Тема 2.Социальные и биологические основы физической культуры

(сост. Жуйков Р.А.)……..………….…………………………………………25

2. 1 Социальные основы физической культуры………………………............25

2.2Естественнонаучные основы жизнедеятельности человека……………....29

2.3 Физиологические основы физической культуры………………………….40

Тема3.Здоровый образ и стиль жизни студентов(сост.РубцоваЛ.В.)……….51

3.1 Понятие «здоровье», его содержание и критерии………………………...52

3.2Наследственность и генетика……………………………………………….53

3.3Окружающая среда и здоровье человека…………………………………..55

3.4Здоровый образ жизни и его составляющие……………………………….56

Тема4.Психофизиологические основы повышения учебного труда и работоспособности студентов средствами физической культуры(сост. Соловьев Н.А.)……………………………………………………………………....68

4.1Влияние объективных и субъективных факторов на образовательный процессстудентов………………………………………………………………….68

4.2Работоспособность студента и определяющие их факторы……………....71

4.3Изменение работоспособности студента в процессе обучения……….….72

4.4Средства физической культуры в регулировании психоэмоционального состояниястудентов…………………………………….........................................75

4.5 Оптимизация работоспособности студентов при проведении учебных занятий по физическому воспитанию…………………………………………….78

Тема 5.Методические основы в самостоятельных занятиях физическимиупражнениями(сост.Микрюкова Ж.П)………..………………81

5.1Мотивация и направленность самостоятельных занятий студентов физической культурой и спортом…………………………………………….…...81

5.2Формы организации в самостоятельных занятиях физическими упражнениями……………………………………………………………………...83

5.3Выбор систем физических упражнений и видов спорта для самостоятельных занятий. Методические основы для их проведения………....86

Тема 6. Врачебный контроль и самоконтрольза состоянием здоровья занимающихся физической культурой и спортом. Гигиенические требования при проведении занятий. Профилактика спортивного травматизма(сост. Микрюкова Ж.П)……………………………………..……93

6.1Врачебный контроль за студентами, занимающими физической культурой и спортом …………………………………………………………………………...93

6.2Субъективные и объективные данные самоконтроля………………….....98

6.3Гигиеническиетребованияпризанятияхфизической культурой

и спортом………………………………………………………………..…..…....99

6.4Профилактика спортивного травматизма………………………………...103

Тема 7.Общая физическая и спортивная подготовка студентов вобразовательном процессе(сост.СоловьёвН.А.)…………………………….104

7.1 Физическое воспитание…………………………………………………....104

7.2 Физические качества и их составляющие………………………………..105

7.3 Спортивная подготовка в образовательном процессе…………………...110

Тема8.Профессионально-прикладнаяфизическая(ППФП) подготовка студентов(сост. Воротова М.С.)….………………….………………………………115

8.1Место ППФП в системе физического воспитания студентов…………...116

8.2Факторы, определяющиеконкретное содержаниеППФП………………118

8.3Организация занятий, методика подбора средств ППФП……………….120

8.4 ППФПработников сельского хозяйства……………………………..…...123

Тема9. Студенческий спорт. Олимпийские игры- важная составная часть студенческого спорта и воспитания физической культуры личности студента(сост.Моисеев Ю.В., Соловьёв Н.А.)………………………………...131

9.1История зарождения Олимпийских игр…………………...……………...132

9.2 Современные Олимпийские игры…………………………………………134

9.3 Основы Олимпийской хартии и основополагающие принципы

олимпизма……………………………………………….…...........................146

Заключение...............................................................................................................150

ВВЕДЕНИЕ

В высших учебных заведениях нашей страны значительное вниманиедля вузов существует необходимость разработки лекционного курса в отдельных(или родственных)вузах,с учётом специфики подготовки специалистов в них, а также и опыта практической работы преподавателей кафедр физической культуры.В представленномпособии отражены основные разделы теоретической части, которые содержатся в Программе дисциплины «Физическая культура» для вузов. Вместе с тем данное пособие составлено в значительноймере с учётом специфики подготовки специалистов в аграрных вузах,готовящих специалистов для работы в сельскохозяйственномпроизводстве.Необходимо также отметить, что в последнем разделе пособия(тема 9), касающихся студенческого спорта, значительная часть материала посвящена Олимпийским играм-краткой истории их зарождения и последующего развития, участии в них спортсменов России и Советского Союза и их выдающихся достижений,проведению летней Олимпиады в Москве и зимней в Сочи. При этом мы руководствовались тем, что в Олимпийских играх всегда принимает значительная часть студенческой молодёжи.Мы также видим,что Олимпийские игры с каждым годом вызывают всё больший интерес народов всего мира, они стали неотъемлемой частью культурно–спортивной жизнисовременного общества. Наконец, будущие выпускники аграрных вузов- это проводники и активные участники культурной и спортивной жизни на селе.Они должны и сами иметь достаточные знания об Олимпийских играх и передавать их сельскому населению,особенно молодёжи.

При подготовке данного пособия мы связывали его с необходимостью компетентного подхода в соответствии с профессиональной подготовкой студентов - будущих специалистовсельского хозяйства. Это касается его содержания и цели:достижение ими должного уровня физической и профессионально-прикладной подготовленности, владения средствамии методамив самостоятельных занятиях физическойкультурой и спортоми самоконтролю, в укреплении здоровья и приобщения к ЗОЖ.Студенты - будущие специалисты должны также владеть основами научных знаний по физической культуре и спорту и в качестве общественных инструкторовпроводить занятия с сельской молодёжью.С введением нового комплекса ГТОим предстоит принять активное участие в его практическом осуществлении.

Тема 1

Наши рекомендации