Культурология, ее предмет и задачи.
Культурология - гуманитарная, интегративная дисциплина.*
Термин «культурология» буквально в переводе с греческого языка означает «наука о культуре» (от лат. cultura – культура и греч.logos – наука, знание). Культурология – это наука о формах и типах культуры, о тех механизмах, которые лежат в основе взаимодействия культуры, общества и человека.
Явления культуры изучает множество наук: история, философия, социология археология, этнография, антропология, этнология, семиотика, искусствознание, эстетика, этика, религиоведение, лингвистика, и др. Но у каждой из этих дисциплин есть свой предмет.
Предметом культурологии является культура или мир культуры как более или менее целостная система.
В широком смысле культурологиятрактуется как «комплексная гуманитарная наука или, лучше сказать, как комплекс наук, который охватывает всю совокупность знаний о культуре».
В узком смысле под культурологией понимается общая теория культуры, на основе которой развиваются культурологические дисциплины, изучающие отдельные формы культуры(искусство, наука, право, мораль и проч.).
Культурологиязанимаетсяисследованием феномена культуры как исторически–социального опыта людей, который воплощается в специфических нормах, законах и чертах их деятельности, передаётся из поколения в поколение в виде ценностных ориентаций и идеалов, интерпретируется в «культурных текстах» (философии, религии, искусстве, праве, науке).
Ее интересует совокупность вопросов происхождения, функционирования и развития культуры как специфически человеческого способа жизни, отличного от мира живой природы. Она призвана изучать наиболее общие закономерности развития культуры, формы ее проявления во всех известных человечеству видах деятельности, объективные закономерности общечеловеческих и национальных культурных процессов.
Совершенно очевидно, что индивидуальное развитие человека происходит благодаря усвоению транслируемого в культуре социального опыта.
Сегодня изучение культуры призвано помочь нам понять тот очевидный факт, что любое социальное изменение начинается именно как сдвиг внутри культуры, как результат появления новых ценностных ориентаций, как итог действия разнообразных социокультурных закономерностей.
Гуманитарно - культурные ценности это то бесценное достояние, которое отобрало человечество в процессе своей эволюции и которые позволяют человеку выделяться из всех живых существ и не погибнуть в борьбе за существование. Достояние и опыт прошлого оказываются бесценными для конструирования современных образцов культуры.
Задачи культурологии:
1. Показать общекультурные основания – константы человеческой деятельности.
2. Ознакомить с мировоззренческими доминантами (парадигмами предшествующих эпох).
3. Сформулировать понимание необходимости и основные направления развития новых парадигм, основанных на культуре как универсальной ценности.
4. Выявление особенностей культурных картин мира разных культур.
В зависимости от целей и предметных сфер, уровня знания и обобщения выделяют фундаментальную и прикладную культурологию.
2. Понятие «культура», ее сущность
Понятие «культура» - центральное в культурологии. Это одно из фундаментальных научных понятий социально-гуманитарного знания.
Существует множество определений этого понятия. Назовем наиболее известные из них:
В переводе с латинского языка слово«культура» буквальноозначает: возделывание, обработка, уход, культивирование почвы, т.е. изменения в природном объекте под воздействием человека в отличие от тех изменение, которые вызваны естественными причинами. В этом значении данный термин использовал римский политик Марк Порций Катон (234-149 до н.э.), написавший трактат «De agri cultura».
Древние греки под культурой понимали воспитанность (пайдея), в отличие от дикого, некультурного поведения варваров.
В средние века культура ассоциируется с понятиями «культ», «почитание», и связывается с признаками религиозности.
В эпоху Возрождения под культурой начинают понимать соответствие гуманистическому идеалу.
В качестве самостоятельного термина понятие «культура» появилось в трудах немецкого юриста второй половины XVII века С. Пуфендорфа. Он употребил его для обозначения результатов деятельности общественного человека.
Иоганн Готфрид Гердер(1744-1803). Термин «культура» в научном языке с самого начала служил средством, с помощью которого выражалась идея культуры как сферы развития «человечности», «человеческой природы», «человеческого начала в человеке» - противоположность природному, стихийному, животному бытию.
Просветили XVIII века были склонны связывать культуру с разумностью человека. Но всегда ли разум служит благу? Он может породить и добро и зло. В связи с подобными вопросами постепенно стали обозначаться два альтернативных подхода к трактовке культуры.
С одной стороны, она трактовалась как средство возвышения человека, совершенствования духовной жизни и нравственности людей, исправления пороков общества. Ее развитие связывали с просвещением и воспитанием людей…(то, что должно быть). А с другой стороны, культура рассматривалась как реально существующий и исторически изменяющийся образ жизни людей, который обусловлен достигнутым уровнем развития человеческого разума, науки, искусства, воспитания, образования (то, что есть).
В конце XVIII-XIX вв. культура трактовалась как средство возвышения человека, совершенствования духовной жизни и нравственности людей, исправления пороков общества.В культурном прогрессе виделся путь, ведущий к благополучию и счастью человечества».
Со второй половины XIX в. понятие культуры приобретает статус научной категории. С этого времени ведутся интенсивные исследования. Американские ученые К. Клакхон и А. Кребер в 1952 году впервые систематизировали известные им определения, насчитав 164 определения культуры, 1970 -300, 1990 – 500. Сегодня существует огромное количество определений понятия «культура» -около 1000.
В определении понятия культура», данном в Философско- энциклопедическом словаре, указывается, что культураозначает исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
Выдающийся английский антрополог и этнограф, историк культуры Эдуарда Бернетта Тайлор писал: «С идеальной точки зрения на культуру можно смотреть как на общее усовершенствование человеческого рода путем высшей организации отдельного человека и целого общества с целью одновременного содействия развитию нравственности, силы и счастья человека».
Таким образом, главной задачей культуры является совершенствование и возвышение «подлинно человеческого начала в человеке.
3. Функции культуры.
Своеобразие культуры обнаруживается в реализованных ею функциях:
1. Главной функцией является функция созидательная или человекотворческая, человекообразующая.Культуру часто трактуют как то, что сделано человеком, тот искусственный мир, который человек создает вокруг себя.
2. Адаптивная(от лат.adaptatio – прилаживание, приспособление).Культура обеспечивает адаптацию человека к окружающей среде.
3.Информационная – трансляция, передача социального опыта. Культура как форма производства, накопления и трансляции знаний.
4. Познавательная (гносеологическая) – способность культуры концентрировать социальный опыт множества поколений. Социальная память человечества.
5. Регулятивная (нормативная) выступает как разветвленная система норм и требований, которые предъявляет общество к индивидам во всех сферах их жизнедеятельности.
6.Аксиологическая (ценностная) – отражающая систему ценностей, ценностный потребностей и ориентаций личности.
7.Коммуникативная – культура не существует вне общества, она формируется через общение. Язык является важнейшим носителем коммуникативной функции. Различают проблемы внутрикультурной и межкультурной коммуникации.
8. Воспитательная–воспитание человека немыслимо вне культуры, общепризнанных ее образцов.
9.Интегративная – объединяет народы, социальные группы, государства.
4. Материальная и духовная культуры. Понятия «культурный ареал», «культурное поле», «культурное наследие», «культурные универсалии», «культурные доминанты».
В любой культуре можно обнаружить ее материальные и духовные аспекты.
К материальной культуре относятся предметы, вещи, сооружения, орудия труда и материального производства, элементы быта, культура топоса, т.е. места жительства (жилища, дома, деревни, города, ландшафты), культура земледелия, культура отношения к собственному телу, физическая культура, и т.п.
Духовная культура(совокупность нематериальных элементов) существует в форме идей, образцов, норм, идеалов, правил, ценностей, ритуалов, процессов духовного производства (формы и методы образования, познания, искусство и т.д.). Отношение людей между собой, к самим себе и к природе (эмоционально-психологические, нравственные, эстетические).
Трудно провести границу между материальной и духовной составляющими культуры (например, в архитектуре, скульптуре и т.п.).
Материальная и духовная культура, характеризующая специфику того или иного географического района связана с понятием культурного ареала.
Совокупность элементов материальной и духовной культуры составляет поле культуры. В него входят: природная среда, конкретный этнос, язык, история, политический, экономический уровень, уровень развития науки и техники.
Часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся следующим поколениям как нечто ценное и почитаемое, носит название культурного наследия.
В мировом масштабе культурное наследие выражают культурные универсалии -унифицированные, универсальные системы идей, ценностей, норм, правил, традиций, которые как бы задают его субъектам определяющие жизненные ориентиры и обеспечивают оптимальные формы жизнедеятельности.Американские ученые выделили более 70 культурных универсалий (семья, дом, любовь, справедливость, власть и т.д.).
Мировоззренческие доминанты (парадигмы) – «модели построения», образцы, в которых зафиксированы предельно общие убеждения, идеалы нормы жизнедеятельности. На основании мировоззренческих парадигм и строятся модели общества. Например: империя, коммуна, христианская культура, мусульманский мир. У каждой модели свои базовые ориентиры: равенство, иерархия, послушание и т.п.