Тема 2.Социальные и биологические основы физической культуры
(сост. Жуйков Р.А.)……..………….…………………………………………25
2. 1 Социальные основы физической культуры………………………............25
2.2Естественнонаучные основы жизнедеятельности человека……………....29
2.3 Физиологические основы физической культуры………………………….40
Тема3.Здоровый образ и стиль жизни студентов(сост.РубцоваЛ.В.)……….51
3.1 Понятие «здоровье», его содержание и критерии………………………...52
3.2Наследственность и генетика……………………………………………….53
3.3Окружающая среда и здоровье человека…………………………………..55
3.4Здоровый образ жизни и его составляющие……………………………….56
Тема4.Психофизиологические основы повышения учебного труда и работоспособности студентов средствами физической культуры(сост. Соловьев Н.А.)……………………………………………………………………....68
4.1Влияние объективных и субъективных факторов на образовательный процессстудентов………………………………………………………………….68
4.2Работоспособность студента и определяющие их факторы……………....71
4.3Изменение работоспособности студента в процессе обучения……….….72
4.4Средства физической культуры в регулировании психоэмоционального состояниястудентов…………………………………….........................................75
4.5 Оптимизация работоспособности студентов при проведении учебных занятий по физическому воспитанию…………………………………………….78
Тема 5.Методические основы в самостоятельных занятиях физическимиупражнениями(сост.Микрюкова Ж.П)………..………………81
5.1Мотивация и направленность самостоятельных занятий студентов физической культурой и спортом…………………………………………….…...81
5.2Формы организации в самостоятельных занятиях физическими упражнениями……………………………………………………………………...83
5.3Выбор систем физических упражнений и видов спорта для самостоятельных занятий. Методические основы для их проведения………....86
Тема 6. Врачебный контроль и самоконтрольза состоянием здоровья занимающихся физической культурой и спортом. Гигиенические требования при проведении занятий. Профилактика спортивного травматизма(сост. Микрюкова Ж.П)……………………………………..……93
6.1Врачебный контроль за студентами, занимающими физической культурой и спортом …………………………………………………………………………...93
6.2Субъективные и объективные данные самоконтроля………………….....98
6.3Гигиеническиетребованияпризанятияхфизической культурой
и спортом………………………………………………………………..…..…....99
6.4Профилактика спортивного травматизма………………………………...103
Тема 7.Общая физическая и спортивная подготовка студентов вобразовательном процессе(сост.СоловьёвН.А.)…………………………….104
7.1 Физическое воспитание…………………………………………………....104
7.2 Физические качества и их составляющие………………………………..105
7.3 Спортивная подготовка в образовательном процессе…………………...110
Тема8.Профессионально-прикладнаяфизическая(ППФП) подготовка студентов(сост. Воротова М.С.)….………………….………………………………115
8.1Место ППФП в системе физического воспитания студентов…………...116
8.2Факторы, определяющиеконкретное содержаниеППФП………………118
8.3Организация занятий, методика подбора средств ППФП……………….120
8.4 ППФПработников сельского хозяйства……………………………..…...123
Тема9. Студенческий спорт. Олимпийские игры- важная составная часть студенческого спорта и воспитания физической культуры личности студента(сост.Моисеев Ю.В., Соловьёв Н.А.)………………………………...131
9.1История зарождения Олимпийских игр…………………...……………...132
9.2 Современные Олимпийские игры…………………………………………134
9.3 Основы Олимпийской хартии и основополагающие принципы
олимпизма……………………………………………….…...........................146
Заключение...............................................................................................................150
ВВЕДЕНИЕ
В высших учебных заведениях нашей страны значительное вниманиедля вузов существует необходимость разработки лекционного курса в отдельных(или родственных)вузах,с учётом специфики подготовки специалистов в них, а также и опыта практической работы преподавателей кафедр физической культуры.В представленномпособии отражены основные разделы теоретической части, которые содержатся в Программе дисциплины «Физическая культура» для вузов. Вместе с тем данное пособие составлено в значительноймере с учётом специфики подготовки специалистов в аграрных вузах,готовящих специалистов для работы в сельскохозяйственномпроизводстве.Необходимо также отметить, что в последнем разделе пособия(тема 9), касающихся студенческого спорта, значительная часть материала посвящена Олимпийским играм-краткой истории их зарождения и последующего развития, участии в них спортсменов России и Советского Союза и их выдающихся достижений,проведению летней Олимпиады в Москве и зимней в Сочи. При этом мы руководствовались тем, что в Олимпийских играх всегда принимает значительная часть студенческой молодёжи.Мы также видим,что Олимпийские игры с каждым годом вызывают всё больший интерес народов всего мира, они стали неотъемлемой частью культурно–спортивной жизнисовременного общества. Наконец, будущие выпускники аграрных вузов- это проводники и активные участники культурной и спортивной жизни на селе.Они должны и сами иметь достаточные знания об Олимпийских играх и передавать их сельскому населению,особенно молодёжи.
При подготовке данного пособия мы связывали его с необходимостью компетентного подхода в соответствии с профессиональной подготовкой студентов - будущих специалистовсельского хозяйства. Это касается его содержания и цели:достижение ими должного уровня физической и профессионально-прикладной подготовленности, владения средствамии методамив самостоятельных занятиях физическойкультурой и спортоми самоконтролю, в укреплении здоровья и приобщения к ЗОЖ.Студенты - будущие специалисты должны также владеть основами научных знаний по физической культуре и спорту и в качестве общественных инструкторовпроводить занятия с сельской молодёжью.С введением нового комплекса ГТОим предстоит принять активное участие в его практическом осуществлении.
Тема 1