Основные структурные элементы культуры (артефакты, смыслы, знания, ценности, нормы, идеалы).

В основе анализа культуры лежат артефакты.Артефакт как биологически ненаследуемый, искусственный, созданный людьми объект является элементарной структурной единицей культуры.

Артефакты (от лат. arte – искусственный и factus – сделанный) - материально оформленные, овеществленные продукты и результаты человеческой деятельности.

Любой артефакт может быть охарактеризован с точки зрения материальной формы (материал, конструктивные особенности) и духовного содержания (значение, смысл). В культуре содержание артефактов, то есть передаваемая информация, важнее их материальной формы (например, книга – материал и содержание, развалины архитектурных памятников). По артефактам определяют уровень развития культуры конкретной исторической эпохи.

Культура есть мир смыслов,которые человек вкладывает в свои творения и действия. Смыслы воплощаются в представлениях, понятиях, превращаются в самостоятельные объекты мышления, оперирование которыми приводит к образованию новых, более абстрактных смыслов. Существует три основных вида смыслов:

Знания– информация о свойствах объектов, явлений действительности;

Ценности– характеристика объектов с точки зрения их соответствия потребностям и интересам человека;

Нормы (регулятивы) правила или требования, в соответствии с которыми люди строят свое поведение и деятельность.Норма – общепризнанное правило или образец поведения, действия. Нормы играют важную роль в обществе, указывают, какие способы действий допустимы, «нормальны», а какие – нет. Они напрямую связаны с регулятивами, утвержденными в обществе, включающими предписания («надо»), запреты («нельзя»), разрешения и рекомендации («можно»).

Особую позицию в структуре культуры занимают идеалы.Идеал – этоэталонные образец, представление о том, каким должны быть объекты, явлении, то к чему стремятся люди, общество.

Идеалы, нормы, ценности являются критериями состояния культуры.

Культура как мир знаков. Семантика культуры.

Культура есть мир знаков.В семиотике (от греч. semeion – знак, признак) - науке о знаках и системах знаков в качестве знаковых образований рассматриваются любые природные или социальные явления, которые закрепляются с помощью смыслов и значений.

Раздел семиотики, посвященный анализу смыслового содержания знака, называется семантикой.

Знак– это предмет (явление, процесс), выступающий в качестве носителя информации о других предметах и используемый для ее приобретения, хранения, переработки и передачи. С помощью знаков кодируется информация. Знак представляет собой единство наглядной, чувственно воспринимаемой формы и мыслимого, умопостигаемого содержания – смысла.

Смысл знака произволен. Одним и тем же знакам может быть дан совершенно разный смысл ( число «13», желтый цвет и проч.). Поэтому не всегда просто понять знак. Понять знак – это значит понять его предназначение, роль, функции.

С точки зрения культурной формы знаки можно подразделить на: естественные (гром, дым), функциональные (орудия труда)(, иконические (изображение), конвенциональные (по договоренности).

Символ в культуре.

Особое место среди конвенциональных знаков занимают символы. Символ(от греч. - знак, опознавательная система). Они не только

обозначают предмет, но и несут в себе добавочный смысл: выражают общие идеи и понятия, связанные с толкованием этого объекта. Они обычно имеют не только конвенциальный, но и иконический характер. Ф.Соссюр отмечал что символ «не до конца произволен». Например, весы – символ справедливости – содержат идею равновесия. Символ обладает двухслойным строением. Его внешний «первичный» слой – образ некоего объекта. Второй – мысленно сопрягаемая с этим объектом идея. Примеры символов: эмблемы, гербы, ордена, знамена.

Символ многозначен. Например, одежда. Она и защищает, и является «визитной карточкой» человека. Символ – не просто оболочка мысли, но и ее необходимый инструмент. Он помогает, как и другие знаки, сохранять информацию на века, образуя огромный развивающийся мир человеческой культуры и плотную символическую сеть. В качестве примера можно взять один из древнейших символов человечества – крест(с его универсальностью и многозначностью в культуре разных народов).

Человека начала третьего тысячелетия окружает уже не столько реальный, естественный мир, сколько искусственная информационно-символическая вселенная.

Язык и культура.

Культура развивается в языковой оболочке. Безусловный приоритет принадлежит естественным языкам. Естественный язык – единственная знаковая система, которая описывает себя сама.

Естественные языки – это вербальные(словесные),исторически сложившиеся знаковые системы, образующие основу - семиотический базис – всей культуры говорящих на них народов.

Язык служит людям: средством мышления и средством общения.

В процессе мышления язык выполняет четыре основные функции:

а) номинативная (от лат. nomina - имена). Слова естественного языка выступают как имена предметов мышления. Язык закрепляет за предметами названия.

б) конструктивная функция. В ходе мышления слова-имена связываются в предложения, описывающие свойства и отношения предметов.

в) аккумулятивная.В языке аккумулируются, т.е. фиксируются и сохраняются результаты мышления – различного рода знания.

г) коммуникативная. Выступая в качестве средства общения, язык выполняет коммуникативные функции. Они проявляются в речи. Язык и речь – понятия взаимосвязанные, но не тождественные. Речь – это язык в действии. Язык средство социального контакта и обмена информацией.

Умение эффективно использовать коммуникативные функции языка характеризуют культуру речи (соблюдение общепринятых языковых нормы, индивидуальный стиль речи).

Знаковые системы записи. Первой стадией истории письменности было письмо в рисунках (пиктография). На следующей стадии возникает идеографическое письмо, в котором рисунки приобретают все более упрощенный и схематический характер (иероглифы). И наконец, создается алфавитное письмо, в котором используется сравнительно небольшой набор письменных знаков, означающих не слова, а составляющие их звуки речи.

Письменность позволяет обществу транслировать информацию, количество которой намного превосходит объем памяти отдельного человека. Письменность открыла путь к тиражированию текстов – книгопечатанию, способам хранения информации – библиотекам, архивам, музеям и проч.

Искусственные языки – это языки, где значение каждого знака четко и однозначно определено и существуют строгие рамки использования каждого знака (например, язык науки: математики, химии, информатики и др.). Множество языков имеет искусство (словесные, жестово-мимические, звуко-интонационные, пластические и проч.). Свой язык у рекламы, моды и т.п.

Таким образом, явления культуры – это знаки и совокупности знаков («тексты»), в которых «зашифрована» социальная информация, т.е. вложенное в них людьми содержание, значение, смысл. Знаки выступают своего рода «материальной оболочкой» человеческих мыслей и желаний.

Наши рекомендации