Подход с точки зрения развития: схема развития

Общая схема развития включает следующие параметры:

- время

- внутриличностный контекст

- межличностный контекст

- надличностный контекст

Подход с точки зрения развития:

-понятие патологии

Психопатология развития - это изучение процессов развития, которые способствуют формированию психопатологии или препятствуют ей.

-предохраняющие факторы

Предохраняющими называются все те факторы, которые способствуют нормальному развитию.

Жизнеспособные дети — те, кто адаптируется, несмотря на большую подверженность факторам риска.

-предохраняющие механизмы

Предохраняющие механизмы — это процессы, обсулавливающие действия предохроняющих факторов.

К ним относят:

- снижение влияния фактора риска

- ослабление негативных цепных реакций

- факторы, повышающие самооценку и самоэффективность

- использование возможностей

-пути развития

Путь развития — это обобщённое название для появления психопатологии в течение жизни. Анализ путей развития включает в себя формулирование ответов на следующие вопросы:

- в какой момент и по каким причинам всё пошло не так, как у других детей?

- какие существуют факторы риска и протективные факторы?

- каким образом был нанесён вред?

Трансформация — изменение патологического симптома (поведения) в ходе развития ребёнка.

-транзакции

Транзакции - множество взаимодействий между ребёнком и его семейным контекстом.

Транзакции:

- меняются во времени

- реципрокны, т. е. обусловлены взаимным влиянием ребёнка и среды

- динамичны

Диагностическое и статистическоеруководство по психическим расстройствам

Клиническое расстройство - это клинически значимый поведенческий или психологический синдром или паттерн, который присущ индивидууму и связан с текущим дистрессом (например, с болезненным симптомом), или с неспособностью (т.е. нарушением в одной или более областях функционирования), или со значимым возрастанием риска смерти, страданий, неспособности или серьёзной утраты свободы.

Надёжность

Надёжность - согласованность результатов, полученных с помощью какого-то одного диагностического инструмента.

Валидность

Валидность отражает меру соответствия реально оцениваемого явления тому, что, согласно представлением психолога, оценивает соответственный метод.

Пять измерений

I ось: клинические расстройства; другие расстройства, которые могут стать объектом клинического внимания

II ось: расстройства личности; задержка психического развития (умственная отсталость)

III ость: общие медицинские состояния

IV ось: психосоциальные проблемы и проблемы окружения

V ось: общая оценка функционирования

Предмет патопсихологии детского и подросткового возраста

Предметом патопсихологии детского и подросткового возраста являются особенности развития, фунционирования и распада высших психических функций и свойств личности (иными словами - закономерности изменённого формирования психической деятельности и поведения), возникающие у детей, имеющих отклоняющееся или дефицитарное развитие психики вследствие душевного заболевания, патологии мозга или особых условий воспитания, развития и созревания.

Область патопсихологии детского и подросткового возраста

Детская патопсихология представляет собой раздел клинической психологии и изучает:

- основные закономерности нарушенного психического развития детей

- особенности возрастно-специфических видов отклонения развития

- психологические характеристики отдельных форм психических расстройств в детском возрасте

- методы работы и области применения патопсихологической диагностики и коррекции в детском и подростковом возрасте.

Симптом

Под симптомом понимается значимое отклонение какого-либо показателя жизнедеятельности организма от его нормальных значений или возникновение качественного нового, не свойственного здоровому организму явления.

Синдром

Синдромом называется биологическая фунциональная структура или система, состоящая из определённым образом взаимосвязанных между собой симптомов. Основными критериями выделения психопатологического синдрома являются выраженные объективные и субъективные феномены, сцепленные между собой, одновременность их возникновения и повторяемость при различных заболеваниях.

Наши рекомендации