Исторические изменения понятия достоинства
Представления о человеческом достоинстве, конечно, менялись в ходе времен, так же как они были различны у разных народов и в разных культурах. Рассмотрим коротко, какое содержание вкладывалось в слово «достоинство» в разные эпохи европейской истории.
В Древней Греции, чья культура служит истоком интеллектуального и духовного развития Европы, человеческое достоинство понималось как возвышение личности над обстоятельствами. Эти идеи получили особенно яркое выражение в стоицизме. Истинный мудрец, достойнейший из достойных, должен был спокойно и отрешенно относиться к смерти, принимать ее без страха и стенаний, без унижений и мольбы о пощаде, если речь шла о казни.
Следует, сразу отметить, что достоинство для жителя древнегреческого полиса — это прерогатива свободного гражданина, не раба. Раб не может иметь достоинства, он — говорящее орудие, он подобен рабочей скотине,
Достоинство человека
которая лишена сознания и воли и потому стерпит любое обращение. Достоинством обладает лишь тот, кто признан равноправным гражданином города-государства и с полным правом выполняет все гражданские обязанности.
Главные враги достоинства, присущего свободному человеку, это страх и надежда. Страх свергает индивида с пьедестала, делает его зависимым от воли других, жалким, эмоционально раздавленным. А быть жалким — неаристократично. Лучше зависть, чем жалость. Древнегреческие философы позднего периода считают жалость пороком и ставят ее в один ряд с такими негативными страстями, как страх, похоть и гневливость.
Бояться и быть жалким — значит уподобляться животным и рабам, существам бездуховным, зависимым от других, битым.
Надежда — оборотная сторона страха, это тщетная попытка избежать неизбежного, неумолимой судьбы, образ которой властвует над древнегреческим сознанием, это иллюзия, что можно скрыться от рока. Но иллюзия эта тщетна, и надеющийся на чудо жалок, он теряет мужество, с которым должен встречать все, что происходит. Поэтому достоинство страдает от страха и надежды. Настоящим героем, гордым и достойным всяческого уважения, является тот, кто неуклонно движется предначертанным ему путем. Ахилл убивает Гектора, зная, что вскоре погибнет сам, но он спокойно и достойно следует судьбе, не дрожа, не плача и не надеясь.
Тот, кто не боится, свободен. Он может уподобиться олимпийским богам и разразиться гомерическим смехом, возвышаясь над течением событий, над своей жизнью и даже своей смертью. В этой возможности гордого бого-подобия и состоит человеческое достоинство — выражение бесстрашия и спокойствия.
Средневековье и неотъемлемое от него христианское мировоззрение породили совсем иное представление о достоинстве человека. Прежде всего, христианство создает
Лекция 5
Tot эмоционально-смысловой центр человеческой жизни, которого не было в античности — представление о бессмертии души, о вечном спасении, о возможном рае и грозящем аде. Античность помещала всех в бесплотное и печальное царство Аида, самым разным людям предназначалась единая судьба — потеря земной полнокровной жизни. В христианстве положение радикально меняется: Христос способен дать благодать, принести счастливую вечную жизнь в противовес вечной гибели. Спасение души становится сверхценностью. Человек не может больше стоически спокойно относиться к перипетиям своей судьбы, потому что от нее зависит обретение им «драгоценной жемчужины» — вечной жизни. Эту драгоценность он должен искать сам, страстной обращенностью своей личности к Иисусу. Христианство акцентирует личность, индивидуальность в противовес слепому року античности. Христианин не может не бояться, ибо он действует на свой страх и риск и при этом не ведает будущего. Мучаясь сомнениями и озаряясь надеждами, он гадает: что ждет его — вечное райское наслаждение или страшная погибель и адские муки?
Именно поэтому содержание достоинства становится принципиально иным. Достоинством является приобщенность к Богу, та причастность к первоистоку всего сущего, которая дана человеку самим Творцом в акте неизъяснимой благодати от бесконечной доброты и щедрости Всевышнего. Человек обладает свободной волей, подаренной ему Богом, и этим он отличается от всех других существ. Однако, получив этот великолепный дар, люди запятнали себя грехом, и их уделом стали стыд и вина. Поэтому человек не может гордиться собой перед миром, взирать на действительность с высоты своего индивидуального достоинства, не может высоко ценить себя. Любые заслуги христианина конечны, вина же его бесконечна. А это значит, что чем больше человек гордится своими земными делами, тем более довлеет над ним первородная грехов-
Достоинство человека
ность, и, напротив, чем более человек унижен перед Богом, тем больше его надежда на прощение и спасение: «Сердце смиренное и сокрушенное Господь не уничижит». Достоинство христианина состоит в понимании своей ничтожности перед лицом Бога, в осознании своей греховности, запятнавшей высокую богоданную природу. Только это позволяет надеяться на бесконечную милость Творца.
В светских отношениях средневековья понятие о достоинстве сливается с представлением о сословной чести. Священники и рыцари, дворяне и простолюдины имеют свой моральный кодекс и свой этикет. Крестьяне, составлявшие абсолютное большинство населения, находятся за рамками представлений о достоинстве. Это — смерды, презираемые знатью, которая стремится обращаться с ними как с неодушевленными предметами. В привилегированных сословиях порядок поведения оказывается строго расписан, и его нарушение является оскорблением для чести. Рыцарские сражения затеваются ради защиты чести, если кому-либо из рыцарей не было оказано должного уважения. Честь требует общения и заключения браков только в определенном кругу, выход за его пределы оказывается потерей достоинства. Прекрасной иллюстрацией к этому может служить знаменитое произведение Лопе де Вега «Собака на сене», в котором знатная госпожа влюбляется в своего красивого и умного секретаря, но готова пожертвовать любовью ради соблюдения чести: она не может позволить себе пасть столь низко, связавшись с простолюдином, и опозориться в глазах соседей-аристократов. Как мы помним, в пьесе любовь побеждает, прибегнув к хитрости, однако в реальной действительности все бывало не столь радужно, и множество судеб оказывалось разбито из-за страха уронить честь и заработать презрение равных.
Средневековье очень чувствительно к вопросам чести, достоинство здесь фактически перерастает в социальную гордыню, становится предметом крупных раздоров и поводом для грабежа, насилия и братоубийства.
Лекция 5
Эпоха Возрождения, стремящаяся преодолеть церковные и сословные ограничения человека, делает тему достоинства центральной в гуманистической мысли того времени. Могущество человека, его сила, свобода, способность к творчеству воспеваются в произведениях философов, поэтов, драматургов. Человек-гигант, человек-титан, человек-соработник Бога — так видят мыслители Возрождения образ человека, они связывают человеческое достоинство с универсальностью наших способностей, с тем, что каждая личность — микрокосм, в котором находит отражение и выражение макрокосм (универсум). Люди не должны чувствовать себя униженными и грешными, они могут гордиться своими искусствами, завоеваниями и открытиями, они должны утверждать свое достоинство не только в аскетических подвигах и духовном служении, но и в плотских радостях, в полноценном переживании жизни. Правда, достоинство человека оборачивается его недостатками — неумеренными и необузданными страстями, оголтелой жестокостью, фантастической жадностью, кровожадной ненавистью. Но недостатки человека не роняют его достоинства, достоинства смелого, творческого и активного существа.
Впрочем, в сознании Возрождения сословные различия все еще сохраняются, так же как они сохраняются в обществе. В быту достоинство по-прежнему оказывается прерогативой родовитых, богатых и знатных. Лишь Новое время начинает рассматривать достоинство как принадлежность всякого индивида, а не только представителей определенных сословий. За всеми людьми, по крайней мере формально, признается право быть людьми и уважать себя. Но это происходит очень медленно, постепенно. Кантовское положение о достоинстве каждого человека — это уже XVIII век, а это не такие уж далекие от нас времена. Можно сказать, что достоинство как достояние всех и каждого — совсем недавнее явление в истории человечества. Более того, нам всем еще очень
Достоинство человека
далеко до реального утверждения достоинства любого человека. Однако каким же содержанием наполняется понятие достоинства при капитализме?
Возникновение и развитие капитализма ставит знак равенства между достоинством и инициативой, достоинством и умением извлекать прибыль.
Подлинным собственным достоинством обладает тот, кто не довольствуется положением наемного рабочего, очень тяжелым и унизительным в период первоначального накопления, кто не мечтает вечно выезжать на увядающем аристократическом авторитете, а проявляет смекалку, сообразительность, храбрость, чтобы утвердить себя как буржуа-предпринимателя. Достоинство приобретает и сохраняет человек, способный не просто получить по наследству богатство, которое будет таять с каждым днем, но умеющий многократно приумножить имеющееся. Стяжание богатства, делание денег, преобразование мира, дающее славу и прибыль — вот добродетели капиталистического сознания, его расшифровки слова «достоинство».
Лень, вялость, самоуспокоенность, созерцательность и даже стоическое хладнокровие, столь ценимое в античности, не составляют достоинства буржуазного человека. Он должен быть стремительным, активным, страстным, и не сердце его, а голова должна быть холодной, чтобы быстро и четко скалькулировать возможные выгоды и вероятные убытки. Формальное право на чувство собственного достоинства, с точки зрения рыночного общества, имеют, конечно, все (этим капитализм в корне отличается от иерархической сословности феодализма), но реальным достоинством обладают лишь экономически преуспевшие. Предпринимательский и финансовый успех есть та волшебная сила, которая делает человека достойным в глазах других и позволяет ему с полным основанием гордиться собой и себя ценить.
Буржуазная эпоха трансформирует понятие феодальной сословной чести. Честь становится не наследствен174
Лекция 5
ной, родовой, а индивидуальной и профессиональной: честью мастера своего дела, специалиста, преуспевающего предпринимателя. «Профи» — это умелец: ученый, организатор, финансист — важнейшая и уважаемая фигура в капиталистическом производстве. Итак: индивидуальная инициатива, богатство, успех — вот социальные составные «достоинства» в буржуазную эпоху.
Эти моменты являются ведущими для понимания достоинства и в сегодняшнем постиндустриальном обществе. Важно отметить, что достоинство придает человеку именно личная инициатива, его собственные заслуги. Горд собой и достоин похвал индивид, который сделал сам себя, воплотил в успешных делах свои способности, преодолел препятствия, нашел хороших компаньонов и ловко нейтрализовал соперников и конкурентов. Важнейшим условием инициативы, а значит, и достоинства выступает свобода, поэтому разнообразным свободам личности юриспруденция западных стран уделяет так много внимания.
Чувство собственного достоинства с полным моральным правом испытывает нынче не просто свободный индивид, но тот, кто выражает в свободе свою индивидуальность. Современный человек ценит и уважает себя за то, что он не такой, как другие, за то, что он имеет собственное лицо. Это желание самоутверждаться через нетривиальность, необычность особенно ярко выражает себя на фоне процессов унификации, которые идут во всех развитых странах. Не поддаться обезличиванию, не стать игрушкой средств массовой информации, рабом изменчивой моды, выявить в себе свое, взрастить и проявить свою неповторимость — это пути к тому, чтобы чувствовать свою личностную ценность, чтобы уважать себя и ощущать достойным. Такой подход позволяет не сводить высокую самооценку только к наличию богатства и умению делать деньги. Люди проявляют себя по-разному, и их достоинство выражается в их оригинальности, своеобычности, неповторимости.
Достоинство человека
Многое в современном мире, как и раньше, попирает наше человеческое достоинство. Это не только бедность, политические преследования и физические пытки, по-прежнему существующие практически везде. Это не только неуверенность в завтрашнем дне, которая заставляет нас бояться и терять себя, не только уличное хулиганство и нивелирующее влияние разнообразных социальных институтов массового общества. К сожалению, в последние десятилетия в прессе и средствах массовой информации сложилась практика бесцеремонного вторжения в личную и интимную жизнь людей, которые имели неосторожность стать известными (политические деятели, актеры и т. п.). Это вторжение — досужее любопытство и сплетни — попирает достоинство как тех, о ком идет речь, так и читателей и зрителей. Скабрезные комментарии к чужим судьбам на страницах наших газет демонстрируют отношение к человеку не как к личности, а как к игрушке. Участие в такой аморальной игре унижает все три стороны — и тех, кто пишет, и тех, о ком пишут, и, разумеется, потребителей такого рода информации. Свое достоинство можно сохранить, только уважая чужое. Это — закон сохранения достоинства. Хорошо, если бы современные люди всегда ему следовали.