Наречие. Служебные части речи (Предлоги. Союзы)
Стилистическое использование наречий. Правописание наречий. Избирательность употребления предлогов и союзов. Правописание. Выбор правильного падежа и предлога.
Контрольно-тренировочные упражнения
1. Раскройте скобки, употребив слова из скобок в нужной форме; используйте, где это необходимо, соответствующий смыслу предлог.
1. Серьезность и глубина отличает обсуждаемую работу (многие студенческие исследования). 2. В монографии дается характеристика (положение дела в отрасли). 3. В настоящее время усилия направлены (модернизация производства). 4. Происшедшее с трудом вписывается (рамки демократических традиций). 5. Опубликованная статья содержит краткий обзор (научные достижения). 6. Достигнутые успехи вселяют уверенность (дальнейшее повышение результативности). 7. Серьезная научная работа требует (самоотдача).
2. Исправьте ошибки в употреблении падежных форм и предлогов.
1. Об этом мы познакомим вас позже. 2. Докладчик подчеркнул о необходимости строительства. 3. Высказывается критика о том, что мы делаем. 4. Решимость парламента свелась лишь в предоставлении полномочий. 5. Магазин, ориентированный специально для школьников. 6. Уверенность каждого за свой завтрашний день. 7. Контролировать за ходом лечения. 8. Озабоченность за безопасность границ. 9. Участвовать на выборах. 10. Факты говорят за возможность использования резервов.
3. Придумайте предложения (словосочетания) с данными словами. Следите за правильностью употребления падежных форм и предлогов.
Предполагать (ч т о?); управляющий (ч е м?); тяготиться (чем?); отдавать отчет (в ч е м?); удостоен (ч е г о?); радоваться (ч е м у?); поражен (ч е м?); вписаться (в о ч т о?); курировать (к о г о – ч т о?); свойственный (к о м у – ч е м у?)
4. В приведенных предложениях исправьте стилистические недочеты в выборе предлога, а также ошибочное употребление падежных форм.
1. Согласно приказа директора предприятие перешло на круглосуточную работу. 2. Разрушения произошли за счет плохой работы системы водоснабжения. 3. Благодаря тому, что график нарушен, строителям приходится работать в очень тяжелых условиях. 4. В силу недостаточности освещения многие растения гибнут. 5. По окончанию работы все должны собраться в зале. 6. Вопреки указанных положений на заводе продолжается нарушение техники безопасности. 7. По истечению некоторого времени можно будет снова вернуться к этому вопросу. 8. Вследствие запланированной работы, некоторым придется работать сверхурочно. 9. Благодаря трудностей, мы не успели выполнить задание в срок.
5. Закончите предложения, употребив слова из скобок в нужном падеже, используя, если это необходимо, нужные предлоги.
1. Проект заслуживает (одобрение). Новый руководитель быстро заслужил (уважение). 2. В последние годы произошли серьезные изменения (жизнь общества). На схеме было обозначено изменение (направление). 3. Подготовка (текст доклада) поручена референтам. Во время подготовки (экзамены) студенты получают консультации. 4. Время доказало превосходство этого способа (другие). Победить команде помогло превосходство (техника). 5. Все это делается на благо (дети, родина).
6. Составьте предложения, характерные для официально-делового стиля, используя следующие предлоги:
В целях, в отношении, на предмет, в силу, в части, в связи, в соответствии, по линии, в течение, во избежание, на основании, в счет, в порядке, в заключение, согласно, благодаря, вопреки.
7. Укажите случаи неправильного употребления наречий. Охарактеризуйте стилистическую окраску выделенных наречий и наречных сочетаний. Исправьте предложения.
1. Вопрос с распределением льготных путевок нужно решать по справедливости. 2. Один из лучших наставников молодежи, он и спросит по-строгому, и окажет действенную практическую помощь. 3. Электронно-счетные устройства запросто производят самые сложные математические операции. 4. Выброс в атмосферу неочищенных дымов действует все более отравляюще на окружающую природу. 5. Не менее интенсивнее показана самодеятельность завода на районном фестивале. 6. Нам следует прислушаться к критике снизу, более по-серьезному следить за стилем своей работы. 7. Набрав шесть очков кряду, «Спартак» вышел на первое место. 8. Вновь открытый детский сад-ясли принял детвору микрорайона Зеленодольской улицы. 9. На общем собрании накрепко предупредили нарушителей дисциплины.10. Станционники дали обещание закончить разгрузку состава досрочно на два часа.11. Таблетку разделить напополам и растворить в горячей воде.12. Три партии закончились ничейно.13. Если говорить более специальное, то речь идет о самоконтроле спортсменом своих движений.
8. Укажите случаи неправильного или стилистически не оправданного употребления союзов. Исправьте предложения.
1. Важно, чтобы пропагандист давал не только теоретические положения, но и знал практику завода, оперировал живыми фактами. 2. Совхоз производит семена не только для своих нужд, но и обеспечивает ими плантации соседних совхозов и колхозов. 3. В школе мы получаем знания не только по общеобразовательным предметам, но и специальным дисциплинам. 4. Оплата труда доярок зависит не только от количества, но и качества сдаваемого молока. 5. Проверка была быстрой, поскольку учет на ферме поставили отлично. 6. Благодаря того что явка на воскресник была полной, уборка территории завода была сделана очень быстро. 7. К нарушителям применяем самые строгие меры взыскания, дабы они не чувствовали себя безнаказанно. 8. Дабы противник не смог с хода форсировать водные рубежи, мосты были взорваны после отхода арьергарда. 9. Поскольку провод и трубы должны быть уложены до начала штукатурных работ, поэтому отсутствие этих материалов задерживает строительство. 10. Известно благоприятное действие этого лекарства при лечении гриппа, а также как профилактического средства.
9. Укажите ошибки в употреблении предлогов. Исправьте предложения.
1. Требуются водители для перегона автомашин из г. Гороховец до г. Тамбова с последующей работой в автобазе. 2. Весь коллектив настроен на то, чтобы до конца года удержать первенство в управлении. 3. Благодаря своевременного вмешательства специалистов положение в ферме было выправлено. 4. Предоставить Сергеевой внеочередной неоплачиваемый отпуск согласно личного заявления. 5. После прохождения срока службы он вернулся с Западной Белоруссии в родной город. 6. Комиссия установила, что в цеху мало что делается по предупреждению брака. 7. В группах проводятся диспуты по искусству, по прочитанным книгам. 8. Главный агроном предупрежден об ответственности по контролю и организации работ на отделениях. 9. На сталь-цехе работает всего пятнадцать человек. 10. На профкоме обсуждался план работы. 11. Под загрузку и отправку картофеля выделено дополнительно восемь вагонов. 12. Большие запасы рыбы находятся в многочисленных отмелях и банках, а также прибрежных .мелководных районах. 13. Электронно-вычислительные машины стали активно использоваться более чем в ста предприятиях отрасли. 14. За этот день конкурса первенствовали киевляне. 15. Уровень технологии был резко поднят за счет механизации.
10. От указанных слов образуйте, где это возможно, сравнительную степень, если невозможно, укажите, почему. Если одно и то же слово может выступать в предложении как краткое прилагательное, как качественное наречие и как категория состояния, то проиллюстрируйте это примерами, объясните, как образованы данные наречия:
Весело, светло, жаль, пора, здесь, вчера, сегодня, там, грустно, спьяна, налево, сдуру, давно, жарко, трудно, накурено, вниз, справа, по-польски, всмятку, впотьмах, даром, по-американски, очень, еле-еле, весьма, совсем, зябко, чисто, по-товарищески, бездарно.
О б р а з е ц: красиво – форма качественного наречия, может образовать сравнительную степень; красивее – кроме качественного наречия, эта форма может быть предикативным наречием и краткой формой прилагательного: 1. Как она красива (краткое прилагательное); 2. Не говори красиво (качественное наречие); 3. В комнате уютно, красиво (категория состояния).
11. Перепишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы:
Хромой старичишка вышел (из) за шалаша в углу огорода и закричал на Герасима. (Т.) Темные глаза смотрели (из) под бровей сурово (М.Г.). Я, конечно, отошел в сторону, спрятался (по) за корчму и стою (Купр.). (По) над рекой сквозь едкий дым они проходят на рассвете. (Сурк.)
(В)следстви... ранения Ибрагим вместо парика носил повязку (П.). Мне было лет двадцать пять, когда я начинал писать что-то (в) роде воспоминаний (Герц.). (В) продолжени... дороги мы два раза переехали реку (Акс.). Признаюся, сколько я ни старался различать вдалеке что-нибудь (на) подобие лодки, но безуспешно (Л.), (В) течени... двадцати лет сряду изъездил я Россию по всем направлениям (П.). (В) виду скорого окончания плавания настроение команды сделалось веселым (Стан.) Трудно было понять, какое удобство имел (в) виду столяр, загибая так немилосердно спинки стульев (Ч.). Телеграфные столбы потом опять показывались в лиловой дали (в) виде маленьких палочек (Ч.) (В) виде этом много ярких красок. (Ч.) (В) течение дня Хорь не раз заговаривал со мною (Т.).Иногда на базаре какая-нибудь барыня давала Ванюше свою корзину и платила ему пятак (за) то, что он (в) продолжени... часа таскал за ней по базару эту корзину (М.Г) У многих русский рек, (на) подоби... Волги, один берег горный, другой луговой (Т.)