Развитие жилищного комплекса и комплекса социально-бытовых услуг и досуга жителей городского округа.

Решающее значение в осуществлении требуемых развитию территории масштабов жилищного строительства имеет обеспечение высокой динамики развития жилищно–коммунального хозяйства и наращивания коммунальной инфраструктуры городского округа Заречный.

В решении этих вопросов следует исходить из неизбежности принятия кардинальных мер вследствие высокой динамики роста численности населения городского округа (практически 30 % рост к 2019 – 2020 году).

Обеспечение жителей городского округа Заречный качественными жилищно-коммунальными услугами одна из приоритетных задач местного самоуправления. Достижение этой задачи ведет к выполнению важнейших целевых показателей, установленных указам Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищных услуг».

Одной из приоритетных проблем городского округа Заречный является обеспечение населения качественной питьевой водой и в достаточном количестве, решение которой необходимо для сохранения здоровья, улучшения условий деятельности и повышения уровня и качества жизни населения. Не менее значимой задачей для жизнедеятельности города является качественное, эффективное и экологически безопасное водоотведение и утилизация возникающих при этом отходов.

Водопроводные сети городского округа Заречный предназначены для обеспечения холодной (питьевой) водой жилых, производственных зданий и объектов социально-культурного назначения.

Степень износа водопроводных сетей составляет 94%.

Дата ввода в эксплуатацию водопроводных сетей – 1957-58гг.

Единственным практически разведанным водным резервом городского округа является Усть-Камышевский участок Гагарского МПВ, способный пополнить, имеющий место, дефицит водных ресурсов города.

В настоящее время состав и техническое состояние имеющихся сооружений водоподготовки не обеспечивают гарантию качества питьевой воды по всем нормативным показателям.

В целом с учетом перспективы динамичного роста населения городского округа, завершения строительства 4-го энергоблока с реактором БН-800, реальной перспективой создания 5-го энергоблока с реактором БН-1200 и потребностью создания других производств требуется доразведывание и последующее освоение дополнительных водных питьевых ресурсов (в частности Каменского МПВ). Следует считать необходимым наращивание возможностей по водоснабжению городского округа в среднесрочной и более отдалённой перспективе не менее 30-40 % по сравнению с настоящим периодом, в настоящее время среднесуточное потребление воды в течение года в пределах 8 тыс. куб.м./сут.

Система водоотведения городского округа Заречный служит для обеспечения экологической и санитарно-эпидемиологической безопасности зон проживания, труда и отдыха населения. Дата ввода в эксплуатацию канализационных сетей – 1957-58гг. Состояние канализационной системы – неудовлетворительное, требует капитального ремонта и замены. Физический износ канализационных сетей составляет 96%.

Система городских очистных сооружений включая систему транспорта стоков, несмотря на поддерживаемый уровень, следует считать физически и морально устаревшей. Исходя из динамики развития города, роста числа жителей и роста объемов производства (ввод в эксплуатацию 4-го энергоблока и перспективы 5-го энергоблока – обеспечение переработки хозбытовых стоков) в среднесрочной и более отдаленной перспективе недостаточно.

На сельской территории городского округа Заречный очистные сооружения находятся в аварийном, практически нерабочем состоянии (д. Курманка), либо вообще отсутствуют.

Кардинальное решение по городскому округу обеспечение создания современных очистных сооружений с обеспечением 30-35 % повышения производительности по сравнению с настоящим периодом.

Финансовые пути обеспечения проблем – участие в региональных программах, при долевом участии местного бюджета, организация поступления привлеченных средств, и за счет дополнительных налоговых поступлений от Госкорпорации «Росатом» в рамках подписанного соглашения между Госкорпорацией «Росатом» и Правительством Свердловской области.

Тепловые сети г. Заречный предназначены для обеспечения отоплением и горячей водой жилых, производственных зданий и объектов социально-культурного назначения. В настоящее время процесс теплоснабжения и горячего водоснабжения в г. Заречный обеспечивается тремя организациями, две из которых являются производителями тепловой энергии и ГВС. Основной производитель тепла - филиал концерна «Росэнергоатом» «Белоярская атомная электростанция», работает в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, а также ГВС (тепло отборов турбин). Обеспечивается до 75 % потребляемого городом тепла.

Физический износ тепловых сетей составляет 96%. Система ГВС города открытая. В основном на территории городского округа Заречный дата ввода в эксплуатацию тепловых сетей 1957-1958г.г., что бесспорно определяет и высокую степень износа сетей и высокую вероятность аварийных ситуаций с горячим водоснабжением и определяет значительный объём теплопотерь . Отопление и горячее водоснабжение сельских территорий осуществляется достаточно современными газовыми блочными котельными, тем не менее степень износа теплотрасс в целом высокая, что также определяет теплопотери .

Одной из проблем теплоснабжения г. Заречный является наличие «глухих» врезок в жилые дома и отсутствие возможности отключения многих жилых домов отдельно, в результате авария на одном доме (объекте) влечет за собой отключение комплекса жилых домов (объектов) или вообще отдельного жилого квартала.

Основная причина проблем оказания услуги теплоснабжения потребителям городского округа – неудовлетворительное состояние тепловых сетей, высокий уровень износа объектов теплоснабжения и их технологическая отсталость, высокие теплопотери в сетях. В целях устранения проблем теплоснабжения настоящего и среднесрочного периода необходимо провести мероприятия по проектированию и строительству сетей теплоснабжения, модернизации котельной г. Заречный, строительство скважин в районе газовой котельной г. Заречный.

Создание и пуск в эксплуатацию 4-го энергоблока с реактором БН-800 принципиально меняет ситуацию с теплоснабжением городского округа в силу больших объёмов производства теплоэнергии для сторонних потребителей (по уже отработанной технологической схеме). Возникает проблема организации более радикального использования потенциала модернизированной газовой котельной.

Существующее состояние газификации сетевым природным газом в городском округе Заречный не в полной мере отвечает потребностям.

Процесс газификации начат сравнительно недавно с 2002-2003 года переводом города с газобаллонного снабжения на обеспечение природным газом. Первоочередным мероприятием 2007 года по газификации сельской территории было оснащение населенных пунктов, обеспечение создания централизованного отопления многоквартирных домов блочными газовыми котельными взамен угольных, что позволило снизить уровень платежей населения за коммунальную услугу по отоплению. В этот период также удалось перевести часть домов, находящихся удаленно от источника теплоснабжения на индивидуальные отопительные установки, работающие на природном газе. Тем не менее, в настоящее время работа по газификации не завершена.

Недостаточно развита газораспределительная сеть в населенных пунктах сельской территории городского округа Заречный. Недостаток развития газораспределительной сети отражается на уровне газификации жилого фонда и объектов коммунальной сферы в городском округе Заречный, что в свою очередь влияет на комфортность проживания и качество жизни населения.

Одной из причин сдерживания темпов развития газификации в городском округе Заречный является недостаточность объемов финансирования мероприятий, вследствие значительной стоимости инвестиционных проектов по подведению природного газа к населенным пунктам и строительства внутри поселковых газовых сетей.

Проблема наличия недостаточной газораспределительной сети в городском округе Заречный, в том числе в сельской местности, будет решаться при выполнении предусмотренных мероприятий по проектированию и строительству новых межпоселковых и внутри поселковых распределительных газопроводов и газовых сетей.

Пока остаётся открытым вопрос обеспечения газоснабжением площадок потенциального размещения новых производств, в частности площадки «Муранитная», как площадки размещения Индустриального парка. В целях этого обеспечения требуется существенная перекладка газопроводов большего диаметра (значительного увеличения объёмов газоснабжения). Решение подобных вопросов значительно увеличивает инвестиционную привлекательность территории и наращивание производственно – экономической основы развития.

Финансирование мероприятий в сфере газоснабжения планируется осуществлять за счет средств областного бюджета, дополнительных налоговых поступлений от Госкорпорации «Росатом» в рамках подписанного соглашения между Госкорпорацией «Росатом» и Правительством Свердловской области, привлеченных средств.

Электроснабжение города осуществляется через две подстанции: «Заречная» и «Блочная». Энергоснабжение сельских населенных пунктов обеспечивает МРСК «Урал». Основной проблемой электроснабжения является значительный физический и моральный износ сетей и оборудования.

Сдерживающим фактором развития новых инновационных производств динамичными темпами на настоящий период является недостаточная развитость инфраструктуры энергообеспечения развивающейся социальной и производственной сферы.

В связи с развитием новых производств, высокой динамикой роста численности населения, интенсивным строительством жилищно-социальных объектов, городской округ нуждается в динамичном наращивании сетей энергоснабжения. По обоснованным оценкам среднесрочная потребность наращивания энергосетевых и энергораспределительных возможностей городского округа необходима в пределах не менее 30 – 35 мВт установленной мощности.

Не менее важно для обеспечения инвестиционной привлекательности территории принципиальное решение возможности потребления продукции АЭС (электроэнергии) для производственных потребителей по ценам близким к отпускным ценам производителя, решение этого вопроса организационно и технически возможно консолидировано для всех территорий размещения объектов атомного энергетического сектора.

В целях устранения существующих проблем электроснабжения необходимо провести мероприятия по проектированию и строительству сетей электроснабжения.

Финансирование мероприятий в сфере электроснабжения планируется осуществлять за счет привлеченных средств.

Так же существует проблема изношенности жилищного фонда городского округа Заречный. В целом жилищный фонд городского округа Заречный по состоянию на 01.01.2013 г. составляет 231 многоквартирный дом, общей площадью – 665,0 тыс. м2.

Многолетнее недофинансирование мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов, отсутствие необходимых инвестиций и работ по капитальному ремонту многоквартирных домов привело к повышенному уровню износа многоквартирных домов, низким потребительским свойствам жилищного фонда.

Для решения данных проблем из бюджета городского округа Заречный ежегодно выделялись средства на капитальный ремонт многоквартирных домов, но объемы средств, которые возможно выделить на эти цели, не позволяют осуществлять работы в соответствии со сформировавшейся потребностью в ремонте домов.

Неудовлетворительное состояние многоквартирных домов, в свою очередь, является одним из факторов отсутствия у собственников помещений стимулов к принятию решения о выборе способа управления своим многоквартирным домом товариществом собственников жилья.

Решить проблему снижения уровня износа многоквартирных домов, повышения качества проживания граждан возможно только объединением усилий всех уровней власти с привлечением средств местных бюджетов, средств товариществ собственников жилья, средств самих собственников в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией.

Программа проведения капитальных ремонтов многоквартирных домов в рамках 185-ФЗ от 21.07.2007 г. «О фонде содействия реформированию ЖКХ» реализуется в городском округе Заречный с 2008 года. Всего с 2008 года в ходе реализации 185-ФЗ от 21.07.2007 г. на территории городского округа Заречный был произведен капитальный ремонт 91 МКД, что составляет 39% от общего числа МКД, на общую сумму 561,2 млн. руб.

Дальнейшее проведение капитальных ремонтов МКД будет обеспечено путем участия в региональной адресной программе капитального ремонта общего имущества МКД, которая планируется сроком на 30 лет.

В рамках реализации федеральной программы по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья в городе Заречный в 2013 году завершено строительство 2-х трехэтажных домов по ул. Лермонтова для переселения 50 семей из аварийных домов по ул. Дзержинского д.7а корп. 1,2,3, ул. 50 лет ВЛКСМ д.5. Также в 2013 году построен малоэтажный жилой дом для 6 семей в д. Курманка для переселения из аварийного дома д. Гагарка ул. Розы Люксембург д.22. Работа в данном направлении будет продолжаться.

Одной из организационных форм дальнейшего развития и модернизации как социальной сферы, так и жилищно-коммунального хозяйства является соглашение между Госкорпорацией «Росатом» и Правительством Свердловской области № 9/2628-Д, в целях направления прироста дополнительных налоговых отчислений за 2012 год на обеспечение эффективного социально-экономического и инфраструктурного развития городского округа Заречный. В соответствии с вышеуказанным соглашением сумма финансирования в 2013 г. (за счет дополнительных налогов за 2012г.) составила 29,1 млн.руб., из них: 15,8 млн.руб. - расширение газораспределительной сети д. Гагарка, 13,3 млн.руб. - замена и модернизация лифтового хозяйства (9 лифтов) в 5 МКД.

Так же до 2020 г. планируются следующие мероприятия на сумму 81,0 млн. руб. (ОБ-28 млн. руб., МБ-53,0), из них 56,0 млн. руб. - строительство очистных сооружений в д.Курманка, 20,0 млн.руб. - проектирование, строительство и модернизация дорог и тротуаров городского округа Заречный, 5,0 млн.руб. -строительство нового кладбища.

Эти совместные решения направлены на:

- обеспечение достойного качества жизни жителей города и работников БАЭС в частности, модернизации сферы коммунального хозяйства, поддержания и развития культуры;

- обеспечение достижения важнейшего показателя - улучшение качества предоставления жилищно-коммунальных услуг, указанного в указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищных услуг».

5.4 Динамика развития культуры; рекреационно-туристического

Наши рекомендации