Перспективы развития инфраструктуры

В условиях рыночных отношений государство не вмешивается в хозяйственные отношения независимых субъектов рынка, однако обязано обеспечить благоприятные условия для их эффективной деятельности. Одной из важнейших задач государства в таких условиях становится создание и развитие современной рыночной инфраструктуры.

Инфраструктура (от лат infra - "ниже", "под" и structura - "строение", "расположение") - это комплекс взаимосвязанных обслуживающих структур или объектов, составляющих и/или обеспечивающих основу функционирования системы. В английском языке термин применяется с 1920-х годов, в соответствии с Оксфордским словарем заимствован из военной лексики, куда пришел из французского языка.

Таким образом под инфраструктурой понимаются силы и средства общего пользования для всех организаций, независимо от их форм собственности. Инфраструктура создается и развивается преимущественно за счет государственного и муниципального финансирования, то есть зависит от налоговых поступлений, что и обусловливает хронический дефицит ресурсов на ее развитие. По мере становления рыночных отношений в стране к ее созданию и развитию все шире подключаются и частные инвестиции, а многие ранее созданные государственные или муниципальные объекты инфраструктуры постепенно приватизируются.

В каждой сфере деятельности объективно существуют основные процессы, а также структуры или объекты, обслуживающие или обеспечивающие их функционирование. Соответственно различают рыночную, военную, социальную и другие многочисленные разновидности инфраструктуры.

С позиции системного подхода к экономике рыночную инфраструктуру целесообразно подразделить на два основных ее вида: производственную и социальную. Производственная инфраструктура должна обеспечить условия для эффективной производственной деятельности хозяйствующих субъектов во всех сферах рыночной экономики. К производственной инфраструктуре относят, прежде всего, энергетику, транспорт, связь и телекоммуникации, кредитно-финансовую систему.

Социальная инфраструктура призвана обеспечить нормальную жизнедеятельность населения. Она более разветвлена и включает жилищно-коммунальное хозяйство, системы здравоохранения и образования, общественное питание, бытовое обслуживание и розничную торговлю, науку и научное обслуживание, физическую культуру и спорт, культуру.

Сбытовую деятельность на товарном рынке можно рассматривать как своеобразное производство, которое не может функционировать без обеспечения складов и других объектов товародвижения электроэнергией, сбыт также непосредственно связан с работой транспорта, информационное обеспечение сбытовой деятельности в условиях рынка практически невозможно без использования средств связи, все сбытовые операции сопровождаются кредитными операциями и финансовыми расчетами между отправителями и получателями продукции и услуг.

На товарном рынке используется труд части населения, для чего требуются специально подготовленные помещения, физически здоровый и обученный персонал, организация питания и бытового обслуживания в процессе выполнения заданий. Конечным звеном товарного рынка является по существу розничная торговля готовой продукцией для населения, исключение составляет лишь продукция производственно-технического назначения, где завершающими операциями становятся преимущественно регулярные оптовые поставки между предприятиями без непосредственного участия населения.

Часть инфраструктуры непосредственно обслуживает сбыт готовой продукции или товарный рынок. Основными элементами инфраструктуры товарных рынков (Рис. 10.3) обычно считают:

коммерческие структуры, выполняющие посреднические функции между производителями продукции и многочисленными ее потребителями;

складские помещения, оборудованные для временного или длительного хранения продукции, выполнения погрузочно-разгрузочных и других складских работ;

транспортные структуры как совокупность путей сообщения и транспортных средств, а также компаний, выполняющих функции транспортно-экспедиторского обслуживания;

тароупаковочную индустрию, способствующую укрупнению грузовых единиц, сохранности продукции в процессе транспортировке и хранении, а также обеспечивающую высокий уровень сервиса для покупателей;

информационные системы, предназначенные для сбора, обобщения и передачи данных о состоянии товарного рынка, обмена финансовыми потоками за реализуемые товары;

нормативно-правовое обеспечение взаимодействия участников товарного обмена.

Инфраструктура товарных рынков

Основные элементы

Посредни-ческие компании   Склады   Транспорт   Тароупако-вочная индустрия   Информа-ционные системы   Нормативно-правое обеспечение

Рис. 10.3. Состав инфраструктуры товарных рынков

В условиях административной системы управления отсутствовало даже понятие инфраструктуры товарных рынков, поэтому с переходом к рыночным отношениям потребовалось ее срочно формировать. В настоящее время в стране созданы все элементы инфраструктуры товарных рынков, однако проблем в ее состоянии пока достаточно много.

Основные направления решения этих проблем предусмотрены Комплексной программой развития инфраструктуры товарных рынков, принятой Правительством Российской Федерации. Большинство запланированных программой мер были реализованы в два этапа. К сожалению кризисные явления в России и мировой финансовый и экономический кризис тормозят темпы ее реализации и ряд сложных задач пока остаются нерешенными.

Во-первых, продолжают активную работу созданные с 1990-х годов валютные и товарные биржи, включая Московскую фондовую биржу "МФБ", которая осуществляет товарные операции по широкому спектру, включая сельскохозяйственную продукцию, энергоносители, металлы, минеральное сырье, строительные материалы, продукцию химической и фармацевтической промышленности, лес и лесоматериалы.

Созданы региональные биржи, включая Ростовскую "ММВБ-Юг", Сибирскую "ММББ-Сибирь", Азиатско-Тихоокеанскую "ММВБ-Дальний Восток" и другие биржи. Особый интерес представляет Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа, осуществляющая электронные торги, когда продавцы и покупатели взаимодействую анонимно, не видя друг друга.

Известные в России и за рубежом коммерческие компании с участием государственного капитала, такие как Газпром, Роснефть и некоторые другие успешно работают на рынке, выполняя задачи разведки, добычи и переработки минерального сырья, транспортировки и сбыта готовой продукции.

В сфере товаров промышленного и оборонного назначения на российском и зарубежных рынках сбыта достаточно эффективно действуют крупные специализированные коммерческие посреднические структуры. Так, например, ОАО "Рособоронэкспорт" - российская коммерческая компания, единственный в России государственный посредник по экспорту/импорту всего спектра конечной продукции, технологий и услуг в сфере военного и двойного назначения.

Ряд других коммерческих компаний по сбыту товаров производственного назначения успешно осуществляют операции по комплектации сложной продукции, не только их реализуют, но и создают сервисные центры по обслуживанию потребителей, в том числе за рубежом.

Намечены и успешно реализуются меры по сбыту продукции отечественного производства для населения страны. В соответствии с программой с привлечением целевого муниципального финансирования созданы 70 оптовых продовольственных баз, в том числе в Москве 17, Курске - 10, Челябинской и Орловской областях - по 6 баз.

В то же время пока не удалось сформировать достаточное количество цивилизованных коммерческих посреднических компаний по сбыту товаров народного потребления [35, с. 214-217], недостаточное внимание уделяется расширению сети предприятий посылочной торговли.

Во-вторых, производственные предприятия и коммерческие структуры в современной России складским помещениями для сбытовой деятельности обеспечены более чем достаточно. Это обусловлено резким спадом производства с началом перехода к рынку, когда освободившиеся цеха многих крупных предприятий массово стали сдаваться в аренду под склады.

Вместе с тем большинство приспособленных складских помещений коммерческих компаний имеют небольшие размеры, слабо оснащены средствами механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ, поэтому пока широко применяется ручной малопроизводительный складской труд.

В условиях избытка складских площадей многие коммерческие компании не считают нужным строить современные специализированные и хорошо оснащенные склады. Особенно остро ощущается недостаток современных холодильников, что обусловливает высокий процент потерь овощей, фруктов и другой скоропортящейся продукции.

Постепенно формируются терминальные комплексы в крупных портовых городах, включая Астрахань, Владивосток, Калининград, Санкт-Петербург, Мурманск.

Создаются современные распределительные центры в Москве и Московской области, в Санкт-Петербурге, Великом Новгороде и других городах, как правило на средства крупных торговых фирм, таких как X5 Retil Group (27 распределительных центров по всей стране), "Дикси" (во Внуково), "Лента", ЮВТ, "Пятерочка".

В-третьих, состояние транспортной системы страны не в полной мере соответствует требованиям мирового уровня. Сеть железных дорог в стране развита крайне неравномерно и работает с высоким напряжением. Особенно слабо развиты транспортные коммуникации на севере, в Сибири и на Дальнем Востоке. Подвижной состав железных дорог изношен на 70%, срок службы морских и речных судов предельный.

Экономия на строительстве магистральных автомобильных дорог приводит к огромным расходам по их эксплуатации и ремонту. Особенно слабо развита сеть автомобильных дорог до непосредственных потребителей готовой продукции, что приводит к длительным срокам доставки готовой продукции.

Сеть магистральных трубопроводов на территории России динамично расширяется с выходом на зарубежные страны, в том числе и по дну моря, включая "Северный поток" по дну Балтийского и по дну Черного моря. Однако имеет место тенденция недооценки доведения местных трубопроводов непосредственно до мест массового потребления нефтепродуктов, что обусловило необходимость больших объемов их доставки автомобилями-бензовозами. Для снижение трудоемкости и опасности дорожно-транспортных происшествий на дорогах требуется создание разветвленной заглубленной трубопроводно-складской системы.

Необходимы крупные государственные инвестиции в продолжение строительства скоростных транспортных коридоров как внутри страны, так и для связи с зарубежными странами, включая Китай, который становится наиболее важным торговым партнером России по реализации готовой продукции.

В-четвертых, тароупаковочная индустрия как непременный элемент российской логистической системы за последние десятилетия претерпела радикальные изменения, в частности созданы условия для подключения страны к международной контейнерно-транспортной системе, сформирован достаточный парк универсальных контейнеров общего пользования и накоплено достаточное количество многооборотных европоддонов для доставки пакетированных тарных грузов, внедрены в производство пакетоформирующие машины.

Налажено массовое производство гофрированного картона и полимерных пленок различной толщины, что позволило существенно улучшить внешний вид и упаковку товаров для населения, которые по уровню дизайна не уступают зарубежной продукции. В то же время недостаточное внимание уделяется сохранению многооборотной тары, большинство деревянной тары сжигается на складах потребителей.

Необходимо расширение сети зерновых элеваторов для сохранения качества продукции и улучшение оснащения современных фасовочных комбинатов для преобразования прочной транспортной тары в удобную потребительскую тару.

В-пятых, заметно улучшилось информационное обеспечение товарных рынков, сократилось время прохождения платежей по сделкам с готовой продукцией. В то же время медленно создается общедоступная федеральная система обеспечения производителей, торговых посредников и покупателей товаров оперативной информацией о состоянии товарного рынка. Пока не завершено создание общероссийского и сети региональных информационно-маркетинговых центров, способных организовать наблюдение за состоянием товарных рынков и распространением информации и рекламы.

В-шестых, разработана и внедрена нормативно-правовая база по организации транспортно-экспедиторского обслуживания перевозок грузов, которая унифицирована с международным законодательством. В то же время нормативные документы по организации сбытовой деятельности пока недостаточно совершенны, что позволяет преступности влиять на качество услуг и уровень трансакционных издержек.

Вопросы для проверки уровня знаний:

1. Состав потенциала коммерческой компании.

2. Способы наращивания потенциала трудового коллектива.

3. Факторы внешней среды коммерческой компании.

4. Насыщение рынка товарами и проблемы их качества.

5. Способы экономии ресурсов.

6. Состав производственной и социальной инфраструктуры.

7. Основные элементы инфраструктуры товарных рынков.

8. Состояние складского хозяйства и тароупаковочной индустрии.

9. Транспортная инфраструктура и перспективы ее развития.

10. Направления развития инфраструктуры в России.


Наши рекомендации