Основныеформы организации спортивной тренировки.
Учебно-тренировочные занятия в спортивных секциях и командах, проводятся по постоянному расписанию и под руководствомтренера-педагога.
Участие в спортивных соревнованиях стимулируют учебно-тренировочный процесс, воспитывают у спортсменов волю, ответственность перед коллективом.
Самостоятельные тренировочные занятия спортсмены проводят индивидуально. Тренер лишь помогает в их планировании, анализе и оценке.
Трудовая и спортивная деятельность может быть успешной, если человек обладает необходимыми двигательными умениям и навыками. Способность человека выполнять движениями и управлять ими называется двигательным умением. Процесс овладения новым движением проходит в три этапа: ознакомление с новым движением, формирование двигательного умения, совершенствование двигательного навыка. На ознакомления создаётся общее представление о новом движении, которое предстоит освоить: учащиеся слушают объяснение тренера, просматривают показ упражнения, после чего пытаются выполнить упражнение в общих чертах. На этапе формирования двигательного умения осуществляется многократное повторение и исправление возникающих ошибок и доведение их до необходимой детализации. На этапе совершенствования двигательного навыка движение отрабатывается в реальных и даже в усложнённых условиях.
Спортивные соревнования и их разновидности.Соревнования –необходимый элемент и условие в спортивной подготовке, без них фактически теряется её смысл.Существует ряд терминов, которые дают характеристику конечного итогаспортивных соревнований.Спортивный результат-это качественный или количественный уровень показателей в спорте, его можно определить победой, единицей измерения или числом баллов -те результаты, которые превосходят предыдущие. Наивысший уровень спортивного достижения - рекорд: он квалифицируется по видам спорта,полу, возрасту и др.Классификация соревнований:первенства(чемпионаты),соревнования на кубок, классификационные, отборочные, матчевые, товарищеские и т.п. Первенства и чемпионаты- наиболее ответственные соревнования, которые проводятся один раз в течение года.Кубковые соревнования обычно проводятся в короткие сроки и по принципу - «проигравший выбывает». В спортивных играх приняты такие системы розыгрыша, как круговая, с выбыванием и смешанная. В спортивных соревнованиях достигается самоутверждение не только спортсменов, но и отдельных коллективов, городов, регионов, целых стран. Победа на стадионах зачастую служит поводом для национального ликования, а поражение воспринимается как национальная катастрофа.
В настоящее время спорт рассматривают как многофункциональное социальное явление, одно из крупнейших, многогранных и сложных общественных явлений. Спорт принято подразделять на массовый спорт и спорт высших достижений. Основные функции массового спорта- решение оздоровительных, воспитательных и образовательных задач. Спорт высших достижений - это особая деятельность с постоянной нацеленностью на высокий результат, достижение престижа, получение материальных благ и многое другое. Отличительными чертами спорта высших достижений следует считать его большую политическую и социальную значимость. По уровню его развития косвенно судят о состоянии экономики, науки, медицины, социальных и других показателей общества. Другимихарактерными чертами спорта высоких достижений являютсяегоогосударствление ивысокая политизация. Высокие результаты в спорте достигаютсявсё возрастающей интенсификацией учебно-тренировочного процесса, а это не проходит бесследно для спортсменов. Происходит быстрая сменяемость поколений, омолаживанию многих видов спорта. Отсюда возникает проблема поиска талантов и работы со спортивным резервом.
В жизни студенческой молодёжи также важное место занимает спорт, в том числе и спорт высоких достижений. Более подробно о студенческом спорте будет сказано следующих разделах данного пособия.
И так, на основании сказанного можно сделать вывод, что занятия спортом представляют как многогранный и разносторонний процесс, в котором все его стороны тесно взаимосвязаны. Отсюда можно сделать вывод, что овладение знаниями, умениями и навыками по теории и методике спортивной тренировки необходимо знать каждому студенту, чтобы сознательно и целенаправленно управлять своей физической и спортивной подготовкой. Эти знания особенно необходимы студентам сельскохозяйственных вузов, которым после окончания вуза предстоит большая и ответственная работа на селе - в качестве организаторов и пропагандистов физической культуры и спорта.
ЛИТЕРАТУРА
1. Соловьёв А.М.Физическая культура: конспект лекций в помощь студентам М.Приора-издат.,2009. Физическая культура студента.
2. Физическая культура студента/под ред. проф. В.И.Ильинича.М.1999.
3.Физическая культура: учебник \коллектив авторов; под ред. М Я Виленского.- КНОРУС,2012-424с.
4. Барчуков И.С.Физическая культура: учебник для студентов учреждений высшего профессионально образования. М.: Академия ,2012.
Тема8
ПРОФЕССИОНАЛЬНО– ПРИКЛАДНАЯ
ФИЗИЧЕСКАЯПОДГОТОВКАСТУДЕНТОВ(ППФП)
Введение
Физическое воспитание всегда было одним из средств подготовки человека к трудовой деятельности и приспособления к социальной среде. Игровое воспроизведение охоты, трудовых процессов в древних ритуальных состязаниях – один из способов совершенствования трудовых навыков и физического воспитания молодежи на начальных стадиях человеческого общества. В древней Греции гимнастику рассматривали как важное средство подготовки к трудовой деятельности и военному делу. Организация прикладной физической подготовки в армии и на флоте России связана с именем Петра I. По его указу гимнастика была введена как обязательный предмет в военно-морских учебных заведениях. В России те или иные элементы ППФП по традиции передавались из поколения в поколение. Игры и физические упражнения отражали и производственную деятельность людей и их прикладную направленность (охоту, земледелие, скотоводство и др.). В народе были широко распространены ходьба на лыжах, катание на коньках и санках, плавание, гребля, верховая езда и др. ППФП в Советской Россиисталаактивноразвиваться в 20-е годы XX века. В эти годы особенно большое внимание уделяется прикладной трудовой и военной физической подготовке. Центральным институтом труда (ЦИТ) в рамках Всевобуча (всеобщего военного обучения) была проведена работа по созданию «трудовой гимнастики», направленной на совершенствование производственного обучения и подготовки рабочих. В 30-е годы был разработан и введён комплекс «Готов к труду и обороне», который был направлен на укрепление здоровья и повышение производительности труда.Основоположником теоретических основ ППФПв нашей стране был профессор В.В. Белинович (50-е-60-е гг. ХХ в). Особое место в его работах было отведено совершенствованию двигательных навыков, необходимых для овладения профессией. Им сформулирована цель, основная направленность и место ППФП в целостной системе физического образования учащейся молодежи. В 60-е и последующие годы эта тема получила активное развитие. В 1967г. профессором В.И.Ильиничем издано учебно-методическое пособие, в которых определено содержание ППФП среди студентов сельскохозяйственных вузов. Программно-нормативные требования ППФП в системе различных типов учебных заведений разрабатывалось рядом других авторов -Р.Т.Раевским, В.А.Кабачковым, С.С.Коровиным и др.