II. 4.2. Методы спортивной тренировки

В практических целях методы спортивной тренировки принято условно делить на три группы: словесные, наглядные и практические. В процессе тренировки применяются все эти методы в различных сочетаниях, причем не в стандартных формах, а в измененных с учетом конкретных требований, обусловленных особенностями спортивной подготовки. При подборе методов следует следить за тем, чтобы они строго соответствовали поставленным задачам, общедидактическим принципам, а также специальным принципам спортивной тренировки, возрастным и половым особенностям спортсменов, их квалификации и уровню подготовленности.

К словесным методам относятся рассказ, объяснение, лекция, беседа, анализ и обсуждение. Эти методы наиболее часто используются в лаконичном виде, особенно при подготовке квалифицированных спортсменов, чему в значительной мере способствуют специальная терминология, сочетание словесных методов с наглядными.

Наглядные методы многообразны и в значительной степени обусловливают действенность процесса тренировки. К ним прежде всего следует отнести правильный в методическом отно­шении непосредственный показ упражнений и их элементов тренером или квалифицированным спортсменом.

В спортивной практике широко используются вспомогательные наглядные методы — демонстрация учебных фильмов, кинокольцовок, видеомагнитофонных записей, макетов игровых площадок и полей для разбора тактических схем, а также методы ориентиро­вания. Следует различать простейшие ориентиры, которые ограничивают направление движений, преодолеваемое расстояние и т. п., и сложные — световые, звуковые и механические лидирующие устройства, в том числе с программным управлением и обратной связью.

Методы практических упражнений условно могут быть подразделены на две основные подгруппы:

1) методы, преимущественно направленные на освоение спортивной техники, т. е. на формирование двигательных умений и навыков, характерных для избранного вида спорта;

2) методы, преимущественно направленные на развитие двигательных качеств.

Выделение первой подгруппы обусловлено тем, что в любом виде спорта техническая подготовка представляет собой сложный и постоянный процесс либо освоения новых элементов, связок, приемов (в фигурном катании на коньках, прыжках в воду, акробатике, спортивной и художественной гимнастике, единоборствах), либо совершенствования техники с относительно стабильной структурой движений (в видах спорта циклического и скоростно-силового характера).

Широкий арсенал и разнообразие физических нагрузок, характерных для второй подгруппы методов, обеспечивают не только развитие физических качеств, но и совершенствование технико-тактического мастерства, психических качеств. Обе подгруппы методов тесно взаимосвязаны, применяются в неразрывном единстве, обеспечивают эффективное решение задач спортивной тренировки (Л. В. Шапкова, 1981).

Методы, преимущественно направленные на освоение спортивной техники. Выделяют методы разучивания движения в целом и по частям.

Разучивание движения в целом осуществляется при освоении относительно простых упражнений, а также сложных движений, разделение которых на части невозможно. Однако в этом случае внимание занимающихся последовательно акцентируется на рациональном выполнении отдельных элементов целостного двигательного акта.

При разучивании более или менее сложных движений, которые можно разделить на относительно самостоятельные части, освоение спортивной техники осуществляется по частям. В дальнейшем целостное выполнение двигательных действий приводит к интеграции в единое целое ранее освоенных составляющих сложного упражнения.

При использовании методов разучивания движений как в целом, так и по частям большая роль отводится подводящим и имитационным упражнениям. Подводящие упражнения применяются для облегчения овладения спортивной техникой путем планомерного освоения более простых двигательных действий. Это обусловливается родственной координационной структурой подводящих и основных упражнений. Например, в тренировке бегуна в качестве подводящих упражнений используется бег с высоким подниманием бедра, бег с захлестыванием голени, «семенящий» бег, бег прыж­ками и др. Каждое из этих упражнений является подводящим к бегу и способствует более эффективному становлению его отдельных элементов: отталкивания, высокого выноса бедра, уменьшения времени опоры, координации в деятельности мышц-антагонистов и др.

В имитационных упражнениях сохраняется общая структура основных упражнений, однако обеспечиваются условия, облегчающие освоение двигательных действий. Имитационные упражнения очень широко используются при совершенствовании технического мастерства как новичков, так и спортсменов различной квалификации. Они не только позволяют создать представление о технике спортивного упражнения, облегчить процесс его усвоения, осуществить настройку оптимальной координационной структуры движений непосредственно перед соревнованиями, но и обеспечивают эффективную координацию между двигательной и вегетативными функциями, способствуют повышению эффективности реализации функционального потенциала в соревновательном упражнении (В. М. Дьячков, 1972; Л. В. Шапкова, 1981).

Методы, преимущественно направленные на развитие двигательных качеств. Структуру этих методов тренировки определяют характер упражнения в процессе однократного использования данного метода — непрерывный или с интервалами отдыха — и режим выполнения упражнения — равномерный (стандартный.) или переменный (варьирующий).

В процессе спортивной тренировки упражнения выполняются в рамках двух основных методов — непрерывного и интервального. Непрерывный метод характеризуется однократным непрерывным выполнением тренировочной работы. Интервальный метод предусматривает выполнение упражнений с регламентированными паузами отдыха.

При использовании обоих методов упражнения могут выполняться как в равномерном, так и в переменном режиме. В зависимости от подбора упражнений и особенностей их применения тренировка может носить обобщенный (интегральный) и избирательный (преимущественный) характер. При обобщенном воздействии осуществляется параллельное (комплексное) совершенствование различных качеств, обусловливающих уровень подготовленности спортсмена, а при избирательном — преимущественное развитие отдельных качеств. При равномерном режиме интенсивность работы является постоянной, при переменном — варьирующей. Интенсивность работы от упражнения к упражнению может возрастать (прогрессирующий вариант) или неоднократно изменяться (варьирующий вариант).

В качестве самостоятельных методов принято также выделять,
игровой и соревновательный.

Игровой метод предусматривает выполнение двигательных, действий в условиях игры, в пределах характерных для нее правил, арсенала технико-тактических приемов и ситуаций. Применение игрового метода обеспечивает высокую эмоциональность занятий и связано с решением в постоянно изменяющихся ситуациях разнообразных технико-тактических, психологических, задач,, возникающих в процессе игры. Эти особенности игровой деятельности требуют от занимающихся инициативы, смелости, настойчивости и самостоятельности, умения управлять своими эмоциями: и подчинять личные интересы интересам команды, проявления высоких координационных способностей, быстроты реагирования мышления, оригинальных и неожиданных для соперников технических и тактических решений. Все это предопределяет эффективность игрового метода для совершенствования различных сторон подготовки спортсмена

Соревновательный метод предполагает специально организованную соревновательную деятельность, которая в данном случае выступает в качестве способа повышения эффективности тренировочного процесса. Применение данного метода связано с исключительно высокими требованиями к технико-тактическим, физическим и психическим возможностям спортсмена, вызывает глубокие сдвиги в деятельности важнейших систем организма и тем самым стимулирует адаптационные процессы, обеспечивает интегральное совершенствование различных сторон подготовленности.

Этот метод может осуществляться в усложненных или облегченных условиях по сравнению с теми, которые характерны, для официальных соревнований.

В качестве примера усложнения условий соревнований можно
привести следующие:

— проведение соревнований в условиях среднегорья, жаркого климата, при плохой погоде (сильный встречный ветер — в велосипедном спорте, «тяжелая» лыжня в лыжном и т. д.);

— использование в спортивных играх полей и площадок мень­ших размеров, увеличение численности игроков в команде соперников;

— проведение серии схваток (в борьбе) или боев (в боксе) с относительно небольшими паузами против нескольких соперников;

— встречи в играх и единоборствах с «неудобными» противниками, применяющими непривычные технико-тактические схемы ведения борьбы;

— применение в процессе соревнований утяжеленных снарядов (в метании молота, толкании ядра), ограничения дыхательных циклов (в видах спорта циклического характера).

Облегчение условий соревнований может быть обеспечено:

— планированием соревнований на дистанциях меньшей протяженности, уменьшением продолжительности боев, схваток;

— упрощением соревновательной программы (в сложнокоор-динационных видах спорта);

— использованием облегченных снарядрв (в метаниях), уменьшением высоты сетки (в волейболе), массы мячей (в водном поло и футболе);

— применением гандикапа, при котором более слабому участнику предоставляется определенное преимущество: он стартует несколько раньше, получает преимущество в заброшенных шайбах или мячах и т. д.

Применяя соревновательный метод, необходимо учитывать квалификацию спортсмена, уровень его технико-тактической, физической и особенно психологической подготовленности. Соревновательный метод как один из наиболее эффективных методов воздействия на организм занимающихся особенно широко используется при работе с квалифицированными и хорошо тренированными спортсменами.

Наши рекомендации