Программный подход к обеспечению развития инфраструктуры жизнеобеспечения и развития производства территории.
За последние годы проблема обеспечения устойчивого и эффективного функционирования жилищно-коммунального хозяйства городского округа Заречный приобрела еще большую остроту. Это связано с тем, что действующие расходные обязательства городского округа Заречный на развитие этой отрасли не покрывают потребности в ее финансировании. Из-за недостаточных темпов модернизации и развития основных фондов городского округа Заречный состояние жилищного фонда и систем коммунальной инженерной инфраструктуры продолжает ухудшаться.
Основные направления развития инфраструктуры жизнеобеспечения городского округа Заречный определены в соответствии с целями и задачами реформирования жилищно-коммунального хозяйства, определенным Стратегией социально-экономического развития Уральского федерального округа до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.10.2011 N 1757-р, Законом Свердловской области от 15 июня 2011 года N 36-ОЗ "О Программе социально-экономического развития Свердловской области на 2011 - 2015 годы", Стратегией социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года, одобренной Постановлением Правительства Свердловской области от 27.08.2008 N 873-ПП "О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года", Концепцией реформирования жилищно-коммунального комплекса Свердловской области на 2009 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области от 22.12.2008 N 1354-ПП "О Концепции реформирования жилищно-коммунального комплекса Свердловской области на 2009 - 2020 годы", Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищных услуг».
В целях развития инфраструктуры жизнеобеспечения городского округа Заречный разработана муниципальная программа «Развитие жилищно-коммунального комплекса и повышение энергоэффективности городского округа Заречный в 2014-2016 годах» (далее – Программа).
Использование программно-целевого метода с участием средств областного бюджета обусловлено тем, что проблемы в сфере жилищно-коммунального хозяйства носят межведомственный характер, взаимосвязаны между собой, требуют значительных инвестиционных ресурсов и выработки комплексного и системного их решения и не могут быть решены в пределах одного финансового года.
Применение программно-целевого метода позволит обеспечить адресность, последовательность исполнения взаимоувязанных проектов по срокам их реализации и контроль инвестирования бюджетных средств в развитие и модернизацию жилищно-коммунального хозяйства городского округа Заречный.
В случае отсутствия программно-целевого решения проблем могут возникнуть риски, связанные с недостаточным ресурсным обеспечением, сроки реализации инвестиционных проектов увеличатся на неоправданно длительное время, что не позволит обеспечить приведение жилищного фонда и инженерных коммунальных систем в соответствие с требованиями потребителей и действующего законодательства Российской Федерации и Свердловской области.
Реализация Программы позволит создать условия для повышения качества и надежности предоставляемых гражданам жилищно-коммунальных услуг, повышения уровня благоустройства жилищного фонда в городе Заречный и населенных пунктах сельской территории городского округа Заречный в Свердловской области, создания комфортной среды для проживания населения, в том числе за счет достижения баланса социально-экономических интересов потребителей, производителей и иных участников рынка жилищно-коммунальных услуг и привлечения инвестиций для развития и модернизации жилищно-коммунального комплекса городского округа Заречный.
В составе работ Программы планируется осуществить мероприятия, направленные на развитие и модернизацию систем газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, полигонов твердых бытовых (коммунальных) отходов, формирование жилищного фонда для переселения граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания и (или) с высоким уровнем износа, модернизацию лифтового хозяйства в многоквартирных жилых домах. Всего в рамках Программы на 2014-2016 г.г. планируется потратить 146 млн.руб., при наличии дополнительного поступления денежных средств в 2014 году от «Корпорации «Росэнергатом» в бюджет городского округа Заречный, планируется дополнительно профинансировать мероприятия Программы на 100 млн.руб.
Задачи Программы тесно связанны с осуществлением полномочий органов местной власти городского округа Заречный:
1) повышение качества и надежности предоставляемых гражданам жилищно-коммунальных услуг;
2) модернизация коммунальной инфраструктуры для повышения ресурсной эффективности производства и предоставления услуг;
3) создание технической возможности для сетевого газоснабжения и развития газификации населенных пунктов городского округа Заречный;
4) поддержание санитарного состояния населенных пунктов на нормативном уровне;
5) повышение энергоэффективности систем тепло-, водо- и газоснабжения, снижение энергоемкости жилищно-коммунального хозяйства;
6) снижение износа коммунальной инфраструктуры;
7) создание условий для газификации объектов социальной сферы и повышения уровня газификации жилищного фонда в городском округе Заречный;
8) создание условий для привлечения частных инвестиций, направленных на обеспечение земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой и строительство (модернизацию, реконструкцию) объектов коммунальной инфраструктуры.
Реализация мероприятий Программы будет иметь следующие социально-экономические последствия:
1) повышение качества жизни населения, в том числе в сельской местности;
2) обеспечение надежной и безопасной работы лифтов;
3) безопасность проживания населения в жилищном фонде;
4) снижение потерь коммунальных ресурсов в процессе их производства и транспортировки, повышение срока службы основных фондов жилищно-коммунального хозяйства, снижение уровня эксплуатационных расходов организаций, осуществляющих предоставление жилищных и коммунальных услуг на территории городского округа Заречный;
5) улучшение экологической ситуации;
6) обеспечение экономии бюджетных средств.
4.3. Прогнозируемый экономический итог реализации стратегии развития (с учетом развития всего производственного сектора).
В разделах 4.1.1. и 4.1.2., был проведен детальный прогнозный экономический анализ научно – производственной и производственной деятельности всех основных крупных, средних и малых предприятий городского округа Заречный (анализ проведен на основе опросных данных представленных всеми предприятиями, за основу данных приняты стратегические программы опрошенных предприятий на период до 2020 года). Проведен также анализ роста новых рабочих мест, роста числа модернизированных рабочих мест и численности персонала проходящего переобучение за период развития до 2020 года. Проанализирована также складывающаяся ситуация с развитием основного стратегического направления развития – атомного энергетического комплекса с реакторами на быстрых нейтронах на экономику Свердловской области и России.
Развитие атомного энергетического сектора – ввод в эксплуатацию 4-го энергоблока с РУ БН-800 поэтапно в течение 2014-2015 года (вместе с 3-м энергоблоком с РУ БН-600 и с учетом предприятий занятых распределением электроэнергии, производством и распределением газа и воды – категория Е) позволит выйти на объёмы производства (в прогнозе): в 2015 году – 10 019.3 млн. рублей; в 2017 году – 13 439,7 млн.рублей; в 2020 году – 14 188,2 млн. рублей.
Предприятия всех форм собственности городского округа не относящиеся к атомному энергетическому комплексу, в соответствии с принятыми решениями по их развитию, согласно прогнозному анализу, могут обеспечить объём производства товаров и услуг: в 2015 году не менее – 4 332, 5 млн. рублей в 2017 году не менее - 4 792,5 млн. рублей; в 2020 году не менее – 5 336,5 млн. рублей. Рост в 2017 году объёма товаров и услуг не менее чем на 100 млн. рублей, соответственно в 2020 году не менее чем на 330,5 млн. рублей обеспечивается за счёт создания новых рабочих мест (этот итог должен быть отнесен к инновационному сценарию развития).
В разделе 4.1.3. проведен прогнозный анализ перспективы экономического развития территории городского округа в связи с прогнозируемым созданием и вводом в эксплуатацию нескольких новых производств. Их создание планируется в рамках осуществления комплексной Программы, реализуемой в 2 этапа (2014-2016 год и 2016-2018 год) при участии межрегиональной инвестиционной компании «Содружество» и немецкой инвестиционно-финансовой компании ЕМF Lebensmitteltechnik Anlagenbau GmbH.
Прогнозируемый выпуск продукции, товаров и услуг в случае успешного завершения инвестиционного процесса позволит выйти на следующие объёмы производственной деятельности: 2017 год – 3 480 млн. рублей; 2020 год – в пределах 6 500 – 7 500 млн. рублей (разброс показателей определяется степенью освоения видов продукции). Весь прогнозируемый рост объёмов продукции обеспечивается за счет создания новых высококвалифицированных рабочих мест.
Таким образом, прогнозируемый суммарный экономический итог реализации стратегии:
- предприятия городского округа (по всему кругу предприятий) в рамках реализации инерционной стратегии развития могут выйти на объёмы продукции товаров и услуг в 2015 году – 14 351,8 млн. рублей; соответственно в 2020 году – 19 524,7 млн. рублей.
- предприятия городского округа (по всему кругу предприятий) в рамках реализации инновационной стратегии развития могут выйти на объёмы продукции товаров и услуг в 2015 году – 14 451,8 млн. рублей; в 2020 году – не менее 26 354, 7 млн. рублей.
Этот прогнозируемый основной экономический итог достигается при условии осуществления эффективной инвестиционной политики и высокая динамика реализуется преимущественно за счет создания новых рабочих мест, как в атомном энергетическом секторе, так и росте и развитии уже действующих на территории предприятий и создании новых. Заметный вклад в достижение экономического развития дает модернизация рабочих мест и переобучение персонала. Динамичный экономический итог реализации Стратегии может быть достигнут лишь при условии эффективного действия механизма обеспечивающего реализацию Стратегии развития города.
В оценке инновационного подхода к анализу экономического итога Стратегии развития не учитывается итог деятельности в связи с прогнозируемыми на данный период работами по созданию 5-го энергоблока с РУ БН-1200, прогнозируемый период ввода в эксплуатацию выходит за рамки временного интервала 2020 года.
Таблица 19 (Форма 3)