление трансцендентного мира, а ее ощущение приближалось к переживанию чудесного, необычного, эфемерного, волшебного, исключительного. В XVIII в. термин приобретет значение отрицательной эстетической оценки. Барочным обозначалось все неестественное, произвольное, преувеличенное.

Классицизм (от лат. classicus — образцовый).Основа классицизма – философский рационализм. В основе его идея всеобъемлющего порядка, рациональной соподчиненности, упорядоченного бытия, строгой ответственности личности. Характерной чертой классицизма также стал его нравственный пафос, гражданская направленность. Основная этическая проблема — отношение человека и общественной среды — получила в классицизме глубокое отражение. Центральное место в нем занял образ разумного человека, сознающего свой общественный долг. В оценке человека большое значение придавалось морали, понятиям о норме, добродетели.

XVIIIстолетие – век Просвещения. С этого времени начинается индустриализация общественного производства. На иной качественный уровень поднимается техническая культура. Растут города, развивается предпринимательство, на смену феодально- сословному обществу приходит капиталистическое. Культура Нового времени обращается к обществу и человеку.

Просвещение увидело в невежестве, предрассудках и суеверии главную причину человеческих бедствий и общественных зол, а в образовании, философии и научной деятельности, в свободе мысли — путь культурного и социального прогресса. Просветители боролись за: всеобщее равенство, пропаганду знаний, смелость мысли и независимости суждений, права человека, разделение вла­стей, этику индивидуализма.

На небывалую высоту поднимается авторитет знания, добываемого наукой и философией. Развитие знаний, рост образования рассматриваются как движущая сила общественного прогресса. Европейская культура приобретает преимущественно рационалистический характер.

Позже в искусстве появляются стили рококо и сентиментализм.

Рококо (от франц. «рокайль» — раковина) — один из самих распро­страненных художественных стилей в эпоху Просвещения — получил свое название из-за прихотливости и причудливости форм морских рако­вин. Содержательной основой рококо стали гедонизм, индивидуализм, при­хотливость, пренебрежение к разуму и апофеоз чувства. Эти черты рококо выражали аристократический образ жизни, длякоторого были характерны изящность, рафинированность, грациозность, изысканность, легкость, воз­душность. Любимыми темами художников рококо стали не сила, страсть и героика, а нежность и игра. Традиционная французская куртуазность, вос­петая трубадурами в Средние века, измельчала, и место прекрасного, возвы­шенного идеала заняло пикантное и сладострастное его подобие.

Сентиментализм – направление, для которого характерны: внимание к человеческой личности; культ чувства и воображения; разработка семейно-психологических сюжетов; изображение природы. Сентиментализм не требовал самостоятельного стилистическоюоформления, поскольку был обращен не к внешнему, а к внутреннему, интимному миру человеческих чувств. Сентименталистская форма отражения мира служила своеобразной защитой от грубости, пошлости, цинизма, жестокости, насилия, которые разъедали общество.

Наши рекомендации