Человек свободный и ответственный
Тонет? Ну и пусть себе! Поэтому поведение, мотивированное корыстью, нельзя считать добром. «Зато человек жив; — может возразить на это прагматик. — С корыстью или без корысти, а лежать бы ему на дне, если бы не наш удалец! Разве не благо — спасенная жизнь? А ваша добрая воля столько в мире напортачила, что и не счесть! Недаром говорят, что благими намерениями вымощены дороги в ад».
Что ж, прагматик тоже по-своему прав...
Суть, наверное, в том, что оценивать свободно совершенный поступок лучше всего в единстве его мотивов и результатов. Тогда есть возможность учесть и субъективно-нравственную сторону, так сказать, душевное добро, и сторону практическую — добро объективное. Лучше всего, когда и стремления были хороши, и дело отлично удалось.
Если же спросить себя, что предпочтительнее, добрые мотивы с плохими следствиями или плохие намерения с добрым результатом, то окажется, что хрен редьки не слаще. Впрочем, в нашем посюстороннем эмпирическом мире добрый практический результат, быть может, отчасти компенсирует дурные мотивы. Предположим, кто-то хотел создать жуткую отраву, а изобрел спасительное лекарство. Согласитесь, это лучше, чем наоборот: желал осчастливить человечество, а создал смертельное оружие. Даже в эзотерике, когда речь идет о пользе, принесенной другим людям, субъект, эту пользу принесший, может рассчитывать на материальную обеспеченность в следующем воплощении. Предположим, какой-нибудь богач не по мотивам добра, а ради собственной славы помогает детским домам. Так вот, он, согласно оккультному учению, в следующей жизни не будет знать бедности — он все-таки объективно творил добро. Такая она сложная, наша жизнь — субъективное в ней оборачивается объективным и наоборот, добро — злом, зло — добром...
На этом мы завершаем разговор о свободе и ответственности, хотя тема эта поистине неисчерпаема.
Лекция 3 МЕЖДУ ДОЛГОМ И ВИНОЙ
Суровый мир долга
С понятиями свободы и ответственности связано целое гнездо этических категорий, выражающих реальные феномены моральной жизни. Важнейшая из них — долг.
Человек не может быть абсолютно свободен в обществе, так как он тесно связан с другими людьми и в значительной степени зависит от них. Поэтому он обязан с ними считаться и корректировать свои действия и поступки в соответствии с некими надличностными требованиями. Долг — это необходимость выполнять свои нравственные обязанности, подчиняться воле более значимой, чем моя собственная.
Поскольку долг — проявление необходимости, постольку его выполнение предполагает отказ от собственного выбора, согласие с теми требованиями, которые содержатся в императивах долга. Долг только тогда становится собственно нравственным феноменом, когда следование его требованиям является добровольным. Нравственный долг — это наше сознательное и свободное подчинение моральному повелению. Следуя долгу, мы всей душой признаем приоритет более высокого начала, нежели наши собственные потребности, желания и планы.
Если выражаться высоким стилем, то можно сказать, что целью поведения, сообразного долгу, выступает сама добродетель, а не удовольствие индивида. Выполнять долг
Между долгом и виной
хорошо и похвально, хотя далеко не всегда весело и приятно. Порой следование долгу сопряжено с тем, что надо пожертвовать удобствами, комфортом, спокойствием, благополучием, даже любовью или жизнью. Хотя это, конечно, не означает, что человек, выполняющий моральный долг, непременно мученик и страдалец. Само выполнение долга дает огромное удовлетворение, радостное чувство собственного соответствия моральным требованиям , вызывает гордость за себя.
Выполнение долга самоценно. Это означает, что нравственное действие может не дать практического эффекта, но от этого поведение нравственного субъекта не становится менее ценным. Например, в годы сталинизма периодически проводились компании по разоблачению очередных «врагов» и принято было выступать на собраниях, обвиняя своих вчерашних товарищей в «подрывной деятельности». Однако находились люди, которые считали, что их нравственный долг — защитить облыжно обвиненного. Их поведение редко достигало практического эффекта: обвиненный отправлялся в тюрьму, а сами они рисковали благополучием и жизнью. Но они предпочитали выполнять свой моральный долг — содействовать справедливости, отстаивать правду. Подобное поведение основано на принципе «делай что должен, и будь что будет». Истинно моральный человек никогда не идет на предательство, никогда не поддержит навет, он действует сообразно долгу при любых обстоятельствах.
Долг человека можно разделить на два вида — эмпирический и собственно моральный, хотя в реальной жизни они тесно связаны и переплетены. Эмпирический долг имеет множество видов и форм: долг родительский и детский, братский и дружеский, долг перед Родиной, профессиональный долг и т. п. Нравственный долг в его современном общечеловеческом варианте — это долг бескорыстного неизбирательного благоволения ко всем разумным^ а в пределе — ко всем живым существам.
Лекция 3
Эмпирический долг может вступать и нередко вступает в конфликт с общечеловеческим. Например, общечеловеческий долг требует быть честным и говорить только правду, а дружеский — защитить друга, который провинился и может быть наказан. Или общечеловеческий долг требует воздержаться от всякого насилия по отношению к другим людям, а патриотический настаивает на необходимости взять оружие в руки, чтобы защитить отчизну. Здесь проявляется то самое столкновение высших ценностей, о котором мы уже говорили. Служение высшим ценностям выражается в чувстве долга, и два вида долга могут столкнуться. Нередко решающими для выбора поведения оказываются в этом случае внеморальные привходящие факторы, скажем, человек по натуре робкий и кроткий найдет для себя аргументы в пользу пацифизма и христианского принципа «не убий», а другой, деятельный и напористый, даже будучи гуманистом, скорее всего возьмется за винтовку. Он обоснует свое поведение святостью долга перед Родиной, необходимостью отстоять ее интересы. Это лишь один из примеров, когда психология властно вторгается в нравственные отношения и образует с ними своеобразную амальгаму. Далее мы сможем еще не раз в этом убедиться.
Исторически содержание морального долга менялось.
В доклассовом обществе отношения между кровнородственными коллективами подчинялись «талионному праву». Оно гласило: «Окоза око, зуб за зуб». Долгом членов племени было наказание иноплеменников, причинивших зло, но наказание, равное нанесенному ущербу. «Талион» требовал не десять жизней за одну, а жизнь за жизнь, т. е. он не позволял кровной мести разгуляться вплоть до тотального уничтожения чужаков. Его возникновение означало появление принципа уравнительности в межобщинных отношениях.
«Талионное право» действовало только применительно к другой общине и было запрещено внутри своей,
Между долгом и виной
т. е. сплачивало свой род. Осуществление справедливой равной мести по отношению к внешнему противнику было священным долгом мужчин племени, честью для них. «Талион» еще не был в полном смысле слова моральной обязанностью, так как индивид во времена ро-доплеменного строя еще не выступал как субъект морали. У него не было индивидуального долга и индивидуальной ответственности, он выступал только от лица общины.
В раннеклассовом обществе, для которого характерно возникновение государств и смешение племен, «талион» отступает на второй план, сменяясь другим принципом, который известен как «золотое правило морали». Оно гласит: «Не делай другому того, чего не желаешь себе». Или: «Поступай по отношению к другому так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе самому». Таким образом, «золотое правило» делает долгом человека воздержание от нанесения другому ущерба, от причинения ему зла. Оно коррелируется с другим возникшим в то же время принципом — «не убий». Стремиться сохранить жизнь другого, кем бы он ни был, — моральный долг, ибо того же самого ты всегда хочешь для себя. Точно так же долгом человека оказывается отказ от воровства, грабительства, зависти, ненависти, пожелания гибели другому. «Золотое правило морали» распространяется на всех людей, оно обязывает относиться с доброжелательством (как к самому себе!) к любому человеку любого рода и племени.
Долг, диктуемый «золотым правилом», это уже собственно моральный долг, где человек — не просто представитель родоплеменного коллектива, но самостоятельное существо, несущее полную ответственность за свои поступки.
Сформулированный в XVIIIв. Иммануилом Кантом «категорический императив» развил идеи «золотого правила морали». Во-первых, он вменяет человеку поступать так, чтобы максима его воли могла послужить основой всеобщего законодательства. Это значив, что моральным
_________________________________ Лекция 3
будет лишь такой поведенческий акт, повторение которого всеми людьми обеспечит гармонию человечества.
Во-вторых, категорический императив делает долгом отношение ко всякому разумному существу не как к средству, а всегда только как к цели.
Сведенные воедино формулировки категорического императива говорят нам о нравственном долге, который выражается в бескорыстном доброжелательстве по отношению ко всякому человеку.
Как мы уже знаем, категорический императив потому и категоричен, что должен действовать при любых условиях. Для него нет никакого «если».
Кроме того, он основан на практическом разуме, на чистой воле, не затронутой чувствами. Долг есть долг, он не может базироваться на любви (а вдруг завтра любовь пройдет?), он есть выражение высшего морального закона, которому человек одновременно и обязан и способен неукоснительно подчиняться. Долг суров, он не терпит поблажек и требует от человека спокойного и последовательного служения.
Надо сказать, что современное массовое сознание, не загруженное изучением философских изысканий прошлых веков, ориентируется, скорее, на «золотое правило», которое всегда выступает как формула житейской мудрости, как практическая рекомендация.
В массовом сознании понимание нравственного долга зависит от представления о соотношении добра и зла. В интересной книге Ю. А. Шрейдера «Лекции по этике» упоминается работа В. Лефевра «Алгебра совести», в которой показано, что моральные оценки бывают двух видов. Для одних людей добро + зло = добро (хорошее не испортишь), для других добро + зло = зло (ложка дегтя портит бочку меда). Сообразно двум этим подходам может быть совершенно различно понят моральный долг.
Первый подход (добро + зло = добро) вменяет человеку долг радикально избегать всякой нетерпимости, идти
Между долгом и виной
на компромиссы, вести политику соглашений, искать золотую середину. Долг в этом случае диктует отказ от любого насилия, потому что при этом добро обращается в зло. Если же добро останется самим собой, бесконечным и терпеливым благожелательством, то оно растворит в себе зло.
Второй подход (добро + зло = зло) делает моральным долгом наступательность добра, его экспансию. Зло должно уничтожаться, выкорчевываться, иначе оно испортит добро, отравит чистый источник. Зло не должно пускать корней и давать плодов, а для этого «добро должно быть с кулаками».
В реальной жизни у людей, как правило, присутствуют, дополняя друг друга, оба подхода. Однако в зависимости от конкретных обстоятельств преобладает то одно, то другое представление о моральном долге: иногда мы считаем себя обязанными идти на компромисс, а порой утверждаем, что наш главный долг — борьба и радикальное противостояние чужому мнению или поведению. Можно также выделить виды культур, где преобладает одна из позиций, а также определить типы личности, склонные к компромиссному или конфронтационному пониманию морального долга.
Представление о моральном долге как бескорыстном неизбирательном доброжелательстве включает в себя запрет на однозначное и категоричное осуждение других — тех, кто не соответствует идеалу. Моральный долг относится в первую очередь к себе самому. Именно к себе должен человек предъявлять наивысшие моральные требования, не стремясь при этом сладострастно уличать других в несовершенстве. Равенство, диктуемое моральным долгом, вменяемое им отношение к другому как к цели никому не позволяет становиться в позу верховного судьи, способного свысока казнить и миловать. «Не судите, да не судимы будете». Целью истинно морального человека, подчеркивает И. Кант, является свое совершенство и чужое счастье, но не наоборот.
_________________________________ Лекция3
Каковы источники нравственного долга? Откуда берется само долженствование, возносящееся над нами, заставляющее подчиняться себе? Рассмотрим ряд версий.
Первая и, возможно, самая древняя версия, возрождаемая ныне целым рядом ученых, — это версия о космическом происхождении нравственных законов и нравственного долга. В эзотерических учениях седой древности мы находим образ живого, одушевленного космоса, многоярусного и многопланового, который живет по особой этике, вырастающей из самого строения, самой структуры тонких планов бытия. Человек и общество — микрокосм, аналог и слепок устройства мироздания, и оттого должны подчиняться тем же неукоснительным этическим законам — доброжелательства, ненанесения вреда, отсутствия «грубых вибраций» злобы, ненависти, гнева, которые обладают огромной разрушительной силой. Говоря современным языком, энергоинформационные законы «тонких миров» таковы, что диктуют необходимость любви и созидания, а не злобности и деструкции.
Вторая, тоже достаточно древняя версия, рассматривает в качестве источника морального долга идеальный мир — царство идей Платона. Это особая сфера бытия, где присутствуют все нравственные образцы, все высшие и совершенные ценности и идеалы, которые человек претворяет в жизнь. Наши конкретные земные представления о должном порождены царством идей и являются бледной копией, слабой тенью этих бессмертных и абсолютных эталонов нравственного.
Третья, наиболее распространенная версия, в общем-то, не противоречащая первым двум, — это версия об укорененности долга в Божьей воле. Нравственный закон вменяет людям Бог, он дает им долг вести себя по-божески и по-человечески: гуманно, справедливо, бескорыстно. Бог, как это выглядит в христианстве, дает людям сначала Ветхий завет, в котором велит не убивать, не красть, отвечать на зло только равным злом. А
Между долгом и виной
потом дает в Новом завете новую мораль, предъявляющую к личности крайне высокие, идеальные требования. Соответствовать им в полной мере могут немногие, лишь избранные: любить врагов, отвечать на зло добром, быть «нищими духом» в смысле отказа от эгоизма и открытости Творцу. Все это требования морального долга для истинного христианина, которые по сей день мало кому удалось исполнить, но которые служат ориентиром сознания для миллионов людей.
Четвертая, светская, версия рассматривает моральный долг либо как продукт человеческого разума, либо как естественный эмоциональный механизм. Первая позиция хорошо видна в творчестве Спинозы, для которого знание законов субстанции является основой мудрого морального поведения, а вторая заявлена в произведениях Руссо, утверждавшего, что сочувствие, эмпатия, альтруизм коренятся в самой природе переживаний, в чувственности человеческой натуры.
Пятая версия — социологическая. Если концепции Нового времени возводили мораль к неизменным качествам человека — разуму и эмоциональности, из чего можно было понять, что и моральный долг для всех времен в общем-то неизменен, то, с точки зрения социологического подхода, мораль — текучий и преходящий лик общественной жизни. Изменение общества и смена культур в корне меняют представление о моральном долге. Общечеловеческое ядро, которое мы можем найти в разных системах морали, не представляет собой какой-то самостоятельной надвременной сущности, а является, скорее, более или менее случайным совпадением, содержание которого диктуется главной функцией морали — регулятивной, позволяющей общности выживать и развиваться. Моральный долг древнего грека, средневекового христианина и безрелигиозного человека конца XX столетия — вещи во многом разные. А дальнейшее развитие человечества, изменение форм его жизни приведет к но-
_________________________________ Лекция 3
вым представлениям о долге, каких не знает современность. Социологическое представление о моральном долге релятивно и зависит от того, в каком конкретном социокультурном контексте этот долг рассматривается.
Шестая версия, которую я хотела бы назвать здесь, — это представление о «высшем я» как источнике нравственного долженствования, причем природа этого «высшего я» нередко не оговаривается, а просто фиксируется наличие некоей структуры, не сводимой к эмпирической личности индивида.
«Высшее я» — лучшее начало в нас, как бы потенциальный максимум наших человеческих возможностей, некая самость, идеальный строй души. Именно оно вменяет личности бескорыстное, благое, а порой и самоотверженное поведение, «заведует» альтруистическими порывами и «спускает» со своей высоты нормы, которые надо выполнять.
До сих пор мы говорили о моральном долге перед другими людьми. А существует ли моральный долг по отношению к самому себе? Большинство мыслителей полагают, что существует. Те, кто ориентирован на Божественное начало, считают, что моральный долг человека перед самим собой заключается в развитии по направлению к Богу, миру идей или вселенскому Разуму. Этот путь можно пройти только через поистине божеское отношение к ближним, поэтому долг человека перед собой — развивать лучшие свои чувства, любить ближнего, быть справедливым, великодушным. Именно эти качества нужны высшим силам бытия и ведут к жизни вечной.
Те, кто исповедует идею «высшего я», видят человеческий долг в бесконечном стремлении нашей эмпирической личности к совершенству, в неуклонной работе души и сердца ради приближения к полноте собственных многогранных духовных возможностей.
Авторы, стоящие на позициях эмпирической жизни, усматривают наш долг перед собой в достижении счастья
Между долгом и виной
— такого счастья, как оно понимается людьми в данную эпоху, в данной культуре. Однако именно полнота самореализации является в наши дни синонимом счастья и полноты бытия. Тот, кто пренебрег своими дарованиями, упустил возможность проявить себя, остался одной лишь нераскрытой потенцией, — не выполнил долга перед самим собой. Но для самораскрытия нужны условия, поэтому долгом современного человека оказывается и забота о материальной стороне собственной жизни, о своем здоровье, о тех атрибутах благополучия, которые позволяют жить полно: ездить по миру, познавать, творить, общаться, многообразно реализовывать себя. -
Кроме того, развитие всех сил своего существа требует свободы и самостоятельности решений. Долг человека перед собой — не позволять собою помыкать, не соглашаться на кабальные отношения, никогда не становиться средством в чужих руках, марионеткой на ниточках. А это значит, что отстаивание своей индивидуальности, собственного видения, отказ от слепого принятия любых навязанных клише — тоже долг человека перед собой.
Долг человека перед самим собой состоит и в том, чтобы по крайней мере попытаться быть счастливым. Нельзя соглашаться на уныние, упадок, пессимизм, на столь частую нынче депрессию. А для этого жизнь должна иметь смысл. Поиск смысла, если он не найден или утрачен, — важнейший долг человека перед самим собой. Обретение смысла не гарантирует счастья, но дает шанс и надежду на него.
Таким образом, современное светское сознание, обязывая людей заботиться о развертывании всех своих лучших потенций, всегда (то в большей, то в меньшей степени) ориентирует их на идеал счастья. Что ж, даже такой моральный ригорист как Иммануил Кант в конце концов согласился, что человек должен не забывать о своем счастье, так как это позволяет ему лучше выполнять нравственный долг по отношению к другим. В общем, к себе надо тоже относиться по-человечески.
_________________________________ Лекция 3
Последней проблемой, которую мы коротко рассмотрим, говоря о долге, будет проблема гипертрофии долженствования. Этическая литература обычно молчаливо обходит подобные сюжеты, так как этики по традиции считают возможным обсуждать лишь позитивную роль моральных установлений, оставляя негатив психологам. Но человек — существо целостное, он не разделен на моральную и психологическую части, разгороженные стеной, поэтому стоит обратить внимание на то, что происходит, когда моральные установки (например установка на долг) подвергаются гипертрофии.
Психотерапевты отмечают, что высказывание «я должен» обычно предполагает установку на свое совершенство. Эта установка, сама по себе вполне хорошая и важная, способна трансформироваться в невротическую истошную требовательность к самому себе, в постоянное переживание собственного несоответствия завышенным требованиям. Человек как бы рисует идеальный портрет собственного «я», а потом бесконечно сокрушается и казнит себя за то, что он несопоставим с этим фантастическим портретом. В таком случае любая неудача превращается в моральную катастрофу, так как демонстрирует индивиду невыполнение должного. « Я должен учиться только отлично», «я должна быть идеальной матерью», «я должен выполнять работу лучше всех» — такие позиции есть выражение надежды на идеальное бесконфликтное решение.
Суперморалист все время обижен. То на себя, то на других, то на всех сразу, и потому он раздражен. А раздражение, хотя это психологическое, а не моральное состояние, очень сильно влияет на характер человеческих взаимоотношений. От раздражения до откровенной злобности один шаг: и миру хочется отомстить, и себя за несовершенство наказать... Вот уже и морали конец. Бесконечно прав был Людвиг Фейербах, когда писал в своей работе «Эвдемонизм», что можно быть нравственным
Между долгом и виной
человеком в смысле господства над собой, отрицания чувственности, можно быть верующим и религиозным человеком и все-таки злым человеком в сердце. Но быть добрым, полагает ведущий материалист XIX в., — это, безусловно, хорошо относиться к людям. И больше ничего. Вдумайтесь: больше ничего. Я тоже думаю, что это так. Категорическое требование сиюминутного совершенства не ведет к добру. К добру ведет реалистичность, способность прощать и спокойное, терпеливое движение к лучшему.
Совесть — внутренний сторож
Совесть — особый морально-психологический механизм, который действует изнутри нашей собственной души, придирчиво проверяя, выполняется ли долг. Главная функция совести — самоконтроль. Совесть напоминает человеку о его моральных обязанностях, об ответственности, которую он несет перед другими и перед самим собой. Совестливый человек — это человек с острым чувством морального долга, предъявляющий к себе высокие нравственные требования. Совестливый никогда не относится к себе снисходительно, спрашивает с самого себя по всей строгости, не ища оправданий. Тихий, но настойчивый голос совести — мощнейшее орудие нравственности, он звучит в человеке тогда, когда никакого внешнего контроля нет, и субъект, предоставленный самому себе, казалось бы, мог действовать безо всяких ограничений. Однако ограничителем безбрежной свободы выступает именно совесть, которая есть предостережение и укор со стороны собственного «я». Совесть тревожит личность, не дает ей морально уснуть, заставляет ее корректировать свои поступки согласно ценностям и установлениям, существующим в обществе.
Бессовестным называют человека, в котором отсутствует совесть как мощный внутренний контролер. Такой человек, по сути дела, безнравствен, ибо им не усвоены,
_________________________________ Лекция 3
не приняты душой важнейшие моральные ориентиры. Бессовестного сдерживает только внешний контроль, его нужно караулить, хватать за руку, стеречь, дабы он не наносил вреда окружающим. Как только существо бессовестное получает свободу, оно тут же проявляет свою безбрежную зловредность: лжет, крадет, издевается над другими без зазрения совести. Интересно то, что психологи обратили внимание на следующий факт: в семьях, где существует жесткий внешний контроль и жестокие наказания, больше шансов вырастить бессовестного человека, не понимающего ничего, кроме плетки. Он будет идти к своей цели, стремясь избегать внешнего наказания и нисколько не обращая внимания на страдания окружающих. В то же время семьи, где превалируют мягкие, доверительные отношения, воспитывают совестливых детей, у которых высок уровень внутреннего самоконтроля и моральной рефлексии. Люди, вырастающие в атмосфере внимания и ласки, глубоко усваивают моральные нормы и идеалы, они сочувствуют окружающим, воспринимают их страдания как свои и стремятся не делать зла.
Совесть — феномен эмоциональный, она проявляет себя через глубокие негативные переживания, самоупреки, укоры, через тревожность и озабоченность человека моральностью и гуманностью своего поведения. О ней говорят «муки совести», «угрызения совести». В древнегреческой мифологии муки совести изображались в виде Эриний — страшных чудовищ, которые неотступно преследуют и терзают человека.
Будучи по своей природе эмоциональной, совесть выступает в каком-то смысле как сверхразумная. Что это значит? Конечно, совесть включается только тогда, когда человек знает моральные нормы. Если он не знает их и «морально невинен», то и совесть в нем не может заговорить. Чтобы переживать по поводу собственного отступления от ценностей, нужно их знать и принимать ду-
Между долгот и виной
шою. В этом смысле совесть связана с разумом. Однако разум — большой хитрец в отношении того, как найти оправдания для нашего неморального поведения. Когда человек отступает от повелений морали, он обычно говорит себе: «я не мог», «я не успевал», «мои старания все равно не дали бы результата», т. е. ищет рациональные, практические аргументы, обосновывающие собственное несовершенство. Вот здесь И вступает в силу сверхразумная природа совести. Совесть игнорирует рациональные аргументы, многословные рассуждения и витиеватые доказательства. Она приходит к человеку чувством, которое без слов говорит: «Ты лжешь себе, ты мог повести себя по-другому». Совесть упрекает молча, но неотступно. Она заставляет людей говорить самим себе правду и в конце концов предпринимать реальные усилия для исправления ситуации, если это, конечно, возможно.
Всегда ли права совесть? Думаю, что утверждать так было бы некорректно.
Совесть — чувство ответственности за конкретно понятый долг, это внутренний самоотчет за выполнение совершенно определенных моральных обязанностей, которые далеко не всегда совпадают с обязанностями абстрактного морального субъекта и могут далеко от них уклоняться. Человек может считать своим долгом совершение кровной мести и мучиться упреками совести за то, что не мог ее совершить. Или некто обязан докладывать начальству о благонадежности окружающих, и его мучает совесть, что он пожалел своего соседа и скрыл от властей его критические разговоры. В подобных случаях всегда встают вопросы: является ли истинным то добро, перед которым мы держим отчет? Тем ли идеалам мы служим? Возникает проблема иерархии ценностей, рефлексии по «поводу самих установок нашей совести. И здесь совесть неизбежно вновь возвращается к разуму, без которого человек не может совершить верный выбор в сложной ситуации.
_________________________________ Лекция 3
Философы, занятые этическими проблемами, нередко обращаются к вопросу: возможна ли чистая совесть? На эту тему существуют два противоположных взгляда. Один взгляд, выражаемый, в частности, выдающимся эти-ком XX в. Альбертом Швейцером, состоит в том, что чистая совесть как таковая невозможна. Это все равно, что круглый квадрат или сапоги всмятку. Если совесть — значит, непременно больная. Чистая совесть, говорит Швейцер, изобретение дьявола!
В подобном случае приводится тот аргумент, что человек совестливый по мере своего самосовершенствования, предъявляет к себе все более высокие требования. Он становится суперчувствительным к малейшему своему отступлению от моральных образцов и начинает переживать такие тонкости, которых обычный индивид и вовсе не заметит. Он все время страдает от своего несовершенства и его совесть, как открытая рана. Тот же, кто говорит, что его совесть чиста, просто не имеет совести, потому что совесть как раз и есть инструмент, указывающий на уклонение от долга. Но ведь мы не ангелы! Мы постоянно грешим, попустительствуем своим слабостям, и, значит, чистая совесть — не более, чем иллюзия или самообман.
Другой взгляд состоит в том, что признавать свою совесть чистой возможно и нужно. Чистая совесть — это сознание того, что ты в общих чертах справляешься со своими моральными обязанностями, что за тобой нет существенных нарушений долга и крупных отступлений от нравственных ориентиров. Зачем надо мучиться, если ты действительно выполняешь то, что положено, и делаешь это честно и охотно? Ощущение чистой совести дает человеку уравновешенность, спокойствие, способность оптимистично и бодро смотреть в будущее. Если у морального индивида возникнут реальные основания для сомнений в правильности того или иного своего поступка, индикатор-совесть моментально заработает. Это произойдет даже раньше, чем возникнет рефлексия, чем появит-
Между долгом и виной
ся мысль — «что-то не так». Но там, где таких реальных оснований нет, изобретать себе муки и посыпать голову пеплом совершенно незачем. Совестливость не должна становиться болезнью, мазохистской страстью, тем самым самоуничижением, которое паче гордыни. В этом случае человек может так увлечься муками совести, что забудет о реальной жизни, которая продолжается.
Чистая совесть — нормальное состояние человека, выполняющего моральный долг, это награда за нравственные усилия. Я совершенно согласна с нашим отечественным этиком XX в. Г. Бандзеладзе, который считает, что без чистой совести добродетель потеряла бы всякую ценность.
Интересное понимание совести дано в работах психоаналитика Э. Фромма. Фромм считает, что совесть бывает двух видов — авторитарная и гуманистическая. Авторитарная совесть выражает нашу подчиненность внешнему авторитету. При авторитарной совести мы некритически усваиваем повеления некоей внешней силы, религиозной или социальной, и выполняем ее волю, потому что боимся. Подчиняясь авторитарной совести из страха наказания, человек следует повелениям, которые далеки от его собственных интересов. Власть преследует свои корыстные цели и использует индивидов лишь как средство, принуждая их к подчинению с помощью формирования механизмов авторитарной совести. Если человек отступает от велений власти, он чувствует себя виноватым перед ней и страдает, боясь последующего наказания. Но как только люди понимают, что власть утратила силу и ничем не может им повредить, они тотчас теряют свою авторитарную совесть и больше не подчиняются тому, перед чем еще вчера робели и преклонялись.
Гуманистическая совесть, по Фромму, это голос самого человека, лучшего начала в нем, способного на саморазвитие. Гуманистическая совесть не дает людям быть рабами, безропотно подчиняться чужим интересам, тра-
_______________________________ Лекция 3
тить жизнь впустую. Она призывает к самореализации, к воплощению в действительность лучших своих сил и возможностей, к тому, чтобы строить свою жизнь в гармонии с другими людьми. Иногда голос совести звучит косвенно через страх старости или смерти, когда человек вдруг понимает, что он не состоялся и не выполнил долга перед самим собой. Совесть — это призыв.
Совесть как зов была понята в XX в. еще одним выдающимся мыслителем Мартином Хайдеггером. Совесть для него сродни истине. Она заставляет человека вспомнить о своей конечности, смертности и вынырнуть из обезличенного обыденного мира, обернувшись к вопросу о Бы-тии и к теме собственной неповторимой индивидуальности. Зов совести приходит в молчании.
Завершая разговор о совести, можно сказать, что она всегда выступает как особого рода внимательность, как осторожное замедление рассмотрения морального сюжета и чуткое вслушивание в ход внутренних и внешних событий — все ли в порядке? Не нужно ли переосмыслить происходящее и предпринять душевные и практические усилия, чтобы восстановить нарушенную моральную гармонию?
Стыд как страх осуждения
Совесть настойчиво напоминает человеку о его ответственности перед собой и перед другими за выполнение моральных обязанностей, говорит о необходимости соответствия им. Двумя важнейшими высокоэмоциональными формами переживания моральной ответственности, а также своего несоответствия велениям долга являются стыд и вина. Остановимся на феномене стыда.
Многие авторы рассматривают стыд как страх перед порицанием извне. Стыд выступает как переживание своего несоответствия моральным требованиям перед лицом Других. Другие люди, с которыми нас объединяют общие представления о добре и зле, о должном и не-
Зак. 49 97
Между долгом и виной
должном, могут осуждать и осмеивать нас, если мы ведем себя несообразно принятым нравственным нормам и образцам, Когда человек трусит или жадничает, предает или проявляет ненужную агрессию, он встречает неодобрение, презрение или насмешку окружающих и стыдится собственных поступков, гневается на самого себя. По выражению К. Маркса, стыд — это гнев, обращенный внутрь. Можно добавить, что этот гнев вызван пониманием своего выпадения из некоего круга значимых Дру-гих, осознанием своего поражения, унижения, преступности и отчужденности.
В стыде мы непосредственно понимаем, как глубоко связаны с окружающими нас людьми, как трудно нам чувствовать себя хотя бы временно третируемыми, непризнанными. И если «на миру смерть красна», то стыд на миру ужасен. Когда человеку стыдно перед людьми за себя или за своих близких, его не спасает от страданий ни богатство, ни высокое положение. Он чувствует за спиной осуждающие взгляды, слышит смешки, в любом шепоте ему мерещится обсуждение его падения, и жизнь поистине превращается в ад. Пасть в глазах окружающих, в глазах общества, опозориться — одна из самых больших морально-психологических бед. Пасть в чьих-либо глазах — это значит потерять высоту, ценность, скатиться на низший уровень, где место только недостойным. Вот отчего люди остро боятся стыда, страшатся позора, опасаются оказаться несоответствующими некоему комплексу требований, предъявляемых сообществом и окружающими. Стыд усиливает самокритику и временно вызывает чувство бессилия.
В стыде доминируют Другие, даже если в момент совершения недостойного поступка человек один и никто непосредственно за ним не наблюдает. Ему может быть стыдно перед собой, а это чувство — не что иное, как спроецированный внутрь нашей души взгляд Других. Другие наблюдают за нами из глубины нашего «я», судят нас
_________________________________ Лекция 3
нашим собственным внутренним голосом, предъявляют моральный эталон, властно указывают на него. В художественной литературе неоднократно описывались ситуации, когда <